Самообследование 2023

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования –
Городской детский экологический центр

РАССМОТРЕН
на Педагогическом совете
от 12.04.2024 г. № _4

УТВЕРЖДЕН
приказом по МБУ ДО – ГДЭЦ
от 15.04.2024 г. № 27/1-од
Директор _____________ Е.Ю. Власова

ОТЧЕТ
о результатах самообследования
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования –
Городской детский экологический центр
за 2023 год

Информационная справка
Название по Уставу
Сокращенное название
Учредитель

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования - Городской детский экологический центр
МБУ ДО-ГДЭЦ
Департамент
образования
Администрации
города
Екатеринбурга

Место
нахождения
620000, г. Екатеринбург, ул. Ленина 24.
Учредителя:
ОрганизационноБюджетное учреждение
правовая форма
Тип МБУ ДО - ГДЭЦ,
организация дополнительного образования
вид МБУ ДО - ГДЭЦ
Год основания
30.03.2004г.
Место нахождения ОУ: 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта,44, литер Т
юридический адрес,
фактический адрес
Телефоны, факсы
8 (343) 388-07-48
E-mail
do-eco@eduekb.ru
Адрес сайта в
https://eco-gdec.uralschool.ru
Интернете
Фамилия, имя,
Власова Елена Юрьевна
отчество руководителя
Лицензия на право
Лицензия на образовательную деятельность:
ведения
Регистрационный номер лицензии: № Л035-01277образовательной
66/00194679
деятельности
Дата предоставления лицензии: 27 апреля 2016 г.
Выдана: Министерством общего и профессионального
образования Свердловской области, действующая.
Нормативные
1. Свидетельство о внесении записи в Единый
документы
государственный реестр юридических лиц о юридическом лице,
регистрации
зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серия 66, №
учреждения о внесении 002144680, за основным государственным регистрационным
в Единый
номером 1026604959908, выдан в Инспекции МНС России по
государственный
Кировскому району г. Екатеринбурга 20.11.2002г.
реестр юридических
2. Свидетельство о постановке на учет Российской
лиц, о постановке на
организации в налоговом органе по месту нахождения ИФНС
учет в налоговом
России по Кировскому району г. Екатеринбурга серия 66 №
органе по месту
007493861.
нахождения
3. Устав (новая редакция) МБУ ДО - ГДЭЦ, 2015г.,
образовательного
Распоряжение Управления образования от 29.12.2015г.
учреждения, изменения № 2793/46/36.
к уставу
4. Лист записи Единого государственного реестра
юридических лиц в ЕГРЮЛ от 21 января 2016г.
5. Изменения к Уставу Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования - Городского
детского экологического центра Распоряжение Департамента
образования Администрации города Екатеринбурга № 716/46/36
от 13.02.2017г.
6. Изменения к Уставу Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования - Городского

детского экологического центра Распоряжение Департамента
образования Администрации города Екатеринбурга №
3842/46/36 от 05.12.2017г.
7. Изменения к Уставу Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования - Городского
детского экологического центра Распоряжение Департамента
образования Администрации города Екатеринбурга № 367/46/36
от 05.03.2018г.
8. Изменения к Уставу Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования - Городского
детского экологического центра Распоряжение Департамента
образования Администрации города Екатеринбурга от
21.01.2019г. № 85/46/36
9. Изменения к Уставу Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования - Городского
детского экологического центра Распоряжение Департамента
образования Администрации города Екатеринбурга от
14.08.2023 г. № 1667/46/36

МБУ ДО - ГДЭЦ расположен в центральной исторической части города
Екатеринбурга, вблизи различных транспортных развязок, что обеспечивает обучаемым
удобство посещения занятий, даёт возможность широкого охвата дополнительным
образованием значительного количества детей школьного и дошкольного возраста.
Учитывая территориальную разобщённость административных и жилых районов города,
отдалённость городских окраин, площадь учебных кабинетов Центра, учебный процесс
организован на основной базе – в здании Центра и на опорных площадках – в
образовательных учреждениях города. МБУ ДО – ГДЭЦ размещается в отдельно стоящем
двухэтажном каменном здании с пристроенными теплицами. Одним из учебных
кабинетов является аквазоолаборатория. Общая занимаемая площадь здания – 498,4 кв. м.,
площадь учебных кабинетов – 127,2 кв. м., площадь двух теплиц – 197 кв. м. В теплицах
собрана коллекция комнатных растений, насчитывающая более 200 видов биологического
разнообразия комнатных растений и около 600 экземпляров. Аквазоолаборатория
располагает свыше 40 видами биологического разнообразия представителей фауны,
коллекцией зоологических экспонатов, свыше 500 единиц хранения. Здание Центра
расположено на территории Харитоновского парка, памятника ландшафтной архитектуры
ХIХ века, что в сочетании имеющимися ботанической и зоологической коллекциями
Центра, позволило педагогам создать уникальную учебно-методическую базу, имеющую
привлекательность для детей и осуществления дополнительного экологического
образования.
Оценка системы управления образовательной организации
Единоличным исполнительным органом МБУ ДО - ГДЭЦ является директор, который
осуществляет текущее руководство деятельностью.
Органами коллегиального управления Учреждения являются:
- Общее собрание работников;
- Педагогический совет.

Общее собрание работников является коллегиальным органом управления МБУ ДО
– ГДЭЦ, осуществляющим свои полномочия бессрочно. Основная задача Общего
собрания работников – коллегиальное решение важных вопросов жизнедеятельности
коллектива работников МБУ ДО - ГДЭЦ.
Общее собрание трудового коллектива собирается по мере необходимости. Общее
собрание вправе принимать решения, если в его работе участвует более половины
сотрудников, для которых МБУ ДО - ГДЭЦ является основным местом работы. Решения
общего собрания трудового коллектива принимаются простым большинством голосов
присутствующих на собрании работников. К исключительной компетенции Общего
собрания трудового коллектива относится:
- рассмотрение и принятие Устава МБУ ДО - ГДЭЦ, его новой редакции, изменений
(дополнений) к нему;
- утверждение правил внутреннего трудового распорядка по представлению
директора МБУ ДО - ГДЭЦ;
- принятие решения о заключении коллективного договора, его утверждение и
контроль за его выполнением, утверждение коллективных требований к работодателю.
Педагогический совет является коллегиальным органом управления МБУ ДО ГДЭЦ, осуществляющим свои полномочия бессрочно. В состав Педагогического совета
входят:
директор МБУ ДО – ГДЭЦ, старшие методисты,
штатные педагогические работники МБУ ДО - ГДЭЦ.
Педагогический совет избирает из своего состава открытым голосованием
председателя и секретаря. Председатель и секретарь Педагогического совета выполняют
свои обязанности на общественных началах. Педагогический совет правомочен
принимать решения, если в его работе участвуют более половины (может быть 2/3) его
членов. Решение принимается открытым голосованием, простым большинством голосов
присутствующих (более 50%).
Педагогический совет не имеет полномочий выступать от имени МБУ ДО – ГДЭЦ.
Компетенция Педагогического совета:
− обсуждает и согласовывает планы работы МБУ ДО - ГДЭЦ;
− осуществляет текущий контроль промежуточной, итоговой аттестации
учащихся;
− принимает решение о награждении учащихся;
− принимает решение о мерах педагогического и дисциплинарного воздействия к
учащимся в порядке, определенном Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и настоящим уставом;
− вносит предложение о распределении стимулирующей части фонда оплаты
труда;
− принимает программу развития МБУ ДО - ГДЭЦ.
Педагогический совет руководствуется в своей деятельности федеральным
законодательством и законодательством Свердловской области, другими нормативными
правовыми актами об образовании, Уставом, Положением о Педагогическом совете.

