СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ................................................... 3 Подраздел 1. Основания для разработки Программы развития .............................. 3 Подраздел 2. Общие затраты и источники финансирования реализации Программы развития.................................................................................................... 5 Подраздел 3. Анализ сферы реализации Программы развития и характеристика проблемы ....................................................................................................................... 5 РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ............... 13 Подраздел 1. Проблема .............................................................................................. 13 Подраздел 2. Цель Программы развития ................................................................. 14 Подраздел 3. Задачи Программы развития.............................................................. 15 Подраздел 4. Целевые группы .................................................................................. 23 РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ............. 28 Подраздел 1. Характеристика выбранного способа реализации Программы развития ....................................................................................................................... 28 РАЗДЕЛ 4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ .... 31 РАЗДЕЛ 5. ИСТОЧНИКИ И ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ .................................................................................................................... 43 РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Подраздел 1. Основания для разработки Программы развития - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2030г.»; - Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»; - Федеральный проект «Успех каждого ребенка»; - Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16) - Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие образования»; - Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратеги развития воспитания в РФ на период до 2025г.»; - Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 25.07.2016 № 09-1790 «О направлении рекомендаций по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности»; - Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 года N 920-ПП «Об утверждении Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2027 года»; - Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 № 588ПП «Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка (Свердловская область)», утвержденный Протоколом заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области от 17.12.2018 № 18; - Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 27.02.2019 № 375 «О разработки стратегий социально-экономического развития административнотерриториальных единиц муниципального образования «город Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года»; - Постановление Администрации города Екатеринбурга от 07.06.2022 № 1523 «Об утверждении Стратегического проекта «Екатеринбургское образование стандарт «Пять звезд»; - Постановление Администрации города Екатеринбурга от 28.10.2022г. № 3360 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие системы образования, создание условий для организации отдыха и оздоровления детей в МО «город Екатеринбург» на 2023 – 2027 годы» Подраздел 2. Общие затраты и источники финансирования реализации Программы развития Таблица 1 Общие затраты на реализацию Программы развития Затраты Сумма тыс. руб. На разработку проекта 0,00 На реализацию проекта 4700,00 руб. Итого 4700,00 руб. Таблица 2 Источник финансирования реализации Программы развития Источники финансирования Сумма тыс. руб. Бюджетные средства, в том числе 4700,00 руб. федеральный бюджет 600,00 руб. региональный бюджет 900,00 руб. муниципальный бюджет 2750,00 руб. внебюджетные средства 450,00 руб. Подраздел 3. Анализ сферы реализации Программы развития и характеристика проблемы 3.1. С 2020 года цель и задачи программы развития Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования – Городского детского экологического центра (далее – МБУ ДО – ГДЭЦ, Экоцентр) реализовывались через создание условий для развития МБУ ДО – ГДЭЦ как ресурсного центра экологического образования, воспитания и повышения качества дополнительного образования школьников. МБУ ДО - ГДЭЦ является базовой и инновационной площадкой для научных институтов и центров различных уровней. Это позволяет привлекать научные и образовательные ресурсы для повышения качества дополнительного экологического образования, формирования экологического мышления у обучающихся города Екатеринбурга. Участие ведущих ученых на всех этапах проведения и оценки конкурсных и просветительских мероприятий не только повышает значимость данных мероприятий, но и активизирует профессиональный уровень педагогических кадров. Данные по участию в инновационных площадках представлены в таблице 1: Таблица 1. Год Учреждение Деятельность, уровень создания 2014 Неправительственный Инновационная площадка экологический фонд им. Всероссийского уровня, организатор В. И. Вернадского регионального тура Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и Всероссийских юношеских Чтений 2021 Научный центр Инновационная площадка Российской академии Всероссийского уровня: «Организация ФГАОУ ВО РГППУ экологически-ориентированного образовательного пространства» 2021 Всероссийская сеть Инновационная площадка и член Ботанических садов на Всероссийской сети Ботанических садов территории Российской на территории Российской Федерации Федерации У экоцентра есть потенциал развивать указанные позиции, стать открытой образовательной и воспитательной площадкой для подрастающего поколения в формировании экологического мышления и образа жизни, создать образовательный кластер по практическим занятиям биологией и экологией, активно используя сетевое взаимодействие с образовательными организациями. Количество мероприятий, организованных Экоцентром, изменяется, однако количество участников остается стабильным (динамика не более 1%). Это говорит с одной стороны о стабильном интересе к данным мероприятиям естественнонаучной и экологической направленности, с другой стороны об ограниченном и неэффективном привлечении новых участников. Резкое увеличение количества мероприятий в 2020 году (увеличение количества мероприятий с 11 до 22) стало следствием организации отдельных небольших конкурсов по разным направлениям в он-лайн режиме в связи с пандемийными ограничениями. Обычно все конкурсы объединяются в крупные мероприятия: фестивали, акции. МБУ ДО - ГДЭЦ проводит мероприятия разного уровня. Например, такие как шествие экологических отрядов, субботники по уборке территории и уходу за насаждениями, День открытых Дверей - Муниципального уровня. Также МБУ ДО - ГДЭЦ является организатором региональных и всероссийских мероприятий, например: регионального тура Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и Всероссийских юношеских Чтений. Все экологические мероприятия, конкурсы носят ярко выраженный воспитательный и исследовательский характер, учат ответственному отношению к живой природе, городской среде, заботиться, трудиться на пользу родного города, например: «Родники», «Марш юных экологов», «Зеленый путь», «ЭКОАЛЬТЕРНАТИВА», «Школа летних исследований», городской сетевой проект «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУТИНКА», «ЭКО-ПОИСК». В МБУ ДО – ГДЭЦ активно используются современные информационнокоммуникационные технологий при формировании запросов обучающихся/ законных представителей и образовательных