ПРОЕКТ ГДЭЦ_Программа воспитания_2021

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования - Городской детский экологический центр
«Утверждено»
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 31.08. 2021 года
Приказ № 86/од от 31.08.21

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ГОРОДСКОГО ДЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

«Вселенная экологии»

0

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................................................................................2
1.ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОРГАНИЗУЕМОГО В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ
УЧРЕЖДЕНИИДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ГОРОДСКОМ ДЕТСКОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ..4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ .............................................................................................................................6
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................................................................13
3.1. Модуль «Ключевые дела».....................................................................................................................13
3.2. Модуль «Руководство детским творческим объединением» ...........................................................14
3.3. Модуль «Занятие» ...................................................................................................................................15
Модуль 3.4. «Экскурсии, походы»................................................................................................................16
3.5. Модуль «Профориентация» ...................................................................................................................16
3.6. Модуль «Медиа учреждения» ..............................................................................................................17
3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» ..................................................................17
Оранжереи как средство воспитания познавательного интереса и бережного отношения к .........20
Аквазоолаборатория как средство для воспитания познавательного интереса и бережного
отношения у к животным у детей и молодежи ......................................................................................21
3.8. Модуль «Работа с родителями» ............................................................................................................22
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .....................................................24
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. .................................................24
Управление воспитательным процессом в образовательной организации. ..........................................25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КАЛЕНДАРНОМУ ПЛАНУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...................................26
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В МНОГОАСПЕКТНЫХ
МЕРОПРИЯТИЯХ ...................................................................................................................................................27
Экологический календарь .........................................................................................................................27
Формирование семейных ценностей.......................................................................................................28
Формирование основ гражданской идентичности ................................................................................28
Даты и периоды, специально отмечаемые организацией объединенных нации в области
устойчивого развития .................................................................................................................................29
Писатели и поэты - юбиляры в 2021-2022 годы ......................................................................................29
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБУ ДО – ГДЭЦ на 2021-2022 учебный год .................................................................30

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания (далее – Программа) Муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования – Городского
детского экологического центра города Екатеринбурга (далее МБУ ДО – ГДЭЦ)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерной
программы воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Программа учитывает «Примерную рабочую программу воспитания для
образовательных организаций, реализующих образовательные программы
дошкольного образования», которая была разработана сотрудниками Института
стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и
одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 01 июля 2021 г. № 2/21).
Рабочая программа воспитания МБУ ДО – ГДЭЦ разработана в соответствии
с:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2020).
2.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
3.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ).
4.
Концепцией развития дополнительного образования детей в
Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.
5.
СанПиНами
2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций.
6.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996р).
7.
Государственной программой РФ «Развитие образования» (2018 - 2025
годы). Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26
декабря 2017 г. № 1642.
8.
Национальным проектом «Образование». Утвержденным президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
1.

2

9. Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся
10.Экологической
доктриной
Российской
Федерации
(одобрена
распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р),
11.Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды" (с изменениями и дополнениями),
В основе процесса воспитания детей лежат конституционные и
национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются, как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка и с базовыми духовно-нравственными
ценностями. Планируемые результаты определяются направлениями программы
воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается
ребенок, в программе воспитания отражены образовательные отношения
сотрудничества образовательной организации МБУ ДО-ГДЭЦ с семьями
обучающихся, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только
при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть
способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном обществе.
Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений
с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким
образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности.
Воспитательная программа является обязательной частью основной
образовательной программы Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования – Городского детского экологического
центра и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать
воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать МБУ ДО
- ГДЭЦ учреждением воспитывающей организацией.
Вместе с тем Программа призвана обеспечить достижение обучающимся
личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы
российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности МБУ ДО-ГДЭЦ.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися
в Городском детском экологическом центре.

3

1.ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
ОРГАНИЗУЕМОГО В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ
УЧРЕЖДЕНИИДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ГОРОДСКОМ ДЕТСКОМ
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
Процесс воспитания в Муниципальном бюджетном образовательном
учреждении дополнительного образования – Городском детском экологическом
центре основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
обучающихся:
-неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в образовательном учреждении;
-ориентир на создание в учреждении психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогов;
-реализация процесса воспитания главным образом через создание в
учреждении ДТО, которые бы объединяли детей и педагогических работников
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
-организация и проведение городских мероприятий
-организация совместных мероприятий обучающихся, родителей и
педагогов, как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
-системность,
целесообразность
и
не
шаблонность
воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в Муниципальном бюджетном
образовательном учреждении дополнительного образования – Городском детском
экологическом центре являются следующие:
-стержнем воспитательной работы МБУ ДО - ГДЭЦ являются ключевые
совместные
мероприятия, через
которые
осуществляется
интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
-важной чертой каждого совместного мероприятия педагогических
работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
-в МБУ ДО - ГДЭЦ создаются такие условия, при которых по мере
взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных мероприятиях
(от пассивного наблюдателя до организатора);
-в проведении мероприятий МБУ ДО - ГДЭЦ поощряется конструктивное
межкружковое и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их
социальная активность;
-педагогические

работники

МБУ

ДО

-

ГДЭЦ

ориентированы

на
4

формирование коллективов в рамках детских творческих объединений,
на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в
муниципальном бюджетном
образовательном учреждении дополнительного образования – Городском детском
экологическом центре является руководитель детского творческого объединения,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно-развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции;
-уникальный учебный комплекс; взаимосвязи и использование научного
потенциала города - УРГАУ, РОСНИИВХ, УрГПУ;
-профориентация и воспитание в жизненном выборе профессий: экологов,
биологов, цветоводов, педагогов, учителей, ПДО.
Воспитание обучаемых на примерах ученых-сподвижников в разных науках.
Воспитание последователей всеми любимого педагога и орнитолога Малышева
Р.А. - юных натуралистов, краеведов, пытливых исследователей природы;
защитников природы.