Организационная структура:
Старший методист
(2 ст.)
Секретарь (1 ст.)

Директор
1 ст.

Системный
администратор (1 ст.)
Заведующий отделом
( 1ст.)

Педагог
дополнительного образования (11.3 ст.)
Методист (3 ст.)

Педагог-организатор (0,66 ст.)
Техник(лаборант) по уходу за растениями (1
ст.)
Рабочий по комплексному обслуживанию и
ремонту здания (1,5 ст.)
Уборщик служебных помещений (1 ст.)

Заведующий
хозяйством (1 ст.)

Техник(лаборант) по уходу за животными (1 ст.)

Оценка образовательной деятельности
Основным видом деятельности МБУ ДО - ГДЭЦ является реализация
дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.
Организация учебно-воспитательной деятельности МБУ ДО - ГДЭЦ имеет свои
особенности:
- максимальная включенность педагога и обучающегося, личностное влияние
педагога на учащегося;
- учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
- обучение организуется на добровольных началах при инициативности и
активности всех участников (дети, родители, педагоги), а также в отсутствии жесткой
регламентации действий и результата;
Учащимся предоставляется возможность:
- сочетать различные направления и формы занятий (со стороны ребенка);
- переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню
интеллектуального развития);
- предоставляется свобода выбора направлений, видов деятельности и
возможности смены сферы деятельности в течение года;
- коллективом МБУ ДО - ГДЭЦ создаются наиболее комфортные условия
пребывания детей на занятиях, принципиально отличающиеся от условий обучения в
школе;
- предоставляется многообразие видов и направлений деятельности на базе
общекультурных, художественных, социальных, бытовых, профессиональных и прочих
интересов детей;
- учебная деятельность направлена на развитие творческих способностей учащихся,
развитие познавательного интереса и возможность сочетания различных направлений и
форм занятий при наибольшем приближении к природным основаниям развития ребенка,
когда акцент ставится на общении, на передаче опыта старшего младшему;

- образовательная и воспитательная деятельность осуществляется и в каникулярное
время в рамках реализации краткосрочных программ естественнонаучной направленности
в полевых экспедициях, эколого-биологических и краеведческих походах, когда учащиеся
выходят за рамки комфорта и изучают объекты в естественной для них среде;
- учебно-воспитательная деятельность происходит в условиях неформального
содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью
совместной деятельности. Отличается, демократичностью общения, что способствует
более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального
общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве,
помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений;
- активно развиваются детско-родительские отношения в рамках воспитательной
программы МБУ ДО - ГДЭЦ.
Экологический центр выстраивает свою образовательную деятельность
естественнонаучной направленности в соответствии с содержательной линией
экологического образования, в связи с чем, содержание образовательных программ
детских объединений наполнено экологическими знаниями и в процессе образовательной
деятельности формируется экологическое мировоззрение и экологическая культура
учащихся.
Эколого-биологическое образование в современном мире является необходимой
составляющей современной культуры. Получение экологических знаний, приобретение
экологического опыта, выработка соответствующих умений и знаний, в целом выработка
экологического мировоззрения должна осуществляться сегодня не только в рамках
учебной деятельности школьников, но и процессе дополнительного экологического
образования.
Дополнительные образовательные общеразвивающие программы, реализуемые в
МБУ ДО – ГДЭЦ обладают широкими возможностями для формирования у детей
фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей — умений проводить исследование в природе, соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Уровни освоения
программ предполагают формирование способности использовать приобретенные знания
в практической деятельности (в самостоятельных действиях в окружающей природной и
социальной среде) и представлять свои исследовательские работы на конференциях и
олимпиадах разного уровня, обсуждать их результаты с учеными.
Для оценки достижения результатов обучения и воспитания учащихся
педагогами проводится:
− итоговая диагностика (тестирование, вводное, после прохождения темы,
итоговое; опрос); оценивание творческих работ учащихся;
− мониторинг участия в выставках, конкурсах, слетах, сборах;
− активность в полевых практиках и исследовательских экспедициях и
походах,
− анализ портфолио;
− социальная адаптация.
Система воспитания выстраивается на основе интересов и собственного выбора
учащихся. Гуманистический характер образования предполагает реализацию
воспитательных задач на каждом учебном занятии и проводимом мероприятии и нацелен

на духовное развитие личности каждого участника образовательной деятельности.
Основные подходы в организации воспитательного процесса: системный, деятельностный
и личностно-ориентированный. Важнейшим аспектом воспитательной системы является
максимальное снижение негативного влияния социума на учащихся и использование всех
позитивных возможностей для многогранного развития личности детей. С этой целью им
предоставляется возможность выразить себя, участвуя в различных конкурсах, выставках,
играх, акциях и других мероприятиях городского, областного, российского уровня или в
рамках детского объединения.
Система воспитания, реализуемая в МБУ ДО - ГДЭЦ призвана обеспечить
достижение учащимися следующих личностных результатов:
− формирование основ российской идентичности;
− готовность к саморазвитию;
− мотивация к познанию и обучению;
− ценностные установки и социально-значимые качества личности;
− активное участие в социально-значимой деятельности.
В центре программы воспитания МБУ ДО - ГДЭЦ, в соответствии с образовательными
ориентирами, находится личностное развитие учащихся, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира и воспитание экологически
грамотной личности, стремящейся снизить нагрузку на окружающую среду. В детских
творческих объединениях действует ученическое самоуправление, обеспечивающее
развитие социально-активной личности.
Цель образовательной деятельности - формирование основ экологической культуры
и экологически грамотного поведения детей и подростков в современных экологических
условиях мегаполиса.
Для достижения поставленной цели направлено решение следующих задач:
-обеспечить высокое качество и эффективности дополнительных образовательных
услуг, оказываемых Центром;
-создать условия для позитивного восприятия и отношения ребёнка к
окружающему миру для инициативности, самостоятельности и творческого освоения
детьми системы отношений с окружающим миром и удовлетворения потребностей детей в
активной экологической деятельности в естественных социальных и природных условиях;
-откорректировать и расширить спектр образовательных услуг и программ для
работы с детьми, требующими особого внимания (дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети – инвалиды), одарёнными детьми, инвалидами и взрослыми;
-расширить сетевое взаимодействие и социальное партнёрства Центра;
-развивать здоровьесберегающую образовательную среду;
-совершенствовать уровень профессиональной компетенции педагогов, как залог
повышения качества образования;
-совершенствовать материальную базу Центра;
-сохранить и приумножить лучшие традиции Центра в образовательном процессе,
методической работе, организационно – массовой деятельности;
-создать условия для обеспечения высокого уровня научно-методического
сопровождения образовательного процесса;

-повышение эффективности и качества оказания дополнительных образовательных
услуг за счёт использования инновационных педагогических технологий и методов
обучения, расширения образовательного пространства, повышение профессиональной
компетентности педагогических работников, мотивации педагогов к саморазвитию и
творчеству.
Образовательная
деятельность
по
дополнительным
образовательным
общеразвивающим программам МБУ ДО – ГДЭЦ направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
федеральных
государственных требований.
Основные направления и содержание образовательной деятельности за 2023 год
Цель и задачи программы развития в 2023 году реализовывались через создание
условий для развития МБУ ДО – ГДЭЦ как ресурсного центра экологического
образования, воспитания и повышения качества дополнительного образования
школьников.
Основными видами деятельности являются следующие:
- Организация, проведение и участие в городских конкурсах и фестивалях
экологической направленности и областных конкурсах юных исследователей природы;
- подготовка и проведение отчётных мероприятий;
- организация экскурсий, походов и экспедиций;
- организация лабораторных и практических занятий;
- участие в выставках, праздниках, эколого-биологических и интеллектуальнотворческих играх, викторинах и конкурсах разного уровня;
- участие в природоохранных мероприятиях, днях добрых дел, акциях различного
рода («Раздельное накопление ТКО», «Марш юных экологов» и др.);
- организация практикумов по профилям детских объединений; практической
работы на территории Харитоновского парка;
- организация тематического летнего лагеря;