организаций, рейтингов участников, что отражается на повышении качества дополнительного экологического образования. В работе используются интерактивные формы, значительная часть организационной и информационной работы происходит при помощи интернетресурсов: информирование через сайт и социальные сети, регистрация и сбор отчетов, творческих работ осуществляется через яндекс-формы, рассылка сертификатов - через электронную почту участников, совещания и обучающие семинары – в формате видеоконференцсвязи. Традиционные и современные форматы деятельности способствуют созданию позитивного и безопасного контента, выполняющего воспитательную роль в сети Интернет для детей, информирующего родителей об экологической деятельности детских отрядов города Екатеринбурга по инициативе МБУ ДО – ГДЭЦ. Однако использование интерактивных ресурсов пока носит спонтанный характер. Запланирована дальнейшая работа МБУ ДО – ГДЭЦ по систематизации современной среды, направленной на развитие экологического образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Для реализации всестороннего развития и формирования у обучающихся компетенций экологического образования, умения работать с современным оборудованием в рамках проектной деятельности на основе анализа необходимо провести переоснащение учебных кабинетов и теплиц, создать и развивать экспериментальные модули. Планируется провести оснащение интеллектуальными Qr кодами экологические тропы Харитоновского парка для реализации просветительской деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ. 3.2. МБУ ДО – ГДЭЦ является уникальным учебно-методическим образовательным комплексом, включающим оранжерею - теплицу, сенсорный экологический сад, парк (как исследовательский тренажер), аквазоолабораторию и учебные кабинеты. Для сохранения коллекций регулярно проводятся текущие ремонты здания и теплиц, благоустройство прилегающей территории, получен экспериментальный модуль гидропоники. Экологическая тропа оснащена таблицами с названиями основных деревьев, кустарников, редких декоративных видов, что является важной просветительской деятельностью: посетители Харитоновского парка имеют возможность знакомиться с информацией. В МБУ ДО – ГДЭЦ постоянно совершенствуется и развивается база компьютерной и другой современной техники. Однако на данный момент состояние здания МБУ ДО – ГДЭЦ (крыша, фасад здания и стены теплицы) оценивается как критическое. Отсутствует возможность проводить полноценные занятия по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, в том числе по повышению экологической культуры с использованием коллекции уникальных растений. Стены теплицы имеют многочисленные трещины, остекление требует обработки гидроизоляционными материалами и частичной замены. Система отопления не работает эффективно, поэтому температура в теплице в зимний период не соответствует параметрам, необходимым для нормального жизнеобеспечения тропических растений (при понижении температуры окружающей среды, температура воздуха неоднократно опускалась ниже 10°С, что губительно для растений тропической зоны). Для проведения ремонта и любых работ по оживлению отопления необходимо провести пересадку, обработку и подкормку растений, поскольку растения расположены в больших контейнерах, затрудняющих доступ, как к системам коммуникации, так и к стенам. Для проведения работ по ремонту необходимо обеспечить привлечение денежных средств, в том числе, за счет расширения спектра платных образовательных услуг. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» необходимо рассмотреть возможность создания на базе МБУ ДО – ГДЭЦ Экостанции в рамках регионального проекта, обеспечивающего достижение целевого показателя и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Однако на данный момент Экоцентр обеспечен перечнем средств обучения и воспитания всего на 30% от уровня необходимых для создания Экостанции, поэтому выполняет ключевые показатели эффективности деятельности Экостанции на 40% всего по 3 профильным направлениям: Экомониторинг, Био и Проектирование. 3.3. В Экоцентре 955 мест для обучения детей в возрасте от 5 до 18 лет. В 2022-2023 учебном году реализовывалось 23 программы дополнительного образования по четырем направленностям: естественно-научной, социальногуманитарной, художественной, туристско-краеведческой. 100% программ востребовано, вакансии отсутствуют. Контингент обучающихся стабилен. В последние годы идет увеличение количества бюджетных мест, реализуемых в муниципальном задании. В 2020 году было 865 бюджетных мест, к концу 2022 - 955. При этом изменяется количество мест естественно-научной направленности (от 760 мест в 2020 году, до 850 в 2022 году), наполняемость групп по остальным направленностям остается стабильной (художественная – 15, социально-гуманитарная 30, туристско-краеведческая – 60). Выбор реализуемых программ тесно связан с социальным заказом, который выявляется ежегодно, наличием кадров, материально-технической и учебнометодической базы. В последнее время отмечается увеличение запроса со стороны родителей/законных представителей обучающихся на программы, связанные с цифровым образованием детей, искусственным интеллектом и ранней профилизацией. Результаты выявления запросов родителей (законных представителей) обучающихся представлены в таблице 2. Таблица 2. Год Количест- Художест Туристско- Социально - Естест Техни Физкуль во венная краеведче гуманитар венноческая турноопрошенская ная научная спортив ных ная 2020 563 14 50 28 540 5 12 2021 680 12 42 26 647 8 18 2022 715 13 55 35 679 10 16 Запрос на физкультурно-спортивную направленность стабилен, однако здание Экоцентра не располагает возможностью для ведения спортивных занятий. Данная направленность может быть реализована при использовании сетевого взаимодействия. Вместе с этим отмечается недостаточность учебных помещений Экоцентра для развития талантливых детей. В Центре имеется 2 учебных кабинета. Кабинеты по площадям вмещают не более 8-15 обучающихся для одновременной работы. Кабинетам требуется учебная мебель и современное оборудование. Без дополнительных финансовых ресурсов, направленных на развитие учебнометодической и материально-технической базы, Экоцентр не в силах их удовлетворить. Особенность обучения в Экоцентре состоит в том, что многие обучающиеся зачисляются на несколько программ в АИС «Навигатор», выбирая подходящие по времени. При смене расписания в школе происходит перераспределение обучающихся в середине года. Это осложняет комплектование групп, обеспечивает вакантные места на программах в середине учебного года. В МБУ ДО – ГДЭЦ не сформированы системные механизмы выявления особенностей образовательных потребностей и интересов детей до зачисления на программу, несмотря на то, что в процессе зачисления проводятся разные методики: анкетирование, собеседования и игры в группах для детей. Количество обучающихся в возрасте 5-11 стабильно составляет около 60% контингента. Однако процент обучающихся старшего школьного возраста составляет менее 15%, а в 2022 составил 4%. Из этого следует, что необходимо провести расширение перечня дополнительных общеобразовательных программ для увеличения охвата обучающихся старшего школьного возраста (15-17 лет) программами с использованием современных образовательных технологий с учетом запроса участников образовательного процесса. Вместе с тем стабильно высоким остается спрос на дошкольное образование. Он может быть удовлетворен через реализацию сетевых проектов и ведением сетевых образовательных программ с дошкольными образовательными организациями города Екатеринбурга. Кроме этого, совершенствование учебно-воспитательного процесса возможно при использовании новых материально-технических условий при расширении границ социального взаимодействия и реализации моделей сетевого взаимодействия. В соответствии с запросами родителей (законных представителей) и обучающихся необходимо провести обновление системы профильного и предпрофильного экологического обучения, усовершенствовать систему информирования ОО города Екатеринбурга о мероприятиях, формах и методах взаимодействия, в т.