Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городской детский экологический центр Принята на заседании Педагогического совета МБУ ДО – ГДЭЦ Протокол №5 от 14.06.2023 УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО – ГДЭЦ __________ Власова Е.Ю. Приказ № 81/1/од 14.06.2023 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологический туризм» Направленность туристско-краеведческая Уровень программы: базовый Возраст обучающихся: 10-17 лет Срок реализации: 1 год Количество часов в год: 208 часов Авторы-составители: Шевченко Евгений Иванович, педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория Швецова Татьяна Реввовна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория Карлушина Лариса Владимировна, старший методист Екатеринбург 2023 1 Оглавление Поснительная записка.................................................................................................................................3 Нормативные документы ....................................................................................................................3 Актуальность программы ...................................................................................................................5 Цель и задачи общеразвивающей программы ..................... Ошибка! Закладка не определена. Отличительные особенности ..............................................................................................................8 Адресат ....................................................................................................................................................9 Формирование учебных групп ...........................................................................................................9 Возрастные особенности обучающихся. Особенности работы с разновозрастными группами .................................................................................................................................................9 Учебный тематический план программы «Экологический туризм» (базовый уровень) ...................12 Содержание программы «Экологический туризм» (базовый уровень) ...............................................14 Введение в программу. Инструктаж по правилам поведения. ..................................................14 Раздел 1. Юный турист ......................................................................................................................14 Раздел 2. Юный эколог ......................................................................................................................16 Раздел 3. Полевая орнитология ........................................................................................................17 Раздел 4. Исследования в природе ...................................................................................................18 Планируемые результаты .........................................................................................................................19 Комплекс организационно-педагогических условий ................... Ошибка! Закладка не определена. Материально-техническое обеспечение программы....................................................................23 Кадровое обеспечение .........................................................................................................................23 Методические материалы .................................................................................................................24 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ..............................................................25 Список литературы для педагога .............................................................................................................26 Список литературы для учащихся ...........................................................................................................27 Перечень информационно методических условий реализации программы........................................27 Приложения ...................................................................................... Ошибка! Закладка не определена. Календарно -тематический график (форма) ..................................................................................28 Оценивание ожидаемых результатов ..............................................................................................31 Критерии оценки теоретических знаний обучающихся ..........................................................31 Критерии оценки развития личностных характеристик обучающихся ..............................32 Критерии оценки практических навыков и умений обучающихся ......................................33 Воспитательная работа в детском творческом объединении .................................................34 Возрастные особенности детей 10 – 17 лет. Беседа с родителями ..........................................35 Входная диагностика ..........................................................................................................................40 Итоговый контроль. Требования к выполнению итоговых тестов и заданий по проверке качества подготовки обучающихся к концу года .........................................................................45 2 Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экологический туризм»: туристскокраеведческая, базовый уровень, составлена согласно требованиям, к программам дополнительного образования. Ее содержание предполагает получение и практическое применение знаний, умений, навыков ребенка в области экологического туризма, изучения особенностей природы Свердловской области и деятельность для сохранения ее ландшафтов и экосистем. В соответствии с пунктом 4 статья 75 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 28.02.2023), содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с пунктом 8 Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Нормативные документы Данная программа разработана с учетом требований, указанных в следующих