5

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный (воспитательный идеал) идеал личности – это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях
(многонационального
народа
Российской
Федерации)
российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МБУ ДО - ГДЭЦ является
- личностное развитие обучающихся, проявляющееся: в усвоении ими знаний
основных
норм,
которые
общество
выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей,
способности
к
осуществлению
ответственного
выбора
собственной
индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной
социализации
в
обществе
(то
есть
в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел);
воспитание грамотного ответственного поведения по отношению к
природной среде и человеку основанного на знании её законов; развитие навыков
бережного внимательного отношения к природе;
воспитание коммуникативных умений и навыков при работе в
разновозрастных коллективах и в условиях интеллектуальных соревнований
(квестах, конкурсах, турнирах и конференциях);
воспитание у обучающихся трудолюбия;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру природы, к живым
организмам, навыкам эмпатии, сопереживания, эстетического видения
окружающего мира;
практическое
участие
в
природоохранных
мероприятиях
и
исследовательской работе по изучению и сохранению флоры и фауны своего
региона.
Через дополнительное экологическое образование решаются следующие
цели и задачи:
-повышение экологической культуры подрастающего поколения,
формирования экологических традиций и утверждение экологического стиля
жизни;
-формирование экологических компетенций обучающихся;
-формирование
компетенций
обучающихся
в
области
учебноисследовательской и проектной деятельности в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования;
-поддержка и развитие социальной активности, творческих способностей
обучающихся в улучшении состояния озеленения, благоустройства и цветочного
оформления территорий образовательных учреждений города;
в области
6

изучения, охраны и бережного отношения к воде и водным ресурсам России; в
области изучения особо охраняемых природных территорий, парков и лесопарков
города;
-привлечь внимание обучающихся и их родителей, педагогов
муниципальных образовательных организаций к вопросам экологической
безопасности города Екатеринбурга;
-создать условия для активизации социально-значимой экологической
деятельности обучающихся по сохранению окружающей среды и родников.
Задачи:
- мотивация обучающихся к исследовательской и проектной деятельности.
-расширение субъектной сферы образовательного процесса через
организацию научного сопровождения практической деятельности обучающихся и
обеспечение условий для разноуровневых коммуникаций.
-углубление знаний и развитие умений, обучающихся в области методологии
научного познания.
- создание условий для получения практики исследовательской и проектной
деятельности.
-выявление и поддержка одарённости обучающихся в области
исследовательской деятельности естественнонаучного направления. Развивать
экологические компетентности обучающихся по улучшению состояния
озеленения, цветочного оформления территорий образовательных учреждений.
-развивать творческие инициативы, экологическую ответственность
учащихся в создании современного ландшафтного облика образовательных
учреждений и города.
- воспитание чувства сопричастности к изменениям окружающей среды,
происходящим в городе, регионе, мировом сообществе.
- выявление и поощрение обучающихся, проявляющих экологические
подходы, активную гражданскую позицию в решении современных проблем
сохранения водных ресурсов России.
- формировать ценностные ориентации обучающихся, направленные на
бережное отношение к родникам;
- содействовать развитию краеведческой, эколого-просветительской,
социально-значимой работы у подрастающего поколения, повысить вклад
молодежи в дело охраны окружающей природной среды г. Екатеринбурга;
- привлекать к участию в реализации проекта «Родники» новые
экологические отряды образовательных организаций г. Екатеринбурга.
Поддерживать чистоту и порядок в санитарно-защитных зонах обустроенных
источников нецентрализованного питьевого водоснабжения: родников, колодцев,
скважин;
- способствовать формированию лидерских качеств молодежи, умения
действовать в команде для решения экологических проблем, обеспечения
экологической безопасности территорий;
7

- формировать патриотическое сознание детей, подростков, российской
молодежи; активизировать общественно-полезную деятельность обучающихся,
направленную на увековечение памяти земляков, внесших вклад в победу
советского народа в Великой Отечественной войне.
- развитие экологической компетентности, формирование универсальных
учебных действий, обучающихся в области изучения особо охраняемых природных
территорий, парков и лесопарков города;
- проведение природоохранных мероприятий по благоустройству парков,
лесопарков и особо охраняемых природных территорий;
- привлечение внимания обучающихся, родителей и педагогов к проблемам
экологии и сохранению особо охраняемых природных территорий, заповедников,
лесопарков и парков;
- предотвращение действий, угрожающих существованию и развитию
заповедников и национальных парков, уникальных природных и историкокультурных комплексов;
- выявление и поощрение обучающихся, проявивших экологические
подходы, активную позицию в решении современных проблем сохранения парков,
лесопарков и особо охраняемых природных территорий.
- формирование мотивации и ценностных ориентаций учащихся к созданию
экологических традиций, поддерживающих бережное отношение к природе,
окружающей среде, людям.
воспитание
экологически
ответственных, социально
активных,
инициативных и творческих юных горожан.
- создание условий для развития гражданских инициатив и социальных
практик с экологическим содержанием.
-выявление и поощрение лучших практик воспитания экологически
грамотного поведения в природе, в социуме и тиражирование опыта реализации
экологических традиций.

Данные цели ориентирует педагогических работников на обеспечение
позитивной динамики развития личности ребенка. Сотрудничество, партнерские
отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию – являются
важным фактором успеха в достижении поставленной цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты, соответствующие уровням общего образования:
1.
В воспитании обучающихся младшего возраста таким целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
8

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
младшего возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в учреждении
педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как
нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития
социально-значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта
осуществления социально-значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и
юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
– быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая
старшим;
– быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
– знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
– беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоемы);
– проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
– стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
– быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
– соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
– уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям;
– уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
– быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для обучающихся этого возраста, поскольку
9

облегчает их вхождение в широкий социальный мир, в систему общественных
отношений.
.
2.
В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом
является создание благоприятных условий для развития социально- значимых
отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками
и которую нужно оберегать;
- к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени основного
общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их
стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных
ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально-значимых отношений обучающихся.

10

3.
В воспитании детей юношеского возраста таким приоритетом
является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися
опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной
взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшим обучающим поможет
имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в
том числе и в МБУ ДО -ГДЭЦ. Важно, чтобы этот опыт оказался социальнозначимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во
взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом,
- опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в МБУ ДО-ГДЭЦ,
школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально-приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогам,
работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит
уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки,
которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать
с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и
находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
11

- поддерживать традиции МБУ ДО - ГДЭЦ и инициативы по созданию
новых, реализовывать воспитательные возможности общих мероприятий
различной направленности;
- реализовывать воспитательный потенциал в МБУ ДО - ГДЭЦ,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися
на занятиях;
- инициировать и поддерживать самоуправление – как на уровне в МБУ ДО
- ГДЭЦ, так и на уровне детских творческих объединений; их коллективное
планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных
дел и мероприятий;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал руководства творческими объединениями в
воспитании обучающихся, поддерживать активное участие ДТО в жизни МБУ ДО
- ГДЭЦ, укрепление коллективных ценностей;
- развивать предметно-эстетическую среду МБУ ДО - ГДЭЦ и
реализовывать ее воспитательные возможности, формировать позитивный
уклад жизни учреждения и положительный имидж и престиж МБУ ДО- ГДЭЦ;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБУ
ДО - ГДЭЦ интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и
педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения обучающихся.