- волонтерская экологическая деятельность в рамках детских творческих
объединений;
- организация учебно-исследовательской и экспериментальной деятельности
учащихся;
- участие в научно-практических конференциях и конкурсах городского, областного
и российского уровня, международного уровней;
- осуществление деятельности по формирование экологического менталитета через
проекты и акции не только у обучающихся, но и у жителей города.
Развитие содержания образования в МБУ ДО - ГДЭЦ идет постоянно, что
определяется динамикой изменения направления работы детских творческих
объединений, более серьезным подходом к подбору содержания образовательных
программ, результатами деятельности наших педагогов и учащихся. Прослеживается
ежегодное увеличение спектра предлагаемых образовательных услуг: количество
образовательных программ, образовательных программ последующих годов обучения и
разных возрастов учащихся. В образовательной деятельности МБУ ДО - ГДЭЦ
наблюдается преемственность образовательных программ, некоторые программы
составлены с учетом поэтапного их изучения. Создан целый комплекс условий для
учащихся, стремящихся глубоко изучить экологию и биологию. По окончанию курса
учащиеся имеют возможность заниматься реферативной, опытнической, учебноисследовательской деятельностью в исследовательских группах по направлению детского
объединения, что также является продолжением курса, но на более высоком уровне. В
2023 учебном году организовано:
- 26 детских объединений по дополнительным общеобразовательным
(общеразвивающим) программам, в них занималось 1391 учащихся, из них 1252
учащихся первого года обучения, 80 третьего года обучения, 20 учащихся четвертого
года обучения, 39 учащихся пятого года обучения;
- по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам (за
счет средств ПФДО). С 21.11.2023 года по 6 сертифицированным программам
занимаются 117 учащихся.
Вся работа по учебно-воспитательной деятельности была направлена на создание
условий для творческого саморазвития на основе общения, сотрудничества, взаимного
доверия, взаимопонимания педагога и ребенка.
Контингент
Дети и подростки в возрасте от 5 до 18 лет, изъявившие желание заниматься по
одной или нескольким дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам, реализуемым МБУ ДО - ГДЭЦ.
МБУ ДО-ГДЭЦ осуществляет непрерывное образование детей на бюджетной
основе:
Контингент учащихся стабилен, соответствует лицензионным требованиям и Уставу.
Анализ контингента учащихся МБУ ДО - ГДЭЦ показал увеличение в 2023г.
Общая численность
учащихся

2023
1391

2022
985

2021
855

Распределение по возрастам:
4-6 лет
7-10 лет
592
367

11-15 лет
401

16-18 лет
31

Среди учащихся доля дошкольников составляет 42,6%, образовательная услуга для
данной категории обучаемых является наиболее востребованной в городе, а степень
предоставления услуг для дошкольников в целом по городу недостаточна. МБУ ДО ГДЭЦ способствует удовлетворению спроса детей и родителей на образовательную
услугу.
МБУ ДО - ГДЭЦ представляет собой открытое творческое образовательное
пространство для всех детей города, в том числе одаренных.
Необходимо отметить, что 36,7% обучаемых среднего и старшего звена, это
достойный показатель высокого уровня преподавания, в первую очередь - педагогами
образовательных программ естественнонаучной направленности, это способствует
формированию естественнонаучной грамотности школьников и выбору профессии с
высоким уровнем осознанности и подготовки.
Для повышения качества образования МБУ ДО - ГДЭЦ, развития социальной
активности школьников города Екатеринбурга в течение длительной деятельности
осуществляет широкое взаимодействие с ВУЗами, Университетами, НИИ.
В МБУ ДО - ГДЭЦ занимаются дети из свыше 65 образовательных учреждений
города Екатеринбурга, в том числе повышенного статуса:
Гимназии: 2, 5, 9, 12, 13, 35, 37, 40, 45, 47, 70, 94, 108, 174, Классическая гимназия
№104
Лицеи: № 3, 88, 100, 110, 130,135, 180.
ОУ № 1, 4, 8, 16, 30, 36, 43, 75, 76, 113, 125, 134, 145, 146, 155, 157, 159, 163, 165,
177, 205, 208.
ДОУ № 97, 146, 179, 262, 288, 345, 369, 372, 376, 393, 468, 501, 505, 520,536.
Учреждения с детьми с ОВЗ: ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9»,
«Екатеринбургская школа-интернат №7», «Центр психолого-медико-социального
сопровождения «Эхо», речевая школа.
ГАПОУ СО «ЕПТТ им. В.М. Курочкина».
ГАПОУ СО Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар».
Направленности образовательных программ:
МБУ ДО - ГДЭЦ оказывает муниципальные услуги по реализации дополнительных
общеразвивающих программ по четырем направленностям:
естественнонаучная – 1256 учащихся;
художественно-эстетическая – 43 учащихся;
социально-гуманитарная – 41 учащихся;
туристско-краеведческая – 51 учащихся.
Перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
Название ДООП
Аквариумистика
Террариумистика

Уровень
программы

Возраст
учащихся

Естественнонаучная направленность
Базовый
10-17 лет
базовый
10-17 лет

Количество
учащихся,
чел.
22
20

Гидробиология
базовый
10-17 лет
Загадочный мир нашей планеты
базовый
7 -12 лет
Зоолог-исследователь
стартовый
7-17 лет
Зоолог-исследователь
базовый
10-15 лет
Зоолог-исследователь
продвинутый
12-17 лет
Мир на ладошке
стартовый
5-7 лет
Прекрасные спутники наши
базовый
8-17 лет
Друзья природы
базовый
7-12 лет
Умка
базовый
5-7 лет
Загадочный мир нашей планеты
базовый
12-14 лет
Соседи по планете
базовый
7-12 лет
Цветоводство
и
ландшафтная
базовый
9-15 лет
архитектура
Чувство природы
базовый
5-7 лет
Школа биолога - натуралиста
стартовый
7-17 лет
Школа биолога - натуралиста
базовый
12-14 лет
Экологический
мониторинг
базовый
10-17 лет
окружающей среды
Экология животных
базовый
7-17 лет
Биологические практики
базовый
10-12 лет
Я - сити-фермер
базовый
10-12 лет
Цветоводство
и
ландшафтная
базовый
9-12 лет
архитектура
Экодело
базовый
10-17 лет
Путешествие по Солнечному городу
базовый
10-12 лет
Сложное - просто или как это сделать
базовый
7-13 лет
Туристско-краеведческая направленность
Экологический туризм
стартовый
10-17 лет
Экологический туризм
базовый
12-17 лет
По-Екатеринбургу на английском
базовый
10-12 лет
Социально-гуманитарная направленность
Моя будущая профессия
базовый
10-17 лет
Художественно-эстетическая направленность
Экофантазеры
базовый
6-10 лет
Художник-натуралист
базовый
6-10 лет

20
75
20
20
20
15
140
15
27
60
30
40
423
40
40
20
40
64
15
40
15
15
20
18
18
15
41
23
20

В 2023 г. в МБУ ДО - ГДЭЦ продолжена реализация 21 дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. Семь программ прошли
сертификацию. Образовательные программы педагогов дополнительного образования
МБУ ДО – ГДЭЦ научно проработаны, содержат большое количество практических,
лабораторных работ, проектов исследовательской деятельности.
В 2023 г. обновлены практически все программы. Введены и апробированы новые
программы: «Путешествие по Солнечному городу», «Эко-дело», «Художник-натуралист»,
«Моя будущая профессия», «Я – сити-фермер», «Биологические практики».
В МБУ ДО - ГДЭЦ в 2023г. продолжилась деятельность по развитию условий для
реализации программ - увеличивается биоразнообразие видов учебно-методического
комплекса: в оранжерее, теплице, в аквазоолаборатории и в полевом исследовательском
тренажере Харитоновского парка.