ч. с использованием ИКТ, провести мероприятия, способствующие самоопределению учащихся 9-11 классов. МБУ ДО – ГДЭЦ способствует удовлетворению спроса детей и родителей на образовательную услугу практического биолого-экологического содержания. Дети зачисляются и обучаются на общих основаниях, при подготовке к занятиям педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка. В группах есть дети с разными образовательными потребностями. В МБУ ДО – ГДЭЦ дети с ОВЗ обучаются без предоставления документов на основании заявлений родителей (законных представителей). Отсутствуют в штатном расписании узкие специалисты: психологи, дефектологи. Не все особые потребности пришедших в группу детей могут быть учтены заранее. Важное значение имеет степень выраженности особенности здоровья обучающихся. Процесс диагностики не может быть проведен стандартным образом, и в данном случае педагог опирается только на профессиональный опыт. В контингенте МБУ ДО - ГДЭЦ присутствуют дети с разными образовательными потребностями, например: слабослышащие и глухие, слабовидящие, с умственной отсталостью, с замедленным психическим развитием, выздоравливающие после тяжелых заболеваний или с последствиями тяжелых психологических травм, дети с выраженным нарушением привязанности, особенностями поведения (проблемами в социализации),. Присутствие в группах детей с особыми образовательными потребностями по оценке педагогов составляет ежегодно 16-20% об общего количества обучающихся. Территория, входная группа, учебные кабинеты, санитарные помещения условно/частично доступны для детей с нарушениями развития и/или инвалидностью. При этом в Экоцентре нет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но в рамках повышения доступности образовательной среды необходимо реализовать план мероприятий по обеспечению здания Экоцентра доступности для инвалидов всех категорий на столько, насколько это возможно в здании 1972 года постройки. В рамках работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей, индивидуализации образования в Экоцентре проводятся экологические мероприятия и конкурсы, эко-консилиумы и индивидуальные консультации при подготовке к конкурсам регионального и всероссийского уровня. Ежегодно учащиеся МБУ ДО – ГДЭЦ участвуют в массовых мероприятиях, акциях и конкурсах различных уровней, занимают призовые места. Для реализации мероприятий в соответствии с задачами стратегического проекта «Екатеринбургское образование - стандарт «Пять звезд» необходимо продолжить работу с обучающимися Екатеринбурга для качественного участия в конкурсах эколого-биологической направленности, Всероссийской олимпиаде школьников, научно-практических конференциях и федеральных конкурсах. 3.4. По направлению федерального проекта «Успех каждого ребенка» с 2019 года в МБУ ДО – ГДЭЦ осуществляется внедрение нового организационноэкономического механизма – персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее – ПФДО). С 2023 ведется подготовка к внедрению модели государственного (муниципального) социального заказа. Одним из наиболее значимых ресурсов развития Экоцентра являются кадры. Повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогических кадров на высоком уровне - эта задача стояла перед администрацией Экоцентра в период с 2020 по 2022. Весь педагогический состав МБУ ДО - ГДЭЦ имеет высшее образование. На конец 2022 года в центре работало 11 педагогических работников, из них 2 - внешние совместители. Четыре педагога (36,3%) аттестованы на высшую квалификационную категорию, Три педагога (27,2%) – на первую квалификационную категорию. Два педагога, работающие в Экоцентре в основном штате, имеют ученую степень кандидат наук. Анализируя результаты работы, можно отметить, что в коллективе МБУ ДО ГДЭЦ сохраняется благоприятный социально-психологический климат. Созданы условия для успешного прохождения аттестации педагогическими работниками, для повышения их профессионального саморазвития. Оказана помощь педагогам в обобщении собственного педагогического опыта работы при подготовке к аттестационным мероприятиям. Анализ деятельности выявил и ряд проблем. Типичными проблемами являются отсутствие мотивации у педагогических работников в участии в конкурсах профессионального мастерства разного уровня и недостаточное владение педагогами информационно-коммуникативными технологиями, отсутствие времени и желания педагогов представлять обобщенный опыт работы в виде публикаций. В связи с этим необходимо повысить мотивацию на целенаправленное, непрерывное повышение квалификации педагогов в межаттестационный период и совершенствовать систему методической работы, провести корректировку системы педагогического мониторинга. Для максимально эффективного использования педагогических кадров необходимо создание условий для повышения профессионального уровня педагогических кадров и механизмов мотивации к непрерывному профессиональному развитию, кооперации и взаимодействию в решении образовательных задач. 3.5. Для повышения качества экологического образования необходимо обновление учебно-методической базы, расширение возможности привлечения новых участников мероприятий и привлечение внимания к особенностям естественно-научного образования. Для проведения ПИАР компаний, увеличения возможностей закупки необходимого оборудования для расширения спектра образовательных программ МБУ ДО-ГДЭЦ необходимо активизировать оказание платных образовательных услуг (далее - ПОУ). Оказание ПОУ в МБУ ДО-ГДЭЦ ведется по двум направлениям: Экскурсии и мастерклассы. Уровень КПД по ПОУ в 2022 году составил 1%. Необходимо не только расширить спектр оказываемых ПОУ на основании анализа запроса родителей (законных представителей) и имеющихся ресурсов в МБУ ДО-ГДЭЦ, но и увеличить количество участников, привлекая внимание к уникальному учебнообразовательному комплексу. Повышение уровня и качества оказываемых услуг возможно за счет повышения уровня квалификации педагогов МБУ ДО-ГДЭЦ и привлечения сторонних специалистов. Кроме это необходимо продолжить работу по расширению количества участия обучающихся ОО города Екатеринбурга в проектах, выставках, акциях, мероприятиях, конкурсах и расширению круга социальных партнеров МБУ ДО – ГДЭЦ. Планируется увеличение объемов заключенных договоров (соглашения) с социальными партнерами, договоров о реализации сетевых образовательных программ. МБУ ДО-ГДЭЦ имеет различных социальных партнеров в рамках проведения экологических мероприятий: ОУ, ДОУ, ВУЗы, НИИ, ИРО. Однако заключено всего 5 договоров о сетевом взаимодействии с детскими садами и 2 с коррекционными образовательными учреждениями. Повышение качества дополнительного образования и расширение спектра образовательных программ требует разработки сетевых образовательных программ в соответствии с запросами всех участников образовательных отношений. В основу реализации Программы развития МБУ ДО – ГДЭЦ» на 2023-2027 положен проектный метод, сочетающий организационно-управленческую деятельность администрации Экоцентра и творческую инициативу всего коллектива, отражающуюся в задачах годового плана Экоцентра, разработанных и реализуемых проектах, проводимых конкурсах и мероприятиях. Общим результатом работы станет повышение эффективности деятельности Экоцентра, создание современного образовательного