12

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы МБУ ДО-ГДЭЦ. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общие мероприятия, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и
детьми. Это комплекс коллективных творческих дел и мероприятий, интересных и
значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив.
Для этого в МБУ ДО - ГДЭЦ используются следующие формы работы:
На городском уровне и уровне учреждения:
-познавательно-развивающая деятельность (профилактические беседы,
игры, круглые столы, диспуты, конференции);
-социальные проекты и акции – ежегодные совместно разрабатываемые и
проводимые городские конкурсы и мероприятия, в которых активное участие
принимают ДТО МБУ ДО - ГДЭЦ (экологической, патриотической, трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего МБУ ДО ГДЭЦ социума;
-общие собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются
насущные проблемы;
-оздоровительная деятельность;
-досугово-развлекательная деятельность:
- праздничные мероприятия, посвященные календарным датам: День
Матери, День Учителя, День защитника Отечества, День 8 Марта, День Победы и
др.;
- исследовательская деятельность;
- летние познавательные программы;
На уровне творческих объединений:
-выбор и делегирование представителей творческих объединений в актив
учреждения, ответственных за подготовку общих дел;
-участие творческих объединений в реализации общих дел;
-проведение в рамках творческого объединения анализа детьми общих дел;
-вовлечение по возможности каждого ребенка в дела учреждения в одной из
возможных для них ролей: исполнителей, ведущих,
корреспондентов,
ответственных за оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и
т.п.);
-индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа дел;

13

-наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
ребятами, с педагогами и другими взрослыми;
-при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. Модуль «Руководство детским творческим объединением»

Осуществляя работу с объединением, педагог организует работу с
коллективом;
индивидуальную
работу
с
обучающимися
вверенного
ему объединения; с педагогами-организаторами, работу с родителями
обучающихся или их законными представителями.
Работа с коллективом объединения:
-инициирование и поддержка участия объединения в общих ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
-организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с обучающимися вверенного ему объединения (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, патриотической,
творческой, профориентационной направленностей), позволяющая с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями, и тем самым
дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися объединения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
-сплочение коллектива объединения через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
руководителями объединений и родителями; «огоньки» и вечера, дающие
каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни
объединения.
-выработка совместно со обучающимися законов объединения, помогающих
детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
учреждении.
Индивидуальная работа с обучающимися:
-изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения
через наблюдение за поведением детей в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам;
-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений со сверстниками или учителями, выбор
профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
руководителем объединения в задачу для обучающегося, которую они совместно
стараются решить;
14

-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими обучающимися объединения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
объединении.
Работа с педагогами учреждения:
-регулярные консультации с педагогами учреждения, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам
воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между педагогами и
обучающимися;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем объединений и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
-привлечение педагогов учреждения к участию в делах объединения, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их
в иной, отличной от занятий, обстановке;
-привлечение педагогов учреждения к участию в родительских собраниях
для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
-регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о
жизни объединения и учреждения в целом;
-помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами
учреждения;
-организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучающихся;
-создание и организация работы родительских активов объединения,
участвующих в управлении МБУ ДО -ГДЭЦ и решении вопросов воспитания и
обучения их детей;
-привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел
объединения.
3.3. Модуль «Занятие»

Реализация педагогами МБУ ДО – ГДЭЦ воспитательного потенциала
занятия предполагает следующее:
-установление доверительных отношений между педагогом и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-использование воспитательных возможностей содержания программы
дополнительного
образования
через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
15

добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в объединении;
-применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; дискуссий, которые дают детям возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы
во время занятия;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль 3.4. «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный
опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. На экскурсиях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у учащихся
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:
- походы на природу, организуемые в объединении их руководителями и
родителями, после окончания учебного года;
-выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в
кинотеатр, цирк и т.д.
3.5. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
обучающихся; консультирование по проблемам профориентации, Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить обучающегося к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
16

охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
-занятия, направленные на подготовку обучающегося к осознанному
планированию и реализации своего профессионального будущего;
-экскурсии в лаборатории НИИ, на предприятия города, музеи, Зоопарк,
Океанариум, Ботанический сад;
-участие, организация лекций, исследовательские проекты, участие в мастер
- классах, посещение открытых занятий.
3.6. Модуль «Медиа учреждения»

Цель медиа учреждения (совместно создаваемых обучающимися и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) –
развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.
Воспитательный потенциал медиа учреждения реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
-интернет-группы
учреждения
–
разновозрастное
сообщество
обучающихся,
педагогов, родителей,
поддерживающее
интернет-сайт
учреждения и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения
деятельности образовательной организации в информационном пространстве,
привлечения внимания общественности к учреждению, информационного
продвижения ценностей МБУ ДО - ГДЭЦ, и организации виртуальной й площадки,
на которой детьми, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться
значимые для учреждения вопросы.
3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда учреждения
дополнительного образования, при условии ее грамотной организации, обогащает
внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса
и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком учреждения дополнительного образования. Воспитывающее влияние на
ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической
средой учреждения как:
-благоустройство
учебных
кабинетов,
теплицы,
оранжереи,
аквазоолаборатории и помещений, осуществляемое руководителями объединений
вместе с обучающимися своих объединений, позволяющее обучающимся проявить
свою фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного
общения руководителя объединения со своими детьми;
-событийное оформление пространства при проведении конкретных событий
(конкурсов, праздников, церемоний, творческих выставок, собраний и т.п.);
-акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях МБУ
ДО - ГДЭЦ, его традициях, правилах. Учебно-методическое обеспечение
17