документах: ✓ Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273); ✓ Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (в редакции 2013 г.); ✓ Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); ✓ Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р); ✓ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 3 ✓ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; ✓ Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; ✓ Приказ Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; ✓ Письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 №ДГ-245/06, «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; ✓ Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год); ✓ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»; ✓ Приказ Министерства просвещения Российский Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; ✓ Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; ✓ Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; ✓ Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 4 ✓ Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; ✓ Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 № 434-д «Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области»; ✓ Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 01.11.2021 №934-д методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»; ✓ Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 №219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных обще образовательных программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д»; ✓ Муниципальные правовые акты, Устав МБУ ДО – ГДЭЦ и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях туристско-краеведческой направленности и спецификой работы учреждения. Актуальность программы В последние годы отмечается низкий уровень физической активности у городских школьников: они мало бывают на свежем воздухе в связи с высокой загруженностью теоретическими занятиями по предметам школьного курса, занятостью родителей, невозможностью нахождения ребенка без присмотра на улице, увлечения гаджетами. В связи с этим они нуждаются в активном отдыхе на природе и укреплении здоровья, формировании привычки к здоровому образу жизни в процессе занятий активным туризмом. Дети современного мегаполиса, как никто другой, нуждаются в общении с природой. Развиваясь в урбанизированной среде, дети растут в отрыве от природы. Это приводит к тому, что в дальнейшем, не имея природопользовательской культуры, они порой становятся «плохими потребителями» природы и могут навредить ей. Необходимо с детства формировать культуру природопользования и прививать навыки нахождения на природе. Актуальность образовательной программы «Экологический туризм» определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы экологического образования, краеведения, а также на получение и 5 практическое закрепление знаний и навыков, развитие исследовательских и коммуникативных способностей обучающихся. Одной из форм укрепления здоровья, воспитания корректного природопользования, формирования исследовательской компетентности является экологический туризм. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель – формирование и развитие исследовательских компетенций и экспедиционных навыков у школьников. Программа выстроена таким образом, чтобы способствовать воспитанию подростков через увлечение обучающихся активным туризмом и проявленный интерес к вопросам экологии. Задачи Образовательные: • ознакомить обучающихся с состоянием природной среды Свердловской области, познакомить с разнообразием ландшафтных зон края, познакомить с представителями местной флоры и фауны; • углубить знания: о здоровом образе жизни человека и роли физической активности; взаимосвязи организмов между собой, зависимости их жизнедеятельности от условий среды; показать возможные, не всегда явные экологические угрозы живому, связанные с антропогенной деятельностью человека; • помочь освоить практические навыки туризма и путешествий; • познакомить обучающихся с правилами обеспечения безопасности в походе и на экскурсии; • сформировать представление о грамотной организации путешествий и экскурсий в природе; • обучить подростков правильному, безопасному поведению на пересеченной местности и гористой местности, навыкам сохранении их от травматизации; • научить определять видовой состав растений лесопарков, редкие растения Урала; • научить активным методам приобретения знаний о птицах и животных Урала и условиях их обитания в дикой природе; • познакомить с методиками наблюдений и учетов птиц в природе; • научить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы; • показать связи и зависимости между природой, обществом и конкретным человеком; • научить понимать и ценить красоту Уральского региона; • начальное формирование у юного путешественника-исследователя специальных возможностей, умений, навыков, быстро и конкретно 6 реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем, возникающих в условиях похода или экспедиции; Развивающие: • укрепить здоровье и развить у обучающихся привычку к регулярным нормированным физическим нагрузкам на природе (еженедельным выходам в природу); • развить начальные навыки обеспечения условий жизнедеятельности в походе; • научить находить и адекватно оценивать знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания в условиях реального похода в условиях природы; • развивать самостоятельность, ответственность за свои действия; аккуратность, интеллектуальные и творческие способности; • развивать самоконтроль и оценку своего поведения на природе; • развитие потребности в самопознании и саморазвитии; • развить внимание, память, мышление; наблюдательность, воображение; • сформировать навык длительного наблюдения за живыми объектами; • научить подростков быстро, эффективно запоминать и сохранять информацию в условиях учетов птиц на местности, в ситуациях переменчивой уральской погоды в течении всех сезонов года; • развивать и поддерживать интерес к познанию, пробудить интерес к изучению природы Уральского региона и своего