Достижения учащихся:
Мероприятие
Всероссийские чтения им. Вернадского
5 Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ
ЭКО-ПОИСК
Городской конкурс Нам по пути
Всероссийская Олимпиада Созвездие Категория Флора и
Фауна
Всероссийский форум ЭкоПРО
Всероссийский конкурс детских анималистических проектов
им. В.М. Смирина, 2023 г.
Межрегиональная конференция
Высший пилотаж
На пути к познанию
Чистая планета
Фотоконкурс моя малая Родина - Всероссийский
Всероссийский конкурс «Как я стал юннатом»
Региональный конкурс «Первые шаги в науке»
Турнир юного биолога
Этологическая конференция – региональный
День зверей в зоопарке
Открытая лаборатория
Конференции зеленый след
Городской конкурс «Зеленый трамвай»
Конкурс «Старт в науке»
ХII городская эколого-биологическая олимпиада очный этап
Городской конкурс творческих работ «В объективе»
Эколого-биологическая олимпиада для школьников
Екатеринбургского зоопарка
Конкурс Роспотребнадзора

Результативность
2 грамоты победителя
1 диплом лауреата
1 диплом победителя
2 диплома в номинации
2 диплома Гран-при
Грамота призера
1 сертификат
7 дипломов
1 диплом
1 сертификат
1 сертификат
6 дипломов
2 грамоты победителя,
2 грамоты призера
2 диплома призера, 1
участник
участник
3 грамоты призера
призер,
6 грамот призера
1 сертификат
1 грамота победителя
Диплом участника
Диплом участника
1 грамота победителя,
3 диплома
Творческая работа
Коллективный отчет
1 грамота победителя
1 исследовательских работ
1 грамота призера
Творческая работа 1
исследовательская работа
1
10 творческих работ

Сведения об открытых мероприятиях, проводимых для образовательных
организаций города Екатеринбурга
Название мероприятия

Количество
участников, чел.

Проект «Экологическая паутинка» в рамках «Единого дня
ученического мониторинга городской среды и улучшения ее
комфортности»
Форсайт – сессия «Экологический патруль»
Городской экологический конкурс «Марш юных экологов!»
Научно − методический семинар для образовательных организаций
(ЭКО-консилиум). Эволюция по Дарвину и не очень: изобретения без
изобретателя и куда идёт прогресс.
Флешмоб «Мой день земли!» (До и После)
ЕДМ (единый день ученического мониторинга)
Акция: «Маленькие герои большой войны!»
Установочный семинар «Цветущий город»
Городской экологический конкурс в лабиринтах живой природы!
- Очный этап для финалистов городского экологического конкурса "В
лабиринтах живой природы":
- ЭКО~КВЕСТ для финалистов Городского экологического конкурса
«В лабиринтах живой природы»
Городской экологический конкурс «школа летних исследований»
(«ЛИСС»)
Городской экологический конкурс «Марш юных экологов».
Городской экологический конкурс "Зеленый трамвай".
Открытая акция «Найди воробья!
городская научно- познавательная игра «ЕстественникУм»
Научно−исследовательский семинар для учащихся
«В поисках зеленого квадрата»
Почвенный практикум «Оценка экологического состояния почв на
территории образовательных учреждений и в лесопарках г.
Екатеринбурга».
V Всероссийский открытый экологический конкурс юных
исследователей окружающей среды", имеющий статус регионального
тура Всероссийского конкурса имени В. И. Вернадского (г. Москва);
Акции по раздельному накоплению ТКО: макулатуры, пластика,
крышек
Участие в мероприятии «Теплота». Екатеринбург
День птиц в Белинке.
Экологический Субботник «Наша зеленая планета»
Посадка деревьев на «Майской прогулке»
Акция «Посади дерево!»
Городской лагерь по профориентации «Школа мультимедиа»
Городской лагерь по профориентации «Школа Экологического
туризма»
Городской лагерь по профориентации «Школа ландшафтного
архитектора» и участие в Кейс-Чемпионате ПРОФИ
Учебный выезд для школьников Екатеринбурга в Уральский сад
лечебных культур имени профессора Л.И.Вигорова, УГЛТУ
Экскурсии выходного дня
Летний экологический интенсив «Я хочу стать…»
Летний экологический интенсив «Праздник каждый день»
Фестиваль уличного искусства Стенограффия
(House plant SWAP)

70

76
300 учащихся
20 педагогов
16

700
Отряды школ
100 человек
550
60
1550

23
945
1450
97
133
36
26

6

648
40
70
22
33
35
10
25
40
38
70
25
20
50

Зелёная мастерская в Экоцентре
Зеленый своп на Плотинке – часть программы «Особого дня»
празднования юбилея Екатеринбурга.
Мой ЭКО – ДЕНЬ от «Вкусно и точка»
День открытых дверей в экологическом центре
День Журавля
Бажовская верста
Научно − исследовательском семинаре для учащихся образовательных
организаций «Животные среднего урала» «орнитофауна среднего
урала»
Экологический субботник «Сохраним земноводных в городе!»
Научно методический выезд в особо охраняемую территорию
«Уральский Марс»
Научно-популярная лекция / эко- консилиум «Радиация и жизнь»
Научно-популярная лекция / эко- консилиум
По теме: «Использование земноводных в экологических исследованиях
на Урале», «Амфибии и рептилии Среднего Урала».
Школа подготовки к Муниципальному этапу олимпиады по Экологии в
Городской детский экологический центр
Первый городской фестиваль в Екатеринбурге, посвященный
возможностям экологичной жизни в городе.
Городской экологический фестиваль «Зеленый Екатеринбург» –
площадка для обмена знаниями, опытом и идеями, а также
продвижения практических решений, способствующих устойчивому
развитию города.
VIII Открытая городская конференция «Инновации в экологическом
образовании: современная практика и векторы развития. Зеленый
след».
Городского экологического конкурса «Эко-игрушка»- 2023»
Уникальное и захватывающее мероприятие – Экоёлка.
Очный этап «V Всероссийского открытого экологического конкурса
юных исследователей окружающей среды «Эко – поиск»

19
100
115
24
30
15
55

32
52
68
33

30
100

255

380
15
108

Методическая работа
Система методической работы была направлена на совершенствование качества
образования, обновление содержания педагогических технологий. Целью является
методическое сопровождение педагогической деятельности, направленное на повышение
эффективности образовательного процесса, профессиональной компетентности
педагогических кадров. В таблице представлены основные результаты деятельности:
Мероприятия
Результат
Разработка новых
Разработаны новые дополнительные общеразвивающие программы
ДООП
Обновление ДООП
В соответствии с Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по ДООП, утвержденным Приказом
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196, обновлены и
скорректированы 6 программ
Разработаны
Оформлен информационный стенд, проведены консультации.
рекомендации
по Проведено обсуждение на Педагогическом совете. Организовано
организации
и индивидуальное сопровождение педагогов в ходе аттестационных
участию педагогов в мероприятий
аттестационных