Чрезвычайно важным в настоящее время является развитие
исследовательской деятельности школьников в области естественных наук. Этому
способствуют условия, созданные для занятий детей разного возраста, в том числе
- возможность ежедневного непосредственного контакта детей с разнообразными
живыми растениями и животными.
Большую роль в обеспечении условий для образовательного процесса играет
наличие необходимой материально-технической базы: приборов, оборудования,
коллекции теплолюбивых растений в оранжереях, животных контактного минизоопарка («живого уголка»), информационных ресурсов.
Для развития личностей обучаемых, наряду с образовательным процессом,
большое значение имеет предметно-пространственная среда образовательного
учреждения. Предметно-пространственная среда, в сочетании с педагогическими
ресурсами, является одной из важнейших составных частей образовательного
пространства.
Элементы предметно-пространственной среды – специализированные
кабинеты для проведения занятий соответствующего профиля, система
технического оснащения и дидактического оформления помещений.
Учебные кабинеты как учебно-методические комплексы: оснащены
современным комплексом технических средств обучения: компьютерами, ауди-,
видеотехникой,
медиатекой,
интерактивной
системой,
системой
орнитологического видеонаблюдения; лабораторным оборудованием и приборами,
включая биологический микроскоп со встроенной системой видеонаблюдения;
миниметеостанцию; дидактическими материалами; учебной, методической
литературой.
Оптимизации занятий, повышению качества образовательной деятельности
способствует высокий уровень развития учебно-методического обеспечения
образовательного процесса. Все учебные кабинеты располагают аудио-,
видеотехникой, компьютерами, для проведения лабораторного практикума
изучения окружающей имеется комплект приборов. Использование учебнометодических комплексов обеспечивают формирование у обучаемых устойчивых
навыков применения приборов, придают осознанность учебным действиям,
развивают познавательную деятельность, способствуют росту мотивации
обучаемых на получение знаний.
Для подготовки и проведения занятий используются следующие технические
средства обучения: интерактивная доска, телевизор с возможностью подключения
к компьютеру (новейший телевизор с жидкокристаллическим экраном), ноутбук,
стационарный компьютер с подключением к Интернету, мультимедийный
проектор, принтер, копировальный аппарат, цифровые фото-камера и видеокамера,
цифровая система наблюдения за жизнью птиц, видеоплееры, метеостанция,
система определения координат. Под наблюдением и с помощью педагога дети
фотографируют и снимают на видео живые объекты, записывают и прослушивают
голоса птиц, фиксируют и наносят на карты информацию и факты, отражающие
18

проблемные зоны, разрабатывают и демонстрируют собственные презентации по
результатам наблюдений и учебно-исследовательских работ.
Для успешного освоения образовательной программы обучающимся
предоставляется доступ к собранной в Городском детском экологическом Центре
библиотеке и фильмотеке, цифровым образовательным ресурсам, сети Интернет.
Слайд-фильмы, видеофильмы, мульти – медиа - презентации, в том числе
разработанные педагогом - сегодня неотъемлемая часть образовательного
процесса. На занятиях регулярно применяются и вызывают интерес детей
различные приборы и оборудование для изучения окружающей среды: учебная
экологическая лаборатория; лаборатории для экспресс-анализа образцов воды и
почвы (например, мини– экспресс-лаборатория «Пчелка»), приборы-определители
наличия солей, приборы-определители кислотности воды и почвы (рНметры),
гигрометр, дистиллятор, холодильники для хранения проб и образцов, индикаторы
радиоактивности, дозиметры «Сталкер» для определения уровня радиации и
другие приборы для установления уровня антропогенной нагрузки на городские
экосистемы. Для определения шумовой нагрузки на улицах, в учебных классах
обучающиеся с интересом используют шумомер, а люкс-метр - для определения
освещенности. При помощи экологической лаборатории проводят оценку
качества воды методом биотестирования (лаборатория включает культиватор для
выращивания тест-объекта водоросли Хлорелла (термофильный штамм),
определитель оптической плотности, три фитотестера для экспозиции опытных
образцов воды с тест-объектом, лабораторный стол с керамическим покрытием).
Практические и лабораторные занятия школьники выполняют
индивидуально с использованием пяти световых микроскопов Микромед С12 с
возможностью
значительного
увеличения
рассматриваемых
объектов.
Обучающиеся изучают одноклеточные организмы, строение растительных и
животных клеток (например, сосуды ксилемы, клетки флоэмы, губчатую и
столбчатую паренхиму листа; эритроциты человека и лягушки). С помощью
увеличительных приборов различают фенотипические проявления мутаций
дрозофиллы.
Младшие школьники рассматривают мелкие объекты при помощи
индивидуальных детских микроскопов, например, строение тела мелких пылевых
клещей или пыльцу растений. Для рассматривания объектов, требующих
небольшого увеличения, используются специальные лупы, так, например, дети
рассматривают крыло бабочки и перо птицы.
С целью фронтальной работы с микроскопически малыми объектами
испльзуется Микроскоп с цифровой видеокамерой и выводом изображения на
экран (Микромед биологический, увеличение в 1000 раз). Таким образом, всем
участникам детского коллектива предоставлена возможность одновременно на
экране наблюдать жизнь в капле воды, изучать жизнь простейших, рассматривать
строение клеток и тканей организмов.
В оранжереях и парке проводятся занятия и экскурсии по растениеводству,
ботанике, зоологии, экологии, генетике, основам эволюционного учения.
19

Наблюдения за жизнью птиц парка при помощи биноклей, а также изучение
гнездового поведения, наблюдения за вылуплением птенцов, процесс их развития
при помощи гнездоскопа способствуют развитию интереса к орнитологии.
Оранжереи как средство воспитания познавательного интереса и бережного отношения к