пространства, позволяющего предоставлять качественное дополнительное экологическое образование, соответствующее современным требованиям и высокий уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей, посетителей качеством дополнительного образования в Экоцентре. Программа развития Экоцентра разработана на четыре с половиной года, это период с июня 2023 по 2027 годы. Данный период адекватен для поставленных задач, соответствует срокам реализации Муниципальной программы «Развитие системы образования, создание условий для организации отдыха и оздоровления детей в МО «город Екатеринбург» на 2023 – 2027 годы». В ситуации принятия новых стратегических документов в области дополнительного образования, внедрения значимых изменений в законодательстве на федеральном, региональном, муниципальном уровне в Программу развития допустимо вносить изменения/дополнения после принятия их на Педагогическом совете Учреждения. После этого изменение Программы развития согласовывается с Учредителем, утверждается приказом директора Экоцентра. РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Подраздел 1. Проблема Формулиров ка проблемы Целевые группы Последствия нерешения проблемы Таблица 3. Несбалансированность содержания и используемого ресурсного обеспечения экологического образования и воспитания в МБУ ДО – ГДЭЦ. Несоответствие современным требованиям учебноматериальной базы МБУ ДО – ГДЭЦ, здание и теплицы которого находятся в критическом состоянии и требуют капитального ремонта и/или реконструкции; Недостаточный уровень современных компетенций педагогических кадров для реализации комплекса задач, направленных на обеспечение качества экологического образования. Недостаточный перечень дополнительных общеобразовательных программ профильного и предпрофильного экологического обучения для старших школьников, в том числе с использованием социального взаимодействия и реализации моделей сетевого взаимодействия. Недостаточный уровень внедрения платной образовательной деятельности и привлечения альтернативных источников финансирования. Низкая динамика вовлечения родительской общественности в процессы управления и оценки деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ. Педагоги, методисты, сотрудники МБУ ДО – ГДЭЦ. Обучающиеся от 0 до 18 лет и родители (законные представители) обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ. Для администрации МБУ ДО – ГДЭЦ: снижение имиджа МБУ ДО – ГДЭЦ приведет к отсутствию конкурентоспособности, привлекательности для обучающихся, населения города-мегаполиса. Для педагогов, методистов, сотрудников МБУ ДО – ГДЭЦ: низкий уровень владения современными компетенциями приведёт к невостребованности работников на рынке образовательных услуг и снижению имиджа МБУ ДО – ГДЭЦ. Для обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ: отсутствие равных стартовых возможностей для продолжения освоения образовательных программ экологического содержания следующего уровня, невозможность использования полученных знаний в практической и трудовой деятельности, для участия в знаковых конкурсах и Последствия решения проблемы Всероссийской олимпиаде школьников. Для родителей (законных представителей) обучающихся снижение привлекательности МБУ ДО – ГДЭЦ в получении дополнительного экологического образования, соответствующего современным требованиям. Дефицит ресурсов, обеспечивающих потребности обучающихся в дополнительном экологическом образовании и формировании экологического мышления. Качественные изменения системы экологического образования и воспитания в МБУ ДО – ГДЭЦ: Создание образовательного пространства, позволяющего предоставлять качественное дополнительное экологическое образование соответствующее современным требованиям; Эффективная система выявления и адресной поддержки одаренных детей; Создание образовательного пространства, способствующего развитию личного потенциала педагогов; Для педагогов, методистов, сотрудников МБУ ДО – ГДЭЦ: высокий уровень владения современными компетенциями, востребованность работников на рынке образовательных услуг, повышение имиджа МБУ ДО – ГДЭЦ. Для обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ: равные стартовые возможности для продолжения освоения образовательных программ экологического содержания следующего уровня, использование полученных знаний в практической и трудовой деятельности, для участия в знаковых конкурсах и Всероссийской олимпиаде школьников, высокая активность и успешность в жизни. Для родителей (законных представителей) обучающихся повышение привлекательности МБУ ДО – ГДЭЦ в получении дополнительного экологического образования, соответствующего современным требованиям, вовлеченность родительской общественности в процессы управления и оценки деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ. Подраздел 2. Цель Программы развития Создание условий для повышения качества дополнительного экологического образования, соответствующего современным требованиям, обеспечивающих динамику развития МБУ ДО - ГДЭЦ, его конкурентоспособности, привлекательности для обучающихся, населения города. 14 Подраздел 3. Задачи Программы развития Задача Задача 1 Создание образовательного пространства, позволяющего предоставлять качественное дополнительное экологическое образование, соответствующее современным требованиям; Результат Организация проведения ремонта/модернизации здания и теплиц МБУ ДО – ГДЭЦ Показатель Доля финансирования, направленная на ремонт/модернизацию здания/теплиц, привлеченная с помощью проекта «Инициативное бюджетирование» от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Доля финансирования, направленная на ремонт/модернизацию здания/теплиц, привлеченная с помощью грантовых проектов, конкурсов и других альтернативных источников от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Доля внебюджетного финансирования, направленная на ремонт/модернизацию здания/теплиц от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Таблица 4. Значение показателя 10% 10% 5% Оснащение МБУ ДО – ГДЭЦ современным оборудованием. Доля финансирования, направленная на закупку специализированного оборудования для проведения исследований и мебели, в соответствии с муниципальной программой «Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Доля финансирования, направленная на закупку специализированного оборудования для проведения исследований и мебели, привлеченная с помощью грантовых проектов и конкурсов и других альтернативных источников от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Численность обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами в МБУ ДО – ГДЭЦ (нарастающим итогом к 2027 году), чел 18% 5% 1000 Доля внебюджетного финансирования, направленная на обеспечение доступа для обучения лиц с ограниченными возможностями 16 здоровья 1,5% Сумма бюджетного финансирования, направленная на обеспечение доступа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 7,5% Задача 2 Повышение качества и результативности образовательных услуг Обновление содержания и технологий образования, развитие вариативности реализуемых образовательных программ. Совершенствование оценочной деятельности и учета потребностей Количество дополнительных общеобразовательных программ профильного и предпрофильного экологического обучения для старших школьников. Доля охвата обучающихся программами с использованием современных образовательных технологий. Количество дополнительных общеобразовательных программ, реализованных в сетевой форме. Количество мероприятий для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения предметов естественно-научной направленности на углубленном уровне, единиц. Количество диагностических карт самоконтроля педагогов и обучающихся при проведении занятий и мероприятий. 