мероприятиях
Подготовка
информационных
материалов
Организация
сопровождения
олимпиадного
движения
Подготовка
информационных
материалов
на
официальном сайте
учреждение,
бумажные варианты

Подготовлена
и
размещена
на
портале
«Навигатор
дополнительного образования» информация о реализуемых
программах.
В течение всего учебного года осуществлялось сопровождение
учащихся во время олимпиадного движения на всех этапах:
муниципальный, региональный, всероссийский.
Обновление разделов сайта, новостные разделы (согласно плана
проведенных мероприятий. Откорректированы материалы для
приемной компании и Дня открытых дверей учреждения.
Размещены материалы VIII Открытой городской конференции
«Инновации в экологическом образовании: современная практика
и векторы развития. Зеленый след»

Педагоги постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство через
курсы повышения квалификации, семинары, самообразование, им предоставляется
возможность каждому выбирать свои способы, формы повышения мастерства,
добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и других формах
методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму
повышения квалификации, в том числе дистанционно. Основными путями повышения
квалификации являются;
− курсы повышения квалификации;
− дистанционное образование;
− участие в мероприятиях, проводимых методической службой МБУ ДО –
ГДЭЦ;
− аттестация педагогических работников.
В
обучении педагогов особое внимание уделяется таким факторам, как
систематичность
методической
деятельности,
согласованность,
координация
педагогической деятельности, учёт опыта, уровня подготовки педагога, выбор форм и
методов педагогической работы.
МБУ ДО – ГДЭЦ ведет большую просветительскую работу. Так, на постоянной
основе ежегодно проводятся мероприятия «Эко – консилиум» (научно − методический
семинар для образовательных организаций), для педагогов и учащихся. Тематика этого
мероприятия представлена в следующей таблице:
Тема

Участники

Проблема мусора. Загрязнение окружающей Педагоги
среды
бытовыми
отходами,
который
разлагается и имеет токсические для природы
и человека испарения. ТБО экологическая
проблема современности
Эволюция живых организмов. Основные пути Педагоги
адаптации живых организмов к действию
экологических
факторов.
Взаимная
компенсация
экологических
факторов.

Формат
Лекция,
консультаци
я
Лекция

Количество
участников,
чел.
70

70

Экотипы и биоморфы. Викарирующие виды и
виды-экологические эквиваленты
Школа исследователя или образование через Педагоги
исследование на уроке биологии. Как научить
детей использовать знания по биологии в
повседневной жизни?
Животные Среднего Урала Орнитофауна Педагоги
среднего Урала

Лекция

70

Научнометодически
й семинар
Лекция
с
элементами
беседы

17

Паллиативная
помощь
детям
с Педагоги
наследственными заболеваниями Решение
заданий из курса учебной дисциплины.
Генетика человека с основами медицинской
генетики
Использование земноводных в экологических Педагоги
Лекция
исследованиях на Урале, Амфибии и рептилии
Среднего Урала
В поисках зеленого квадрата
Педагоги и Научно
учащиеся
исследовател
ьский
семинар
Радиация и жизнь
Педагоги
Лекция
1.Почувствуй себя художником
Учащиеся
Мастер-класс
2.Экскурсия по оранжереям экологического
центра. Комнатные и тропические растения.
Легенды и сказания о растениях».

19

33

36

68
45

Педагоги экологического центра принимали участие в работе членов жюри
конкурсов и олимпиад.
Участие педагога в работе жюри экологического конкурса или биологической
олимпиады имеет большое значение с методической точки зрения. Педагог может помочь
разработать критерии оценки работ участников, проконсультировать других членов жюри
по актуальным темам в области экологии и биологии, а также оценить уровень подготовки
участников и предложить рекомендации для их дальнейшего обучения.
Педагоги используют участие в жюри как средство самообразования, узнавая новые
методики обучения и подходы к решению задач в экологии и биологии. Таким образом,
участие педагога в работе жюри экологического конкурса или биологической олимпиады
способствует повышению квалификации и профессиональному развитию педагога.
Педагогический коллектив МБУ ДО - ГДЭЦ в 2023 учебном году продолжил
деятельность по взаимодействию с образовательными учреждениями всех типов ОУ,
ДОУ, УДО с целью оказания научно-методической помощи и сопровождения по развитию
проектно-исследовательской деятельности учащихся. Данная работа осуществлялась по
следующим ключевым направлениям:
- реализация дополнительных общеразвивающих программ и проведение занятий с
учащимися МБУ ДО - ГДЭЦ, ОУ города на базе опорных площадок в 4-и районах города
(ОУ №146, 174, 104, 135);
- экологические мероприятия, проводимые с учащимися города, России (в заочной
дистанционной форме);
- актуализация педагогических технологий, инновационных форм предъявления
информации о развитии исследовательской деятельности (мастер-классы);
- расширение, интеграция и активизация сотрудничества с ВУЗами, НИИ, Музеями,
Ботаническими садами, Зоопарком.

МБУ ДО - ГДЭЦ является базовой и инновационной площадкой для научных
институтов и центров различных уровней. Это позволяет привлекать научные и
образовательные ресурсы для повышения качества дополнительного экологического
образования, формирования экологического мышления у учащихся города Екатеринбурга.
Участие ведущих ученых на всех этапах проведения и оценки конкурсных и
просветительских мероприятий не только повышает значимость данных мероприятий, но
и
активизирует
профессиональный
уровень
педагогических
кадров.

18
В 2023 году был реализован план мероприятий по экологическом просвещению населения и пропаганде бережного
отношения к окружающей среде:
№ п/п

Наименование мероприятия

1

Участие в создании условий
раздельного (дуального) сбора отходов

2

Сбор отработанных ртутьсодержащих
ламп,
химических
источников
тока
(батареек)
от населения и организация их мест
накопления
Информирование населения о местах
накопления
ртутьсодержащих
ламп,
источников малого тока (батареек)
Выпуск и распространение социальной
рекламы
(видеоматериалы,
наружная
реклама, средства массовой информации,
листовки)
о
правильном
обращении
с отдельными видами отходов и правилах их
раздельного накопления для развития
системы
экологического
образования
и просвещения, повышения уровня знаний
граждан

3

4

Результаты, краткое описание
для

91 организация (из всех районов города) создает условия для раздельного
(дуального) сбора отходов, в том числе, в рамках проекта «Зеленый путь»
установлены контейнеры для раздельного сбора отходов, ведется
просветительская работа с учащимися и родителями. Организованы пункты
сбора и сортировки отходов.
110 организаций (из всех районов города) вели сбор батареек, однако в
текущем году возникли проблемы с утилизацией, поскольку это платная
процедура. В связи с этим образовательные организации ведут
информационную работу о пунктах сбора для граждан и графике сбора
110 образовательных организаций (из всех районов города) ведут
информационную работу о пунктах сбора вблизи организаций для граждан и
графике сбора в общественных местах
В выпуске и распространении социальной рекламы для развития системы
экологического образования и просвещения, повышения уровня знаний
граждан приняли участие 277 образовательных организаций (из всех районов
города).
Кроме этого, 150 педагогов и воспитателей (свыше 1300 участников из 80
образовательных организаций города Екатеринбурга) приняли участие в
Городском экологическом конкурсе «Зеленый трамвай – 2023»,
организованном и проведенным МБУ ДО – ГДЭЦ (Городским детским
экологическим центром). Учащиеся вместе с руководителями в рамках
конкурса провели следующе мероприятия:
- разработка и изготовление силами участников проекта информационных
раздаточных материалов по экологическим проблемам города.
- разработка анкет, опросов с целью выявления предложений горожан по
решению экологических проблем мегаполиса,
- «Социальная реклама к 300 - летию города Екатеринбурга»
- Каждая команда разрабатывала агитационные материалы по темам:
«Энергосбережение – социально-эколого-экономическая проблема
мегаполиса»;