В 2 оранжереях собраны богатые коллекции растений теплых климатических
зон (более 200 видов, около 600 экземпляров). В них представлены растения
тропического, субтропического поясов Земли, растения пустынь и полупустынь
(суккуленты). Среди них есть плодовые, лекарственные растения. В оранжереях
выделен участок для семенного и вегетативного размножения растений,
экспериментальный отдел для проведения учебных опытов по выращиванию
однолетних и многолетних растений.
Детям интересно увидеть, как среди снегов растут и цветут любимые всеми
кофе, авокадо, благородный лавр, гранат. Особый интерес жителей нашего
холодного края вызывает плодоношение ананаса, монстеры лакомой, грейпфрута,
мандарина, цитрофортунеллы, винограда, инжира. В урожайный год с одного
растения лимона мы снимали более 3 ведер плодов, и плоды были размером с
небольшой мяч, диаметром до 18 см. Многие школьники именно здесь начинают
мечтать и выращивать дома на подоконнике свой маленький плодовый сад, чтобы
впоследствии стать профессиональными растениеводами. Круглый год в
оранжереях распускаются тропические цветы: бугенвиллия, азалия, гипеаструм,
кринум, гибискус, пахистахис. Вызывает восхищение цветки стрелиции, похожие
очертаниями на птицу.
Уголок растений пустынь и полупустынь привлекает живописными
очертаниями колючих кактусов: опунций, цереусов, мамиллярий; здесь же можно
наблюдать цветение стапелий, молочаев, изучать многообразие видов и
лекарственные свойства алое и каланхое.
Занимаясь в оранжереях, учащиеся узнают, что зеленых целителей
использовали при бальзамировании, из них готовили «колдовские» напитки, их
размещали в жилищах, добавляли в пищу. Выращивая комнатные цветы, дети
узнают, что многие из них не только радуют глаз, но и укрепляют здоровье. В
условиях учебных классов растения создают эстетическую обстановку,
обеспечивают очистку воздуха, его ионизацию и увлажнение, обогащают
воздушную среду помещений кислородом и другими полезными веществами.
Особую
актуальность
приобретает
сохранение
и
поддержание
микроэкологических условий в помещениях, где находится большое количество
людей (в детских образовательных учреждениях). Занимаясь озеленением
интерьеров растениями, обладающими способностью поглощать из воздушной
среды вредные химические вещества, учащиеся понимают, что это - один из
важных путей оптимизации оздоровления не только общественных мест, но и
жилища человека.
Растения оранжерей обладают антимикробной активностью в отношении
патогенной микрофлоры для применения в интерьерах, при создании зеленых
уголков.
20

Список включает 48 видов представителей 29 семейств, которые можно
использовать в детских образовательных учреждениях, с целью поддержания
непрерывно высокого фитонцидного фона в озеленении интерьеров. Ассортимент
растений для озеленения интерьеров включает виды растений, легко
размножаемых, неприхотливых, обладающих выраженной фитонцидной
активностью, исключающих аллергические реакции: Aglaonema commutatum, Aloe
arborescens, Adiantum capillus-veneris, Asparagus sprengeri, Aspidistra elatior, Aucuba
japonica, Begonia angularis , B. argenteo-guttata, B. albo – picta, B. bowerae, B. feasti,
B. masoniana, B. maculata, B. semperflorens, B. lucerna hybrida, B. ricinifolia, B. rex,
Beloperona guttata, Buxus sempervirens, Diffenbachia picta, Hibiscus rosasinensis,
Euonymus japonicus, Epipremnum pinnatum, Calathea liezei, Chlorophytum comosum,
Cissus antarctica, C . rhombifolia, Citrus limon, Cyperus alternafolius, Coffea arabica,
Coleus blumei, Crassula arborescens, C. рortulaceae, Ficus benjamina, Ficus carica, F.
pumila, Fuchsia hybrida, Kalanchoe pinnata,
K. daigremontiana, Impaties walleriana, Laurus nobilis, Ligustrum japonicum,
Monstera deliciosa, Murraya exotica, Mirtus communis Nephrolepis cordifolia,
Ophiopogon japonica, Pachystachys lutea , Pillea cadieri, Pelargonia odoratisimum, P.
graveolens, Peperomia clusiifolia, P. magnoliefolia, P. obtusifolia, Pittosporum tobira,
Psidium cattleanum, Rectanthera fragrans, Rosmarinus officinalis , Ruellia devosiana,
Sanchesia nobilis, Sanseviera trifasciata, Schefflera digitata, Spathiphyllum wallisii, S.
floribundum, Syngonium auritum, S. podophyllum, Thuja orientalis , Thuja orientalis cv.'
Ericoides', Tetrastigma voinierianum, Tradescancia fluminensis.
Высокая
декоративность,
разнообразие
морфологических
форм,
устойчивость к вредителям и болезням делают данный ассортимент растений
наиболее перспективным для решения задач фитодизайна.
Через занимательные экскурсии осуществляется работа в области
пропаганды ботанических знаний среди школьников, знакомят с экзотическим
миром тропических и субтропических растений их особенностями, полезными
свойствами в области научной, народной медицины и фитотерапии.
При изучении искусственных экосистем школьники пробуют выращивать
лекарственный сад на подоконнике в школе или квартире, и это вполне возможно,
если они получает знания и навыки в детском творческом коллективе, и это не
только редкие или экзотические, но и самые обычные культуры, овощные или
декоративные растения, а также наиболее интересные растения - представители
флоры Азии, Африки, Америки. Регулярно проводится инструктаж по
выращиванию и уходу за неприхотливыми и экзотическими растениями,
проводятся
учебно-исследовательские
и
ландшафтно-ознакомительные
экологобиологические экскурсии.
Аквазоолаборатория как средство для воспитания познавательного интереса и бережного
отношения у к животным у детей и молодежи

Уникальная Аквазоолаборатория способствует воспитанию ответственного
отношения к животным у обучаемых детей и подростков, через непосредственный
контакт с животными.
21