2 100 7 25 4 17 обучающихся и их родителей (законных представителей) Расширение спектра платной образовательной деятельности и привлечения альтернативных источников финансирования. Количество внутренних и внешних анкет, созданных для изучения запроса потребностей учащихся, педагогов и родителей (законных представителей). Количество платных образовательных услуг, разработанных на основании запроса участников образовательного процесса. КПД платной деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ Количество грантовых проектов и конкурсов, обеспечивших поступление денежных средств в МБУ ДО – ГДЭЦ. 30 10 5% 6 Задача 3 18 Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей, профильного и предпрофильного экологического обучения, организованного в том числе с использованием сетевого взаимодействия Повышение качества работы по сопровождению одарённых и социальноактивных обучающихся Количество образовательных программ, разработанных для работы с одаренными и талантливыми детьми, в том числе с использованием сетевого взаимодействия. Количество победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии. Количество победителей и призёров регионального этапа научно-практической конференции школьников. Количество победителей и призёров регионального этапа конкурсов естественнонаучной направленности. Количество победителей и призёров всероссийского этапа конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций естественнонаучной направленности Доля участников регионального этапа конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций естественно-научной направленности, процент. 6 8 8 20 10 80 19 Повышение качества работы в рамках профильного и предпрофильного экологического обучения. Задача 4 Управление профессиональным ростом педагогов Совершенствование современных компетенций педагогических кадров для реализации комплекса задач, направленных на обеспечение качества экологического образования. Количество образовательных программ профильного и предпрофильного экологического обучения, в том числе с использованием сетевого взаимодействия. Количество обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ, принявших участие в профориентационных мероприятиях и образовательных программах, ежегодно. Количество обучающихся МО «город Екатеринбург», принявших участие в профориентационных мероприятиях, организованных МБУ ДО – ГДЭЦ, в том числе совместно с сетевыми партнерами. Количество сетевых партнеров, принимающих участие в сопровождении одаренных и талантливых детей, профильном и предпрофильном экологическом обучении. 4 Количество диагностических карт, разработанных для оценки проведения занятий и мероприятий, включенных в мониторинговодиагностическую систему отслеживания сформированности основных компетенций педагогов ДО, единиц. Доля педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за 4 200 500 10 100 20 Обновление образовательного пространства, способствующего развитию личного потенциала педагогов Задача 5 Выработка механизмов взаимодействия МБУ ДО – ГДЭЦ, родителей (законных представителей) и обучающихся и социальных партнеров для повышения степени экологического мышления Вовлечение родительской общественности в процессы управления и оценки деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ. последние 3 года повышение квалификации/профессиональную переподготовку с учетом профессиональных дефицитов от общего числа работников, процент. Доля педагогов, освоивших и систематически использующих на практике современные педагогические и информационные технологии, процент. Доля педагогов/методистов, предоставляющих материалы для качественного наполнения официального сайта, для трансляции успешных образовательных практик, процент. Количество консультаций родителям (законным представителям), оказываемых педагогами и методистами МБУ ДО – ГДЭЦ, единиц в год. Уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса по результатам по результатам независимой оценки качества образования, баллы Доля заявлений на обучение, поступивших в электронном виде, от общего количества заявлений, процент. 90 90 1000 90 75 21 Вовлечение обучающихся в процессы управления и оценки деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ. Вовлечение социальных партнеров в экологические мероприятия МБУ ДО – ГДЭЦ. Численность обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ, вовлечённых в деятельность общественных объединений, в том числе волонтёрских и добровольческих, человек ежегодно. Численность обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ являющихся волонтёрами экологической направленности, человек ежегодно. Количество социальных партнеров, участвующих в экологических мероприятиях, организованных МБУ ДО – ГДЭЦ, единиц Количество социальных партнеров, вовлеченных в повышение экологического мышления, единиц 200 40 20 15 22 Подраздел 4. Целевые группы Наименова ние целевой группы Числ енно сть (орие нтир овоч но), чело век Общая характеристика и функции целевой группы Выгода, получаемая от реализации Программы развития 1 2 4 5 Таблица 4. Проблемы и комментарии 6 1. Целевые группы, на которые ориентирована программа развития Педагоги, 23 сотрудники и администрац ия МБУ ДО – ГДЭЦ Группа людей старше 20 лет, имеющих соответствующую квалификацию, и профессионально занимающихся организацией образовательного процесса, реализацией образовательных услуг, воспитательных и социальных проектов для обучающихся Повышение уровня востребованности в образовательном пространстве МО «город Екатеринбург», ориентация их на потребности, обновление содержания и технологий преподавания. Несоответствие содержания используемому ресурсному обеспечению экологического образования и воспитания в МБУ ДО – ГДЭЦ. Обучающиес 955 я МБУ ДО – Группа людей от 5 до 18 лет, обучающаяся в МБУ ДО – ГДЭЦ. Функции: игровая, учебная и Обучающиеся получают равные стартовые возможности для продолжения освоения Несоответствие современным требованиям учебноматериальной базы в связи с ГДЭЦ социально-полезная деятельность. образовательных программ ограниченностью экологического содержания финансирования МБУ ДО – следующего уровня, ГДЭЦ. использование полученных знаний в практической и трудовой деятельности, для участия в знаковых конкурсах и Всероссийской олимпиаде школьников, высокую активность и успешность в жизни. Родители 1530 обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ. Группа людей старше 20 лет, имеющих несовершеннолетних детей, являющихся обучающимися МБУ ДО – ГДЭЦ. Являются заказчиками образовательных услуг МБУ ДО – ГДЭЦ. В соответствии с семейным законодательством обеспечивают посещение ребёнком образовательной организации, сопровождают учебную деятельность в дистанционном Повышение привлекательности МБУ ДО – ГДЭЦ в получении дополнительного экологического образования, соответствующего современным требованиям. Получают полный спектр образовательных услуг экологического направления, удовлетворяющего современным требованиям, потребностям семьи, интересам и способностям детей. Сформированное потребительское отношение к предоставлению любого типа услуг у части граждан. 24 формате. 2. Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию стратегического проекта Педагоги, 23 сотрудники и администрац ия МБУ ДО – ГДЭЦ Группа людей старше 20 лет, имеющих соответствующую квалификацию, и профессионально занимающихся организацией образовательного процесса, реализацией образовательных услуг, воспитательных и социальных проектов для обучающихся Высокий уровень владения современными компетенциями, востребованность работников на рынке образовательных услуг, повышение имиджа МБУ ДО – ГДЭЦ. Недостаточный уровень современных компетенций педагогических кадров для реализации комплекса задач, направленных на обеспечение качества экологического образования. Муниципаль ные образователь ные учреждения – сетевые партнеры МБУ ДО – ГДЭЦ Образовательные организации, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии и реализации образовательных программ в сетевой форме. Повышение уровня востребованности учреждений, выравнивание результатов деятельности, ориентация их на образовательные потребности. Неравномерность развития процессов изменения образовательных результатов в учреждениях из-за разного профессионального уровня кадрового состава и степени их мотивации. 20 25 Родители 1530 обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ. Учреждения профессиона льного образования и ВУЗы СМИ 5 - Группа людей старше 20 лет, Вовлекаются в управление МБУ имеющих несовершеннолетних ДО – ГДЭЦ и оценку его детей, являющихся деятельности. обучающимися МБУ ДО – ГДЭЦ. Являются заказчиками образовательных услуг МБУ ДО – ГДЭЦ. В соответствии с семейным законодательством обеспечивают посещение ребёнком образовательной организации, сопровождают учебную деятельность в дистанционном формате. Низкая социальная ответственность и мотивация при вовлечении родительской общественности в процессы управления и оценки деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ. Образовательные организации профессионального образования и ВУЗы, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии и реализации образовательных программ в сетевой форме. Приток студентов, мотивированных на поступление в конкретное образовательное учреждение. Неравномерность развития процессов изменения образовательных результатов в учреждениях из-за разного профессионального уровня кадрового состава и степени их мотивации. Информирование населения о Значительное влияние на Определение актуальности Сформированное потребительское отношение к предоставлению любого типа услуг у части граждан. 26 знаковых мероприятиях МБУ ДО – ГДЭЦ, привлечение внимания к МБУ ДО – ГДЭЦ, повышение имиджа. формирование общественного оценочного мнения о деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ. тематики, лоскутное предоставление информации часто искажает восприятие результата деятельности. 27 РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Подраздел 1. Характеристика выбранного способа реализации Программы развития Приоритетным способом достижения цели является комплексный подход в решении задач программы развития. Учитывая многозадачность деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ, комплексный подход обеспечивается за счёт решения разнонаправленных и разноуровневых задач, направленных на развитие МБУ ДО – ГДЭЦ. Возможность привлечения различных источников финансирования и участия разных организаций позволяет сконцентрировать усилия на оптимальных направлениях, стимулирующих развитие показателей эффективности работы. Первая задача «Создание образовательного пространства, позволяющего предоставлять качественное дополнительное экологическое образование, соответствующее современным требованиям» направлена на решение проблемы несоответствия современным требованиям учебно-материальной базы МБУ ДО – ГДЭЦ, здание и теплицы которого находятся в критическом состоянии и требуют капитального ремонта и/или реконструкции. Современное образовательное пространство будет создаваться за счёт выполнения следующих мероприятий: организация ремонта/модернизации здания и теплиц МБУ ДО – ГДЭЦ за счет использования всех возможных типов финансирования – бюджетного, внебюджетного и привлечения альтернативных источников финансирования – благотворительности и грантовой поддержки; оснащение МБУ ДО – ГДЭЦ современным оборудованием за счет использования всех возможных типов финансирования – бюджетного, в том числе в соответствии с муниципальной программой «Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург внебюджетного и привлечения альтернативных источников финансирования – благотворительности и грантовой поддержки. создание условий для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (устройство уголка психологической разгрузки, размещение навигационных табличек с шрифтом Брайля и т.д.). Модернизация образовательного пространства производится с целью использования не только в образовательной деятельности, но и организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Вторая задача «Повышение качества и результативности образовательных услуг». Планируется направить деятельность МБУ ДО – ГДЭЦ на обновление содержания и технологий образования, развитие вариативности реализуемых образовательных программ, которые будут учитывать способности и интересы каждого конкретного ребёнка, будут направлены на формирование новых компетенций (коммуникативных, креативных, цифровых, умение работать в команде), освоение новых технологий и форм обучения. Совершенствование оценочной деятельности и учета потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) планируется достигнуть через расширение мониторинговых мероприятий по самооценке обучающихся и педагогов и изучения запроса потребностей участников образовательных отношений. Данные мониторинга позволят более адресно оказывать поддержку обучающимся с особыми образовательными потребностями, расширять спектр образовательных программ, подбирать индивидуальные образовательные траектории. Расширение спектра платной образовательной деятельности и привлечения альтернативных источников финансирования позволит не только увеличить охват участников, но и предоставлять образовательные программы на более высоком уровне. Все эти параметры будут способствовать повышению качества и результатов обучения и способствовать повышению заинтересованности родителей в получении образования в МБУ ДО – ГДЭЦ с учетом интересов и потребностей обучающихся. Решение третьей задачи «Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей, профильного и предпрофильного экологического обучения, организованного в том числе с использованием сетевого взаимодействия» планируется вести по двум основным направлениям: сопровождение одарённых и социально-активных обучающихся и профильное и предпрофильное экологическое обучение. Развитие сетевых форм взаимодействия (4 новые программы для реализации профильного и предпрофильного экологического обучения и 6 для сопровождения одарённых и социально-активных детей) позволят не только оптимизировать и рационально использовать кадровые и материально-технические, содержательные ресурсы участвующих учреждений, но и выстроить индивидуальные образовательные маршруты для указанных групп обучающихся. Повышение качества работы по сопровождению одарённых и социально-активных обучающихся планируется реализовать через подготовку к профильным конкурсам и участию во всероссийской олимпиаде школьников, индивидуальную работу с педагогами центра и научными работниками, организации мероприятий и профильных направлений в рамках оздоровительной компании. Планируется расширить работу за счет привлечения ресурсов высших учебных заведений, учреждений профессионального образования и др. Повышение качества работы в рамках профильного и предпрофильного экологического обучения через работу с педагогами центра и научными работниками, организации мероприятий и профильных направлений в рамках оздоровительной компании. Планируется расширить работу за счет привлечения ресурсов высших учебных заведений, учреждений профессионального образования и др. 29 Задачу «Управление профессиональным ростом педагогов» планируется решить, совершенствуя современные компетенции педагогических кадров в свете обеспечения качества экологического образования. И