19

5

Открытые уроки со школьниками и
студентами
на
темы
повышения
экологической культуры и мотивации
участия населения в раздельном накоплении
твердых коммунальных отходов

«Сохранение водоемов – забота каждого жителя города»;
«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»;
«Чистая питьевая вода – проблема мегаполиса»;
«Городской транспорт – наша гордость и боль»;
«Бездомные животные - проблема каждого из нас»;
«Бродячие и домашние собаки - проблема экологическая, эстетическая,
социальная и экономическая»;
«Экология города начинается с экологии души»;
«Лесопарки – легкие нашего города»;
«Наш двор - наведем порядок в нем!».
Педагоги 431 образовательной организации (из всех районов города)
проводили открытые уроки и занятия на темы повышения экологической
культуры и мотивации участия населения в раздельном накоплении твердых
коммунальных отходов.
Всего было проведено 2641 мероприятие, в которых приняли участие более 80
тыс. человек.
Кроме этого, Городским детским экологическим центром МБУ ДО – ГДЭЦ
проведен ряд мероприятий для учащихся и педагогов образовательных
организаций города:
"V Всероссийский открытый экологический конкурс юных исследователей
окружающей среды", имеющий статус регионального тура Всероссийского
конкурса имени В. И. Вернадского (г. Москва);
- Проект экологического мониторинга состояния окружающей среды
«Экологическая паутинка»;
- Городской экологический конкурс «Марш юных экологов – 2023»;
- Форсайт-сессия, в рамках проекта «Экологический патруль», на базе
«Немузей мусора»;
- ЕДМ (единый день ученического мониторинга);
- Городской экологический конкурс «В лабиринтах живой природы!»;
- Конкурс «Школа летних исследований» («ЛИСС»);
- Открытая акция «Найди воробья!»;
- Городской экологический конкурс "В лабиринтах живой природы";
- Городская научно - познавательная игра «ЕстественникУм»;
- VIII Городская конференция «инновации в экологическом образовании:
современная практика и векторы развития «ЗЕЛЕНЫЙ СЛЕД»;

20

6

Участие во Всероссийской акции «Сдай
макулатуру – спаси дерево»

7

Разработка
и
распространение
информационных материалов среди граждан
по раздельному (дуальному) накоплению
твердых коммунальных отходов

- Городской экологический конкурс «Эко-игрушка»- 2023»;
Проведения
Экологических
консилиумов
Научно−исследовательских
семинаров для учащихся и педагогов: «В поисках зеленого квадрата»,
«Животные среднего урала», «Орнитофауна среднего урала»,
"Радиация и жизнь",
«Использование земноводных в экологических исследованиях на Урале»,
«Амфибии и рептилии Среднего Урала».
- экологический центр участвовал в мероприятиях партнеров по
экологическому просвещению граждан: НА «Бажовской версте» (сентябрь).
- Екатеринбурговедение (Совместно с Музеем истории Екатеринбурга запустил
увлекательный проект по изучению животных и растений нашего города);
Экологическиц субботник с сетью общественного питания «Вкусно и точка»
Городской экологический фестиваль «Зеленый Екатеринбург» – площадка для
обмена знаниями, опытом и идеями, а также продвижения практических
решений, способствующих устойчивому развитию города.
275 образовательных организаций (из всех районов города) приняли участие во
Всероссийской акции «Сдай макулатуру – спаси дерево». Кроме этого,
организации участвуют в Конкурсе «Бумаге - вторую жизнь!» от Комитета по
экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга.
В разработке и распространении информационных материалов среди граждан
по раздельному (дуальному) накоплению твердых коммунальных отходов
приняли участие 84 образовательные организации (из всех районов города).
Кроме этого, Городским детским экологическим центром МБУ ДО – ГДЭЦ
проведен ряд мероприятий для учащихся и педагогов образовательных
организаций города:
Городской экологический конкурс «Зеленый трамвай – 2023», в рамках
которого разрабатывались информационные материалы для распространения
среди граждан по раздельному сбору мусора в соответствии с темами:
«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»;
«Экология города начинается с экологии души»;
«Наш двор - наведем порядок в нем!».
Реализация проекта «Зеленый Путь»: Экологический проект «Зеленый путь»
стартовал в сентябре 2021 года в 13 пилотных образовательных организациях
(11 школ и 2 детских сада) Екатеринбурга. Данные материалы являются
ресурсом для педагогов школ и детских садов, педагогов дополнительного

21

8

9

образования, методистов города Екатеринбурга. Ресурсы, размещенные в
облачном хранилище, могут быть использованы педагогами и методистами для
проведения уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий.
Организация
массовых
экологических В 289 образовательных организациях на территории муниципального
субботников
образования «Город Екатеринбург» проведено 447 субботников, в которых
приняло участие более 75000 человек.
Кроме этого, Городским детским экологическим центром МБУ ДО – ГДЭЦ
проведены следующие мероприятия:
- флешмоб «Мой день земли!» (До и После), в рамках ежегодного
Всероссийского субботника.
- экологический субботник на территории Сенсорного Сада в Харитоновском
парке.
- экологический субботник «Сохраним земноводных в городе!»
Также МБУ ДО-ГДЭЦ участвовал в мероприятиях партнеров:
- Плоггинг – большой забег, совмещенный с уборкой мусора, прошел 23
августа на лыжной базе "Детский стадион" в рамках акции #МойЭкоДень
совместно с «Вкусно и точка».
Конкурсы по накоплению вторичных В конкурсах по накоплению вторичных ресурсов среди образовательных
ресурсов среди образовательных учреждений учреждений (в том числе в дистанционной форме) приняли участие 527
образовательных организаций

22
В 2023 году опубликована статья педагога МБУ ДО – ГДЭЦ
Berzin D. L., Vershinin V. L. The Great Crested Newt, Triturus cristatus (Laurenti 1768)
(Caudata, Salamandridae), near the Eastern Limit of Its Distribution Area in the Middle Urals //
Biology Bulletin. 2023, Vol. 50, No. 7, P. 1669–1676.
Педагоги принимали участие в профессиональных мероприятиях:
Название мероприятия
Всероссийский фестиваль NAUKA 0+ в Институте
экологии растений и животных УрО РАН
III Международная школа-конференция «Аномалии и
патологии амфибий и рептилий: методология, причины
возникновения, теоретическое и практическое значение»
Ассамблея РАО Уральский федеральный округ
Уральское орнитологическое общество
VIII Открытая городская конференция «Инновации в
экологическом образовании: современная практика и
векторы развития. Зеленый след»
Регионального этапа Всероссийской олимпиады по
экологии 15-16 февраля 2023
Мастер-классы в ГЛДПД «Молодежной инженерной школе
- Весна»
Городская акция синхронного учета массовых видов птиц
«Найди воробья!»
Культурно-просветительский фестиваль «Дни науки в
Белинке-2023»
Летняя полевая практика для группы студентов
департамента биологии и фундаментальной медицины
Института естественных наук УрФУ им Б.Н. Ельцина в
рамках «Городской Школы летних исследований»
Методический он-лайн семинар «Как разбудить талант , или
педагогические практики, направленные на развитие
обучающихся»
Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое
сечение»
Региональный тур Всероссийского конкурса юношеских
исследовательских работ им. В.И. Вернадского
Региональный тур Всероссийского конкурса «Тропою
В.И.Вернадского»

Статус участника
Докладчик
Докладчик
Слушатель
Докладчик
Докладчики, модераторы
секций
Эксперт
Лектор
Организатор
Лектор
Организатор

Спикер

Координаторы
Координаторы

Вывод: МБУ ДО - ГДЭЦ оказывает широкую научно-методическую поддержку
образовательным организациям города Екатеринбурга, в том числе – в организации
проектной и исследовательской деятельности, в создании условий для развития интереса к
разработке практических проектов улучшения экологической ситуации в городе. Уровень
методической работы в МБУ ДО – ГДЭЦ способствует повышению эффективности
образовательного процесса и качества обучения. Использование актуальных методик и их
применение в конкретных условиях, доступность и понятность для учащихся позволяют
повысить результативность и эффективность обучения, удовлетворенность учащихся и
педагогов полученными знаниями и умениями.