Дает знания и направляет обучемых к началу профессионального
самоопределения.
Используется как контактный мини-зоопарк («живой уголок»), содержит 40
видов животных (как позвоночных, так и беспозвоночных), широко
распространенных в качестве домашних и любительских, взятых в
специализированных центрах и получающих своевременное ветеринарное
обслуживание (профилактические прививки и препараты, наблюдение врача за
здоровьем и развитием животного). Животные располагаются в удобных для
содержания, ухода, наблюдения местах. С разрешения и при непосредственном
участии педагога безопасные зверьки могут быть вынуты на стол и предоставлены
для наблюдения детей. Наблюдения за другими животными происходит без
непосредственного контакта. Это позволяет проводить наблюдения за их
поведением, изучать биологические особенности (в первую очередь физиологии),
систематику; заниматься приручением и дрессировкой животных. Наибольшее
внимание обучающихся детей привлекают представители: Класса Млекопитающих
животных из отряда Хищных, семейства Куньих - хорь обыкновенный, из отряда
Грызуны - дегу, иглистая мышь, атласная мышь, хомячок Кемпбелла, песчанка,
морские свинки различных пород (гладкошерстная, длинношерстная), из отряда
Зайцеобразные - карликовый кролик; Класса рептилии – Отряд Чешуйчатые
Ящерицы – игуана зеленая, йеменский хамелеон, Отряд Черепахи – красноухая
черепаха, болотная черепаха, мускусная черепаха, трионикс, среднеазиатская
черепаха; Отряд Чешуйчатые семейство Ужеобразные - уж обыкновенный; Класса
Амфибии - шпорцевые лягушки, лягушка-водонос, жаба, лягушка малоазиатская,
тритон иглистый; Класса Птицы - волнистые попугайчики, дубонос, трясогузка;
Класса Рыбы: сомик хаплостерум таракатум, мешкожаберный сом, гурами голубой
и жемчужный, барбус суматранский, тернеция, данио рерио, неон и др.; Класса
Ракообразные: красноклешневый калифорнийский рак; Класса Насекомые палочники вьетнамские, палочники новозеландские, жуки бронзовки конголезские,
и др.; Класса Паукообразные Подотряд Мигаломорфные – паук-птицеед.
Для лучшего запоминания детьми названий и систематического положения
животных все клетки с животными, террариумы с амфибиями и рептилиями,
аквариумы с рыбами, инсектариумы с насекомыми и паукообразными снабжены
табличками, где указано систематическое положение, а у млекопитающих и птиц –
еще кличка.
3.8. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
22

-родительский комитет, участвующий в управлении ДТО и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
-родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в
ходе которого родители получают рекомендации руководителей объединений и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
детей;
-взаимодействие с родителями посредством сайта учреждения, сообщества в
социальной сети: размещается информация, предусматривающая ознакомление
родителей, новости МБУ ДО - ГДЭЦ
На индивидуальном уровне:
- по запросу родителей решение острых конфликтных ситуаций;
-участие родителей в Педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих
мероприятий и мероприятий в объединениях воспитательной направленности;
-индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.

23

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы, организуемый в ГДЭЦ, осуществляется
по выбранным самим учреждением направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами ГДЭЦ. В качестве экспертов
выступают: директор, старшие методисты, методисты, педагоги-организаторы,
педагоги дополнительного образования ГДЭЦ.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в учреждении являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогами;
- принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания
(в котором ГДЭЦ участвует наряду с другими социальными институтами), так
и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в ГДЭЦ воспитательного
процесса:
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающегося каждого объединения.
Осуществляется анализ руководителями объединений совместно с
директором ГДЭЦ с последующим обсуждением его результатов на заседании
методического объединения педагогов или педагогическом совете ГДЭЦ .
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение, диагностика.
Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных
результатов учащихся анализируется также на основании независимых
оценочных процедур (высокий уровень мотивации обучающихся к участию в
научно-практических конференциях, творческих конкурсах, исследовательской,
проектной, фестивальной, волонтерской деятельности, низкий процент
заболеваемости и пропусков занятий, отсутствие случаев преступлений среди
несовершеннолетних, низкий процент травматизма).
24

Выявленные проблемы
Пути решения проблем
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2.Воспитательная деятельность педагогов
Подавляющее большинство педагогов имеют квалификационные категории.
Педагоги не испытывают затруднения в определении цели и задач своей
воспитательной деятельности, а также в реализации воспитательного потенциала
их совместной с детьми деятельности.
Педагоги формируют вокруг себя привлекательные для обучающихся
детско-взрослые общности; в большинстве случаев у них складываются
доверительные отношения с обучающимися. Руководители объединений
стремятся стать для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми.
Выявленные проблемы

Пути решения проблем

Управление воспитательным процессом в образовательной организации.

Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив.
Отсутствие вакансий. Воспитательная деятельность сопровождается достаточным
нормативным обеспечением.
Педагоги имеют чёткое представление о нормативно-методических
документах, регулирующих воспитательный процесс в ГДЭЦ, о своих
должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности.
Администрацией учреждения создаются условия для профессионального роста
педагогов в сфере воспитания путем повышения квалификации в рамках курсовой
подготовки. Педагоги поощряются администрацией учреждения за хорошую
воспитательную работу с обучающимися (через стимулирующие выплаты).
Выявленные проблемы
4.Ресурсное

обеспечение

Пути решения проблем
воспитательного

процесса

в

образовательной

организации.

В образовательной организации имеются необходимые условия для
образовательной деятельности в соответствии с требованиями предъявляемыми к
дополнительному
образованию,
СанПиН.
Существующая
база
здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды образовательной
организации является основой, на которой каждый талантливый, творческий
ребенок может воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности,
подтвержденные в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.
25

Иные проблемы, выявленные в результате анализа, могут быть решены
посредством реализации программы воспитания. Это повлечёт за собой развитие
инновационного потенциала и организационной культуры образовательного
учреждения с ориентацией на выявление, поддержку и развитие талантливых,
творческих, неравнодушных детей как основы совершенствования качества
результатов деятельности МБУ ДО – ГДЭЦ.
На основе рабочей программы воспитания МБУ ДО - ГДЭЦ составляет
примерный календарный план воспитательной работы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КАЛЕНДАРНОМУ ПЛАНУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Календарный план воспитательной работы составляется на каждый учебный
год – традиционно в конце августа – начале сентября основе рабочей программы
воспитания МБУ ДО – ГДЭЦ. В нем конкретизируется заявленная в программе
воспитания работа применительно к конкретному учебному году.
Календарный план воспитательной работы может корректироваться в
течение года в связи с происходящими в работе МБУ ДО - ГДЭЦ изменениями:
организационными, кадровыми, финансовыми и т.п.
План воспитательной работы можно интегрировать с годовым планом
образовательной деятельности МБУ ДО - ГДЭЦ. Примерный план воспитательной
работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам: погружениезнакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр,
экскурсии и пр.); разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются
творческие продукты; организация события, которое формирует ценности.
Все
проводимые
дела,
события,
мероприятия
воспитательной
направленности могут быть распределены по модулям
Тематика событий модулей может быть ориентирована на все направления
развития обучающихся и посвящена различным сторонам человеческого бытия:
-явлениям нравственной жизни ребенка (дни доброты, друзей и др.);
-окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
-традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
(Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
-наиболее «важным» профессиям (биолог, эколог, ветеринар, врач,
орнитолог и др.);
-событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка
(День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).
Рекомендуемое время проведения события не всегда совпадает с
официальной датой празднования; фактическая дата проведения праздника
самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу.
Период
подготовки к каждому событию определяется педагогами,
реализующими Программу, в соответствии с возрастом и контингентом детей,
условиями и спецификой осуществления образовательного процесса,
промежуточными результатами освоения Программы, тематикой события. Возраст
детей, участвующих в подготовке и проведении праздников, формы проведения
26