через обновление образовательного пространства, способствующего развитию личного потенциала педагогов. При направлении педагогов на программы курсовой подготовки планируется учитывать профессиональные дефициты, выявленные на основе диагностических карт, включенных в мониторингово-диагностическую систему отслеживания сформированности основных компетенций педагогов МБУ ДО – ГДЭЦ. Особое внимание при решении задачи планируется уделить недостаточному уровню современных компетенций педагогических кадров, обеспечивающих качественное экологическое образование. Результатом реализации данной задачи должен стать новый педагог, который мыслит экологически и готов реализовывать обучение с помощью новых профессиональных компетенций. Умеет эффективно презентовать себя и свои достижения педагогической общественности на профессиональных смотрах, форумах, конференциях и в профессиональных конкурсах. В рамках решения последней задачи «Выработка механизмов взаимодействия МБУ ДО – ГДЭЦ, родителей (законных представителей) и обучающихся и социальных партнеров для повышения степени экологического мышления» планируется не только вовлекать родительскую общественность и обучающихся в процессы управления и оценки деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ, но и привлекать социальных партнеров к участию в экологических мероприятиях с целью формирования экологического мышления у жителей г. Екатеринбурга. Применение результатов независимой оценки позволяет сделать вывод об уровне удовлетворенности всех участников образовательного процесса и объективности самооценки педагогов и администрации МБУ ДО – ГДЭЦ. Кроме вышеперечисленного необходимо сделать акцент на волонтёрскую экологическую деятельность обучающихся, родителей и социальных партнеров как в рамках работы в МБУ ДО – ГДЭЦ, так и на территории МО «город Екатеринбург». Дополнительно в рамах проекта планируется осуществлять работу со СМИ для информирования населения о знаковых мероприятиях и повышения имиджа МБУ ДО – ГДЭЦ. Мероприятия с родителями будут направлены на экологическое просвещение, выстраивание эффективных коммуникаций, повышение степени ответственности за совместную деятельность. Реализация указанных мероприятий позволит достичь качественных изменений системы экологического образования и воспитания в МБУ ДО – ГДЭЦ. 30 РАЗДЕЛ 4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Таблица 5. Задача Наименование контрольного показателя 1 Создание образователь ного пространства, позволяющег о предоставлят ь качественное дополнительн ое экологическо е образование, соответствую щее современным требованиям; Доля финансирования, направленная на ремонт/модернизацию здания/теплиц, привлеченная с помощью проекта «Инициативное бюджетирование» от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Доля финансирования, направленная на ремонт/модернизацию здания/теплиц, привлеченная с помощью грантовых проектов, конкурсов и других альтернативных источников от общего Един ица изме рени я пока зател я % Теку щее значе ние показ ателя Плановое значение показателя по годам реализации проекта 2023 2024 2025 2026 2027 0 0 2 5 7 10 % 0 0 2 6 8 10 финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Доля внебюджетного финансирования, направленная на ремонт/модернизацию здания/теплиц % Доля финансирования, % направленная на закупку специализированного оборудования для проведения исследований и мебели, в соответствии с муниципальной программой «Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Доля финансирования, направленная на закупку % 0 0 1 6 12 18 0 0 1 2 4 5 2 3 5 32 специализированного оборудования для проведения исследований и мебели, привлеченная с помощью грантовых проектов, конкурсов и других альтернативных источников от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Численность обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами в МБУ ДО – ГДЭЦ (нарастающим итогом к 2027 году), чел Доля внебюджетного финансирования, направленная на обеспечение доступа для обучения лиц с ограниченными Един. 955 955 1000 1000 1000 1000 % 0 0 0 1 1 1,5 33 возможностями здоровья от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ 2 Повышение качества и результативн ости образователь ных услуг Доля бюджетного финансирования, направленная на обеспечение доступа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья от общего финансирования МБУ ДО – ГДЭЦ Количество дополнительных общеобразовательных программ профильного и предпрофильного экологического обучения для старших школьников. Доля охвата обучающихся программами с использованием современных % 0 0 2 4 6 7,5 Един. 0 1 2 2 2 2 70 85 100 100 100 100 % 34 образовательных технологий. Количество дополнительных общеобразовательных программ, реализованных в сетевой форме. Количество мероприятий для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения предметов естественнонаучной направленности на углубленном уровне, единиц. Количество диагностических карт самоконтроля педагогов и обучающихся при проведении занятий и мероприятий. Количество внутренних и внешних анкет, созданных для изучения запроса потребностей учащихся, педагогов и родителей Един. 1 3 5 5 7 7 Един. 10 12 15 17 25 25 Един. 0 1 2 2 4 4 Един. 2 5 10 15 30 30 35 3 Совершенств ование системы выявления и сопровожден ия одаренных и талантливых детей, (законных представителей). Количество платных образовательных услуг, разработанных на основании запроса участников образовательного процесса. КПД платной деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ Количество грантовых проектов и конкурсов, обеспечивших поступление денежных средств в МБУ ДО – ГДЭЦ. Количество образовательных программ, разработанных для работы с одаренными и талантливыми детьми, в том числе с использованием сетевого взаимодействия. Количество победителей и призеров Един. 2 4 6 8 10 10 % 1 2 4 5 5 5 Един. 0 1 3 4 5 6 Един. 0 2 3 4 5 6 1 2 3 4 6 8 Един. 36 профильного и предпрофиль ного экологическо го обучения, организованн ого в том числе с использовани ем сетевого взаимодейств ия регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии. Количество победителей и призёров регионального этапа научно-практической конференции школьников. Количество победителей и призёров регионального этапа конкурсов естественнонаучной направленности. Количество победителей и призёров всероссийского этапа конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций естественно-научной направленности. Доля участников регионального этапа конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций Един. 1 2 3 4 6 8 Един. 5 7 10 13 15 20 Един. 3 5 7 8 9 10 % 60 65 70 75 80 80 37 естественно-научной направленности, процент. Количество образовательных программ профильного и предпрофильного экологического обучения, в том числе с использованием сетевого взаимодействия. Количество обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ, принявших участие в профориентационных мероприятиях и образовательных программах, ежегодно. Количество обучающихся МО «город Екатеринбург», принявших участие в профориентационных мероприятиях, организованных МБУ ДО – ГДЭЦ, в том числе совместно с сетевыми Един. 0 2 3 4 4 4 Един. 50 75 100 130 150 200 Един. 80 100 250 300 400 500 38 4 Управление профессиона льным ростом педагогов партнерами. Количество сетевых партнеров, принимающих участие в сопровождении одаренных и талантливых детей, профильном и предпрофильном экологическом обучении. Количество диагностических карт, разработанных для оценки проведения занятий и мероприятий, включенных в мониторинговодиагностическую систему отслеживания сформированности основных компетенций педагогов ДО, единиц. Доля педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние 3 года повышение Един. 2 3 5 7 8 10 Един. 0 2 3 4 4 4 % 84 100 100 100 100 100 39 квалификации/профессио нальную переподготовку с учетом профессиональных дефицитов от общего числа работников, процент. Доля педагогов, освоивших и систематически использующих на практике современные педагогические и информационные технологии, процент. Доля педагогов/методистов, предоставляющих материалы для качественного наполнения официального сайта, для трансляции успешных образовательных практик, процент % 80 90 90 90 90 90 % 70 75 80 85 90 90 40 5 Выработка механизмов взаимодейств ия МБУ ДО – ГДЭЦ, родителей (законных представител ей) и обучающихся и социальных партнеров для повышения степени экологическо го мышления Количество консультаций родителям (законным представителям), оказываемых педагогами и методистами МБУ ДО – ГДЭЦ, единиц в год. Уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса по результатам по результатам независимой оценки качества образования, баллы Доля заявлений на обучение, поступивших в электронном виде, от общего количества заявлений, процент. Численность обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ, вовлечённых в деятельность общественных объединений, в том числе волонтёрских и Един. 150 200 400 500 8000 1000 90 90 95 95 95 95 % 40 40 65 65 75 75 Един. 0 50 100 150 150 200 Балл 41 добровольческих, человек ежегодно. Численность обучающихся МБУ ДО – ГДЭЦ являющихся волонтёрами экологической направленности, человек ежегодно. Количество социальных партнеров, участвующих в экологических мероприятиях, организованных МБУ ДО – ГДЭЦ, единиц Количество социальных партнеров, вовлеченных в повышение экологического мышления, единиц 0 10 15 20 30 40 Един. 2 3 5 10 15 20 Един. 1 2 5 7 10 15 Един. 42 РАЗДЕЛ 5. ИСТОЧНИКИ И ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Таблица 6. Источник 1. Бюджетные средства: федеральный бюджет областной бюджет бюджет муниципального образования «город Екатеринбург» 2. Внебюджетные средства Действия Финансирование мероприятий программы развития в рамках муниципальных программы «Экология и охрана окружающей среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2021 – 2025 годы, Финансирование мероприятий программы развития за счет средств, поступающих в МБУ ДО – ГДЭЦ от оказания услуг за рамками муниципального задания, а также за счет средств, предоставленных социальными партнерами и по результатам грантовых конкурсов. 43 ПЛАН финансирования реализации Программы развития Наименовани е мероприятия Источники финансирован ия Затраты на реализацию задач и мероприятий, тыс. руб. Таблица 7. Итоговые затраты на реализацию задач и мероприятий, тыс. руб. 2023 2024 2025 2026 2027 2027 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Задача 1 Создание образовательного пространства позволяющего предоставлять качественное дополнительное экологическое образование, соответствующее современным требованиям 1.1. 0 100 200 400 500 600 600 Федеральн организация ый бюджет проведения 0 100 100 300 400 400 400 Областной ремонта/модерн бюджет изации здания и 0 200 300 600 800 1000 1000 Муниципал теплиц МБУ ьный бюджет ДО – ГДЭЦ 20 50 100 200 300 400 400 Внебюджет ные средства 1.2. 0 0 0 0 0 0 0 Федеральн оснащение ый бюджет МБУ ДО – 0 100 250 300 400 500 500 Областной ГДЭЦ бюджет современным 220 440 750 750 Муниципал оборудованием ьный бюджет 0 0 0 0 0 0 0 Внебюджет ные средства 1.3. создание 0 0 0 0 0 0 0 Федеральн 44 условий для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2.1. расширение мониторинговы х мероприятий по самооценке обучающихся и педагогов, и изучения запроса потребностей участников образовательны х отношений 2.2. Расширение спектра платной образовательно й деятельности и привлечения альтернативных ый бюджет 0 0 0 0 0 0 Областной бюджет 0 50 100 150 200 250 Муниципал ьный бюджет 5 10 20 25 30 50 Внебюджет ные средства Задача 2 Повышение качества и результативности образовательных услуг 0 0 0 0 0 0 Федеральн ый бюджет 0 0 0 0 0 0 Областной бюджет 0 0 0 0 0 0 Муниципал ьный бюджет 0 0 0 0 0 0 Внебюджет ные средства Федеральн ый бюджет Областной бюджет Муниципал ьный бюджет Внебюджет 0 250 50 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 45 источников 0 0 0 0 0 0 0 ные средства финансировани я Задача 3Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей, профильного и предпрофильного экологического обучения, организованного в том числе с использованием сетевого взаимодействия 3.1 0 0 0 0 0 0 0 Федеральн подготовка ый бюджет обучающихся к 0 0 0 0 0 0 0 Областной профильным бюджет конкурсам и 0 0 0 0 0 0 0 Муниципал участию во ьный бюджет всероссийской 0 0 0 0 0 0 0 Внебюджет олимпиаде ные средства школьников 3.2 0 0 0 0 0 0 0 Федеральн разработка ый бюджет образовательны 0 0 0 0 0 0 0 Областной х программ бюджет профильного и 0 0 0 0 0 0 0 Муниципал предпрофильно ьный бюджет го 0 0 0 0 0 0 0 Внебюджет экологического ные средства обучения 3.3 Развитие 0 0 0 0 0 0 0 Федеральн сетевых форм ый бюджет взаимодействия 0 0 0 0 0 0 0 Областной бюджет 0 0 0 0 0 0 0 Муниципал 46 3.4. организация мероприятий и профильных направлений в рамках оздоровительно й компании 4.1 совершенствова ние современных компетенций педагогических кадров в свете обеспечения качества экологического образования 4.2 участие педагогов в профессиональн ых смотрах, форумах, ьный бюджет 0 0 0 0 0 0 Внебюджет ные средства 0 0 0 0 0 0 Федеральн ый бюджет 0 0 0 0 0 0 Областной бюджет 0 0 0 0 0 0 Муниципал ьный бюджет 0 0 0 0 0 0 Внебюджет ные средства Задача 4 Управление профессиональным ростом педагогов 0 0 0 0 0 0 Федеральн ый бюджет 0 0 0 0 0 0 Областной бюджет 0 0 0 0 0 0 Муниципал ьный бюджет 0 0 0 0 0 0 Внебюджет ные средства Федеральн ый бюджет Областной бюджет Муниципал 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 47 конференциях, конкурсах ьный бюджет 0 0 0 0 0 0 0 Внебюджет ные средства Задача 5 Выработка механизмов взаимодействия МБУ ДО – ГДЭЦ, родителей (законных представителей) и обучающихся и социальных партнеров для повышения степени экологического мышления 5.1 0 0 0 0 0 0 0 Федеральн вовлечение ый бюджет родительской 0 0 0 0 0 0 0 Областной общественности бюджет и обучающихся 0 0 0 0 0 0 0 Муниципал в процессы ьный бюджет управления и 0 0 0 0 0 0 0 Внебюджет оценки ные средства деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ 5.2 0 0 0 0 0 0 0 Федеральн организация и ый бюджет проведение 0 0 0 0 0 0 0 Областной мероприятий бюджет естественнонау 251 500 750 750 Муниципал чной/экологиче ьный бюджет ской 0 0 0 0 0 0 0 Внебюджет направленности ные средства с привлечением социальных партнеров 5.3 участие в 0 0 0 0 0 0 0 Федеральн 48 мероприятиях независимой оценки качества образования. 5.4 организация мероприятий и родительских собраний по презентации деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ 5.5 волонтёрская экологическая деятельность обучающихся, родителей и партнеров 5.6 работа со СМИ для информировани я населения о ый бюджет Областной бюджет Муниципал ьный бюджет Внебюджет ные средства Федеральн ый бюджет Областной бюджет Муниципал ьный бюджет Внебюджет ные средства Федеральн ый бюджет Областной бюджет Муниципал ьный бюджет Внебюджет ные средства Федеральн ый бюджет Областной бюджет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 49 знаковых мероприятиях и повышение имиджа МБУ ДО – ГДЭЦ. Итого: Муниципал ьный бюджет Внебюджет ные средства Федеральн ый бюджет Областной бюджет Муниципал ьный бюджет Внебюджет ные средства 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 100 200 200 400 350 500 600 600 800 600 900 600 900 1190 1900 750 1000 1250 2750 60 120 225 330 450 450 0 471 25 50