23
Кадровое обеспечение
Численный состав педагогических работников МБУ ДО – ГДЭЦ в 2023 году
составил 15 человек.
Укомплектованность образовательного учреждения
Кол-во
Доля от
педагогами
(человек)
общего числа
(%)
Общее количество педагогов в учреждении
15
50
Число/доля педагогов, имеющих высшее образование
15
100
Число/доля педагогов, имеющих высшее педагогическое
10
67
образование
Число/доля педагогов, работающих на штатной основе
15
100
Число/доля педагогов, имеющих ученые степени и
2
13,3
ученые звания, в том числе докторов наук, профессоров
(количество/%)
Возрастной состав педагогических работников ( % ):
До 30 лет

30-55

Старше 55 лет

7

79

14

Педагогический стаж (%)
До 5 лет

5-10

10-30

Свыше 30 лет

20

30

30

20

Количество педагогических работников по квалификационным категориям
1 категория

4

Высшая категория

4

Соответствует
занимаемой
должности

аттестованных

1

64,3

%

Мониторинг деятельности педагога осуществлялся через анализ методической
работы (мероприятия, организованные педагогом, публикации педагога, участие педагога
в конкурсных мероприятиях различного уровня), индивидуальное консультирование по
вопросам учебно-исследовательской деятельности учащихся и помощь в размещении
материалов на электронных ресурсах.
На курсах повышения квалификации в 2023 году прошли обучение все педагоги
МБУ ДО – ГДЭЦ по следующей тематике:
Название КПК
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшему
Использование практик эмоционального интеллекта на уроке и
внеурочной деятельности с целью вовлечения учащихся и
сотрудников, и повышения качества образования
Здравоохранение и защита растений в частном саду
Организация исследовательской
деятельности
в
условиях
реализации ФГОС

Число обученных
10
1

1
1

24
Ключевые компетенции учителя как основа успешного введения
ФГОС ООО в условиях ФООП
Развитие компонентов методической компетенции педагогов
Эконаставники
Инклюзия в основном и дополнительном образовании
Генетические технологии
Оценка результатов профессиональной деятельности аттестующихся
работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
ТРИЗ-педагогика как эффективный метод организации проектной,
учебной и воспитательной деятельности, познания окружающего
мира для воспитанников и учащихся по ФОП ДО и ФОП НОО

13
3
1
1
1
1

1

Вывод: После проведенного анализ кадрового состава МБУ ДО – ГДЭЦ показал,
что компетенции,
опыт работы,
квалификация сотрудников в соответствует
требованиями, предъявляемыми к должностям. Педагогические работники обладают
необходимыми компетенциями для выполнения поставленных задач.
Материально-техническая база
Библиотечно - информационное обеспечение. По реализуемым дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам в МБУ ДО - ГДЭЦ имеется
достаточное методическое обеспечение: укомплектованность литературой, учебнонаглядными пособиями и материалами. Методический кабинет оснащён методической
литературой по теории и методике организации дополнительного образования. В
образовательном процессе МБУ ДО - ГДЭЦ используются следующие виды учебных
пособий:
- наглядные пособия: карты, плакаты, макеты и т.д.;
- экологические приборы: для изучения окружающей среды, микроскопическое
оборудование, для изучения орнитофауны. Современные приборы с подключением к ПК;
- информационно - дидактические материалы: инструкции, инструкционные и
технологические карты по выполнению практических работ, схемы, чертежи, таблицы,
дидактические игры;
- научно-популярная и справочная литература: энциклопедии, словари, справочники,
художественная литература, периодические издания;
- натуральные живые объекты уникального учебного комплекса:
 выше 200 видов коллекции комнатных растений в теплице и оранжерее,
 свыше 40 видов в Живом уголке и аквазоолаборатории;
 инфраструктура и видовое биоразнообразие в Сенсорном экологическом саду
и полевом исследовательском тренажере в Харитоновском парке.
Содержание и объем учебных пособий, необходимый и достаточный для
обеспечения качества образования по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе определяется педагогом самостоятельно.
Оценка материально-технической базы. Площадь помещений -491/127 кв.м. Учебных кабинетов - 4, «зеленый класс»; - Теплица, оранжерея; - Аква-зоолаборатория; Сенсорный детский экологический парк в Харитоновском парке. Техническое состояние
учреждения дополнительного образования имеет все виды благоустройства: водопровод,

25
центральное отопление, канализацию. В соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20
питание для учащихся в МБУ ДО - ГДЭЦ не предусмотрено. В течение летнего периода
проведён косметический ремонт кабинетов, коридоров, произведена замена светильников
в коридорах, учебных кабинетах. Проведен ремонт кровли здания, заменено верхнее
покрытие и реконструирована опорная стена в одной из теплиц. Победа в конкурсе
уличного искусства «Стенография» позволила оформить фасад здания и одной из теплиц.
В учебных кабинетах выполняются требования к воздушно-тепловому режиму,
освещению, водоснабжению.
Охрана и укрепление здоровья учащихся
В МБУ ДО - ГДЭЦ безопасность осуществления образовательной деятельности
обеспечена:
- системой видеонаблюдения, обеспечивающей визуальный контроль в режиме
реального времени за обстановкой по периметру территории МБУ ДО - ГДЭЦ;
- круглосуточной охраной здания;
- видеодомофонным оборудованием на центральной входной двери;
- пост охраны на центральном входе в здание;
- пропускной режим в здание МБУ ДО – ГДЭЦ круглосуточно обеспечивался
физической охраной, в соответствии с договором ООО ЧОО «Торнадо -2» от 30.01.2023 №
0162300005322002615-ГДЭЦ.
- стационарной кнопкой тревожной сигнализации, оснащенной дополнительно, двумя
радиобрелками (вызов группы быстрого реагирования), установленной с выводом на УВО
по городу Екатеринбургу - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области»;
- автоматическую пожарную сигнализацию с речевым оповещением «Стрелец»;
- два эвакуационных выхода, функционирующих в летнее время;
- во время проведения массовых мероприятий на территории МБУ ДО – ГДЭЦ
присутствуют сотрудники полиции, во время зимних каникул организовано дежурство
педагогов;
- разработаны паспорта дорожной и антитеррористической безопасности,
доступности;
- в фойе установлен бесконтактный аппарат с автоматическим распылением
антисептического средства;
- питьевой режим обеспечивается путем доставки питьевой бутилированной воды.
Вывод: Материально-техническая база соответствует требованиям и реализуемым
образовательным программам.
Выводы: проведенный анализ показал, что организация управления учреждением,
образовательная деятельность; системы управления; содержания и качества подготовки
учащихся; организации учебного процесса; кадрового и учебно-методического
обеспечения; материально-технической базы; функционирования внутренней системы
оценки качества образования; проведения экологических мероприятий с учащимися
города Екатеринбурга; показатели деятельности организации - соответствует
нормативным документам, уставным требованиям. Выявлено, что на высоком уровне
обеспечены доступность и открытость информации о деятельности МБУ ДО - ГДЭЦ. Все
формы внутреннего мониторинга системы оценки качества дополнительного

26
экологического образования по итогам 2023 года способствовали активному обмену
опытом реализации образовательных программ всех направленностей. Высокий уровень
требований к педагогическим работникам, повышение их квалификации, ответственное
отношение к своей работе обусловили качественный уровень подготовки и высокий
уровень мотивации учащихся ДТО МБУ ДО - ГДЭЦ, который учащиеся демонстрируют
на конкурсах различного уровня: городского, областного, Всероссийского уровней. МБУ
ДО - ГДЭЦ оказывает широкую научно-методическую поддержку образовательным
организациям города Екатеринбурга, в том числе – в организации проектной и
исследовательской деятельности, в создании условий для развития интереса к разработке
практических проектов улучшения экологической ситуации в городе.