события, формы работы по подготовке к событию носят рекомендательный
характер; В таких событиях участвуют дети разных ДТО и разных возрастов, что
очень ценно с педагогической точки зрения – ведь это расширяет круг общения
детей и открывает широкие возможности для продуктивного взаимодействия детей
разного возраста, способствуя тем самым социализации обучающихся. Формы
подготовки и проведения событий носят интегративный характер, то есть
позволяют решать задачи педагогической работы нескольких модулей. Подготовка
к событиям представляет собой решение задач воспитательной работы и
достижения планируемых результатов освоения Программы.
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В
МНОГОАСПЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Экологический календарь

7 сентября Международный день чистого воздуха для голубого неба
11 сентября День образования Всемирного фонда дикой природы WWF
15 сентября День рождения международной экологической организации
«Гринпис».
20 сентября День работников леса
20-26 сентября Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир»
22 сентября Всемирный день без автомобилей
23 сентября День амурского тигра и дальневосточного леопарда
24 сентября Всемирный день моря
4 октября Всемирный день животных
5 и 6 октября Всемирные дни наблюдения птиц
9 октября Международный день борьбы с природными катастрофами и
катаклизмами
28-30 октября День интернета
13 ноября День российских заповедников
28 ноября День образования Всемирного общества охраны природы
30 ноября Всемирный день домашних животных
11 января День заповедников и национальных парков
19 января Всемирный день снега (Международный день зимних видов
спорта)
7 февраля День зимних видов спорта в России
19 февраля День орнитолога
25 февраля День Рождения Ассоциации заповедников и национальных
парков Северо-Запада России
27 февраля Международный день полярного медведя
1 марта Всемирный день кошек
3 марта Всемирный день дикой природы
22 марта Всемирный день водных ресурсов
23 марта Всемирный день метеорологии
1 апреля Международный день птиц
27

7 апреля Всемирный день охраны здоровья
15 апреля День экологических знаний
22 апреля Всемирный день Земли
25-30 апреля Международная акция Марш парков
3 мая Всемирный день Солнца
9 мая Всемирный день перелётных птиц
12 мая День экологического образования. Всероссийский день посадки леса
22 мая Международный день биологического разнообразия
24 мая Международный день заповедников
30 мая Всемирный день без табака
2 июня День здорового питания и отказа от излишеств в еде
4 июня Международный день охраны очистки водоёмов
5 июня Всемирный день окружающей среды. День эколога
7 июня Международный день очистки водоёмов
8 июня Всемирный день океанов
13 июня День насекомых
17 июня Международный день цветка
26 июня Международный день борьбы с наркоманией и незаконным
оборотом наркотиков
23 июля Всемирный день китов и дельфинов
29 июля Международный день дружбы
5 августа Международный день светофора
8 августа Всемирный день кошек День физкультурника
11 августа Международный день здорового сердца
16 августа Международный день бездомных животных
Формирование семейных ценностей

1 октября Международный день пожилых людей
2 октября День детского здоровья
5 октября Международный день учителя
16 октября Всемирный день хлеба
27 октября Всемирный день туризма
28октября День бабушек и дедушек в России
20 ноября Всемирный день ребёнка
18ноябряДень рождения Деда Мороза
15мая Международный день семьи
18 ноября День рождения Деда Мороза
31 декабря Новый год
Формирование основ гражданской идентичности

1 сентября «День знаний»
21сентября Международный день мира
31 октября Всемирный день городов»
12 декабря День конституции РФ
8 февраля День российской науки
23 февраля День воинской славы России — День защитника Отечества
28

28 февраля -6 марта Масленичная неделя
12 апреля День космонавтики
1 мая Праздник Весны и Труда в России. День международной солидарности
трудящихся
9 мая День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941
- 1945 годов (1945 г.).
12 июня День России
22 июня День начала Великой Отечественной войны (1941 г.).
4 ноября День народного единства.
7 ноября День освобождения Москвы силами народного ополчения под
руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов
(1612 г.).
3 декабря День неизвестного солдата.
Даты и периоды, специально отмечаемые организацией объединенных нации в области
устойчивого развития
2021 год Международный год овощей и фруктов.
2021 год Международный год мира и доверия.
2013-2022 Международное десятилетие сближения культур.
2014-2024 Десятилетие устойчивой энергетики для всех.
2018-2027 Десятилетие детства в России.
2021-2030 Десятилетие по восстановлению экосистем.
2021-2030 Десятилетие науки об океане в интересах устойчивого развития.
2016-2025 Десятилетие действий по проблемам питания.
2022 Международным годом кустарного рыболовства и аквакультуры
2022 год Президент России объявил годом народного искусства и культурного наследия.
Писатели и поэты - юбиляры в 2021-2022 годы

2021 год
11 ноя. – 120 лет с даты рождения Евгения Ивановича Чарушина (1901-1965).
Он известен своими рассказами для детей о жизни животных: «Волчишко и
другие», «Джунгли», «Вольные птицы», «Охотничьи рассказы» и др.
19 ноя. — вспоминаем М.В. Ломоносова (1711-1765). В этот день исполнится
310 лет с рождения этого великого учёного, философа и писателя в том числе.
10 дек. – юбилей Н.А. Некрасова. Ровно 200 лет со дня рождения классика,
описывавшего в своих произведениях русскую природу и жизнь простых людей
(1821-1878).
2022 год
9 апреля – (120 лет) Ольге Васильевне Перовской (1902–1961).
Произведения: «Мармотка», «Ребята и зверята», «Тигренок Васька».
30 мая – (130 лет) Ивану Сергеевичу Соколову-Микитову (1892–1975).
Произведения: «Год в лесу», «Заячьи слёзы», «Звуки Земли».
29

31 мая – (130 лет) Константину Георгиевичу Паустовскому (1892–1968).
Произведения: «Золотая роза», «Повесть о лесах», «Стальное колечко».
1 сентября – (140 лет) Борису Степановичу Житкову (1882–1938).
Произведения: «Морские истории», «Рассказы о животных», «Что бывало», «Что я
видел».
31 октября – (120 лет) Евгению Андреевичу Пермяку (1902–1982).
Произведения: «Волшебные краски», «На все цвета радуги», «Памятные узелки».
3 ноября – (135 лет) Самуилу Яковлевичу Маршаку (1887–1964).
Произведения: «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Цирк»;
переводы: Бернс Р. «Лирика»; Буш В. «Плих и Плюх»; Шекспир В. «Сонеты».
6 ноября – (170 лет) Дмитрию Наркисовичу Мамина-Сибиряку (1852–1912).
Произведения: «Аленушкины сказки», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной»,
«Серая Шейка».
22 декабря – (85 лет) Эдуарду Николаевичу Успенскому (1937–2018).
Произведения: «Вниз по волшебной реке», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет
по следу», «Крокодил Гена и его друзья».

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБУ ДО – ГДЭЦ на 2021-2022 учебный год
№
п/п

Название мероприятия

Сроки

1.

Международный учет птиц

28 Сентября –
5 Октября 2021

2.

Праздник-квест
«Любимая природа - 2021»
(для детских домов, Центров
реабилитации несовершеннолетних).

3.

«Зеленый путь»
Городской конкурс по раздельному
сбору и накоплению коммунальных
отходов

4.

5.
6.

7.

8.

Сентябрь 2021
Разработка положения
Сентябрь 2021-Январь
2022
Проведение
Январь-Март 2022

Научно – методический сбор
«Шарташ» актива городского сетевого
24 Сентября 2021
проекта
«Экологическая паутинка – 2021»
Открытый урок – экскурсия по станциям
Сентябрь,
«По лесным тропинкам
Октябрь, Апрель, Май.
Харитоновского парка»
Всемирный день защиты животных
Городской лабораторный практикум
«Родники»
(определение качества родниковой
воды)
Расширенное совещания
«Родники - 2021»
по обмену лучшим опытом работы,

4 Октября 2020
Сентябрь-Октябрь 2021

16 Сентября 2021
30

9.

10.

11.
12.

мероприятие пройдет в формате
видеоконференцсвязи.
Награждение победителей призеров
«Цветущий город - 2021»,
10 Сентября 2020
мероприятие пройдет в формате
видеоконференцсвязи.
Обучающий семинар - консультация для
педагогических кадров ОУ, ДОУ, УДО 10-11 ноября
«Эко-консилиум»
Городской конкурс на лучшую
Ноябрь 2021
реализацию областного проекта
«Родники-2021»
Выпуск газеты
сентябрь 2021
«Мы все – друзья-экологи!»

13.

Выпуск газеты
«Мы все – друзья-экологи!»

14.

Участие во Всероссийском конкурсе по
работе с родителями

15.

Всероссийский субботник Зеленая
планета

16.

17.

18.

19.
20.

Декабрь –2021

2021-2022

Всероссийская эколого-культурная акция Ноябрь - Декабрь 2021
«Покормите птиц зимой».
Конкурсы и акции Висимского
Январь - апрель 2022
биосферного заповедника
Городской лабораторный сетевой
почвенный практикум
Январь 2022
экологических постов «Экологическая
паутинка»
Реализация мероприятия
«VII Всероссийский фестиваль
Январь
инновационных продуктов» (заочное февраль-март
участие)
2022
г.Санкт-Петербург
Семинар «Этика познания
Февраль 2022
живого мир»
Подготовка статей в журнал
Ноябрь 2021- Февраль
Правительства Свердловской области
2022
«Родники»

21.

«Экологические вечера»

Февраль 2022

22.

Финал Областной съезд участников
движения
«Родники-2021»
- победителей городского конкурса
«Родники»

Март 2022

23.

Выпуск газеты
«Мы все – друзья-экологи!»

Март 2022
31

24.

25.

26.

27.

28.
29.
30.
31.
32.

33.

34.

35.
36.
37.
38.

Международный день птиц

1 Апреля 2022

Городской отборочный тур областной
акции
«Марш парков - 2022»:
Март • Заочные областные конкурсы
Апрель 2022
• Городской отборочный тур
• Областной финал
Сопровождение победителей «V
Апрель
Всероссийского открытого
2022
экологического конкурса юных
исследователей окружающей среды
городов России
«ЭКО-ПОИСК»
на Всероссийский конкурс юношеских
исследовательских работ имени В.И.
Вернадского, Москва, «Тропой открытий
В.И.Вернадского»,1 руководитель, 2 уч.
Областной сбор
Март – Апрель
«ЮНЭКО-2022»
2022
Областной фестиваль
Май 2022
«Майская радуга»
Всероссийский конкурс юных
Март 2022
исследователей окружающей среды,
Москва
День водных ресурсов
22 Марта 2022
Познавательная экскурсия
«Не спеши срывать
Март 2022
первоцветы»
День ЗЕМЛИ - День улучшения
22 Апреля
комфортности среды г. Екатеринбурга 2022
Городская исследовательская акция –
мониторинг численности птиц: учёт
13 Мая 2022
«Найди воробья! - 2022»
Исследовательская акция
«День Единого мониторинга
19 Мая 2022
городской среды»
Реализация семинара
«Научно-методический семинар для
Май 2022
образовательных организаций
«Эко-консилиум»
Выпуск газеты
Май 2022
«Мы все – друзья-экологи!»
Городской экологический конкурс
Июнь 2022
«Школа летних исследований ЛИС 2022»
День окружающей среды
5 Июня 2022
Экологический патруль
Июнь 2022
«Чистый город – 2022».
32

39.

40.

41.

Акция по уборке несанкционированных
свалок мусора в лесополосе,
распространение экологических
листовок.
Познавательная экологическая
программа
«Экологическое лето-2022»
в Сенсорном саду
(Для детских летних городских лагерей)
Подготовка к организации и
проведению открытого Всероссийского
экологического конкурса юных
исследователей окружающей среды
городов России
«V ЭКО-ПОИСК»
Выпуск газеты
«Мы все – друзья-экологи!»

Июнь – Июль 2022

Рассылка Распоряжения в
апреле.
Заочный тур – ноябрьдекабрь 2022

Август 2022

33

34



Контакты

620075 г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 44 литер Т

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.