Директор

Власова Е.Ю.

27
ПОКАЗАТЕЛИ
деятельности муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования Городской детский экологический центр
N п/п

Показатели

Единица
измерения

Значение
показателей

1.

Образовательная деятельность

1.1

Общая численность учащихся, в том числе:

человек

1361

1.1.1

Детей дошкольного возраста (3 - 7 лет)

человек

592

1.1.2

Детей младшего школьного возраста (7 - 11 лет)

человек

367

1.1.3

Детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет)

человек

401

1.1.4

Детей старшего школьного возраста (15 - 17 лет)

человек

31

1.2

Численность учащихся, учащихся по
образовательным
программам по договорам об оказании платных
образовательных услуг

человек

0

1.3

Численность/удельный вес численности
учащихся, занимающихся в 2-х и более
объединениях (кружках, секциях, клубах), в
общей
численности учащихся

человек/%

154

1.4

Численность/удельный вес численности учащихся
с применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения, в общей
численности учащихся

человек/%

0

1.5

Численность/удельный вес численности учащихся
человек/%
по образовательным программам для детей с
выдающимися способностями, в общей численности
учащихся

0

1.6

Численность/удельный вес численности учащихся
по образовательным программам, направленным на
работу с детьми с особыми потребностями в
образовании, в общей численности учащихся, в том
числе:

человек/%

0

1.6.1

Учащиеся с ограниченными возможностями
здоровья

человек/%

0

1.6.2

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения
родителей

человек/%

0

1.6.3

Дети-мигранты

человек/%

0

1.6.4

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию

человек/%

0

28
1.7

Численность/удельный вес численности
учащихся, занимающихся учебноисследовательской, проектной деятельностью, в
общей численности учащихся

человек/%

311/22,9

1.8

Численность/удельный вес численности учащихся,
принявших участие в массовых мероприятиях
(конкурсы, соревнования, фестивали,
конференции), в общей численности учащихся, в
том числе:

человек/%

1361/100

1.8.1

На муниципальном уровне

человек/%

37

1.8.2

На региональном уровне

человек/%

0

1.8.3

На межрегиональном уровне

человек/%

2

1.8.4

На федеральном уровне

человек/%

2

1.8.5

На международном уровне

человек/%

0

Численность/удельный вес численности
учащихся - победителей и призеров массовых
мероприятий (конкурсы, соревнования,
фестивали, конференции), в общей численности
учащихся, в том числе:

человек/%

5

1.9.1

На муниципальном уровне

человек/%

3

1.9.2

На региональном уровне

человек/%

0

1.9.3

На межрегиональном уровне

человек/%

0

1.9.4

На федеральном уровне

человек/%

2

1.9.5

На международном уровне

человек/%

0

1.10

Численность/удельный вес численности
учащихся, участвующих в образовательных и
социальных проектах, в общей численности
учащихся, в том числе:

человек/%

1361/100

1.10.1

Муниципального уровня

человек/%

1361/100

1.10.2

Регионального уровня

человек/%

0

1.10.3

Межрегионального уровня

человек/%

0

1.10.4

Федерального уровня

человек/%

171/12,5

1.10.5

Международного уровня

человек/%

0

Количество массовых мероприятий, проведенных
образовательной организацией, в том числе:

единиц

48

1.11.1

На муниципальном уровне

единиц

46

1.11.2

На региональном уровне

единиц

0

1.9

1.11

29
1.11.3

На межрегиональном уровне

единиц

0

1.11.4

На федеральном уровне

единиц

2

1.11.5

На международном уровне

единиц

0

1.12

Общая численность педагогических работников

человек

15

1.13

Численность/удельный вес численности
человек/%
педагогических работников, имеющих высшее
образование, в общей численности педагогических
работников

15/100

1.14

Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование педагогической направленности
(профиля), в общей численности педагогических
работников

человек/%

10/67

1.15

Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование, в общей
численности педагогических работников

человек/ %

0/0

1.16

Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников

человек/ %

0/0

1.17

Численность/удельный вес численности
человек/ %
педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том
числе:

9/60

1.17.1

Высшая

человек/ %

4/27

1.17.2

Первая

человек/%

4/27

1.18

Численность/удельный
вес
численности человек/%
педагогических работников в общей численности
педагогических работников, педагогический стаж
работы которых составляет:

1.18.1

До 5 лет

человек/%

3/20

1.18.2

Свыше 30 лет

человек/%

3/20

1.19

Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте до 30 лет

человек/ %

1/7

1.20

Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей численности
педагогических работников в возрасте от 55 лет

человек/%

2/14

30
1.21

1.22

1.23

Численность/удельный вес численности
педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение
квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической
деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в
общей численности педагогических и
административно- хозяйственных работников

человек/%

Численность/удельный вес численности
специалистов,
обеспечивающих методическую деятельность
человек/%
образовательной организации, в общей численности
сотрудников образовательной организации

15/100

4/27

Количество публикаций, подготовленных
педагогическими работниками образовательной
организации:

1.23.1

За 3 года

единиц

36

1.23.2

За отчетный период

единиц

1

Наличие
в
организации
дополнительного
образования системы психолого-педагогической
поддержки одаренных детей, иных групп детей,
требующих
повышенного
педагогического
внимания

да/нет

нет

1.24

2.

Инфраструктура

2.1

Количество компьютеров в расчете на одного
учащегося

единиц

1,5

2.2

Количество помещений для осуществления
образовательной деятельности, в том числе:

единиц

3

2.2.1

Учебный класс

единиц

2

2.2.2

Лаборатория

единиц

1

2.2.3

Мастерская

единиц

0

2.2.4

Танцевальный класс

единиц

0

2.2.5

Спортивный зал

единиц

0

2.2.6

Бассейн

единиц

0

Количество помещений для организации досуговой
деятельности учащихся, в том числе:

единиц

0

Актовый зал

единиц

0

2.3

2.3.1

31
2.3.2

Концертный зал

единиц

0

2.3.3

Игровое помещение

единиц

0

2.4

Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз
отдыха

единиц

нет

2.5

Наличие в образовательной организации системы
электронного документооборота

единиц

да

2.6

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:

единиц

нет

2.6.1

С обеспечением возможности работы на
стационарных компьютерах или использования
переносных компьютеров

единиц

нет

2.6.2

С медиатекой

единиц

нет

2.6.3

Оснащенного средствами сканирования и
распознавания текстов

единиц

нет

2.6.4

С выходом в Интернет с компьютеров,
расположенных в помещении библиотеки

единиц

нет

2.6.5

С контролируемой распечаткой бумажных
материалов

единиц

нет

Численность/удельный вес численности учащихся,
которым обеспечена возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в
общей численности учащихся

человек/

974/70

2.7

100 %



Контакты

620075 г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 44 литер Т

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.