ближайшего окружения • с использованием навыков экологического туризма, и бердвотчинга; • формировать экологическое мышление, способствовать развитию интереса к проблемам охраны природы на основе изучения состояния окружающей среды; • расширение кругозора обучающихся; • развитие способности к эмоциональному восприятию природы; Воспитательные: • воспитывать у обучающихся основы ответственного поведения по отношению к природной среде и человеку; • сформировать ответственное отношение к природным объектам; • воспитать у обучающихся трудолюбие через привлечение их к непосредственному труду, вооружить конкретными практическими умениями и начальными навыками; • формировать положительную мотивацию к общественной деятельности по сохранению природы; • формировать навыки ответственного поведения на природе, культуру общения между всеми участниками образовательного процесса; 7 • формирование навыков здорового образа жизни, осознание радости от нормированных физических нагрузок, позитивного общения во время путешествий по красивым местам Урала; • воспитать понимание необходимости не навредить окружающему миру животных и растений; • развить коммуникативные навыки, и способствовать начальному формированию детского коллектива, имеющего признаки: информированности, организованности, сплоченности, ответственности и проявляемой взаимовыручки, физической и психологической поддержки; • способствовать укреплению семейных связей - заинтересовывать содержанием занятий не только детей, но и родителей, и всех членов семей. Отличительные особенности Идеей разработки программы послужила потребность ребенка: в получении знаний и исследовательских навыков по изучению видового многообразия местных животных и растений, их взаимозависимости; реального посещения конкретных природных ландшафтов и участков охраняемой природы Свердловской области; укрепления физического здоровья школьников на свежем воздухе; формирование основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении туристической, рекреационной и исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность в природе планируется на протяжении всего курса обучения, она учит методам сбора научной информации, умению анализировать и классифицировать добытые факты, способствует критическому и аналитическому мышлению. Коммуникативная практика направлена на социальную адаптацию, умению работать командой, готовности к взаимодействию с различными социальными институтами, развитию условий для формирования социально успешной, коммуникативной личности. Учебный тематический план имеет особенности. Некоторые темы и массовые мероприятия могут быть частично реализованы в иное время, отличное от планового, с переносом по срокам, в связи с их реальным проведением. Аналогично, в реальном исполнении переносятся некоторые мероприятия, участие в федеральных научных программах: Программа зимних учетов птиц России, Общероссийский учет зимующих водоплавающих птиц «Серая шейка», участие в Едином Фенологическом Дне, участие в международном проекте «Атлас гнездящихся птиц Западной Сибири», осенние «Международные учеты птиц», летние орнитологические школы, соревнования по бердвотчингу, и др. Они объявлены орнитологическими организациями в строго определенные календарные сроки. 8 Так же детское творческое объединение принимает участие в акциях и мероприятиях ГДЭЦ в соответствии с планом работы образовательной организации. Поэтому участие ДТО в них ежегодно организовано вне зависимости от сроков тематического планирования в данной программе; а выходы групп юных исследователей в природу осуществляются в соответствии с приказом директора. Адресат Программа адресована школьникам 10-17 лет, без ОВЗ, проявляющих интерес к природе и окружающему миру, интересующихся экологией и краеведением, ведущих активный образ жизни. Программа предусматривает у ребят физическую возможность ходить в небольшие походы и на экскурсии в природу, а также умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их разрешения. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Формирование учебных групп Наполняемость в группах: 15 человек постоянного состава, в соответствии с СанПин. Учебную группу составляют как девочки, так и мальчики. Набор при формировании учебной группы осуществляется по желанию школьников и письменному заявлению их законных представителей в соответствии с Правилами приема обучающихся в ОУ. Группы формируются разновозрастные, после собеседования с родителями и ребенком; в группы определяют обучающихся, близких по возрасту. В процессе выездных и экскурсионных занятий старшие обучаемые могут выполнять роль помощника педагога, с этой же целью привлекаются родители обучаемых. Возрастные особенности обучающихся. Особенности работы с разновозрастными группами Дети возраста 10-14 лет стремятся иметь собственное представление о природе, начинают мыслить более логично, пытаются обобщать полученные ими сведения. Они способны отстаивать свою точку зрения. У них углубляется интерес к окружающему, большая потребность к общению со сверстниками. В коллективных делах способны к большой активности, готовы к сложной деятельности, и преодоление препятствий, ощущается горячий энтузиазм. В связи с этим в программу включены массовые игры и коллективно-творческие дела, походы с элементами исследования, тренинги по безопасному нахождению в природе. 9 Для обучающихся 15-17 лет – это пора достижений, наращивания умений, знаний, становления нравственности и открытия собственного «Я». Это пора выбора своего места в жизни, определения планов, пора общения. Основная черта возраста – жажда самораскрытия и самовыражения, самостоятельности и осознания своей нужности. В связи с этим, для ребят этой возрастной категории большой акцент уделяется учебно-исследовательской деятельности, в первую очередь в полевых условиях – во время выходов в лесопарковую зону. Таким образом, содержание программы позволяет обучающимся реализовать потребности подростков в физической и познавательной активности в заданных рамках, укрепить здоровье, определиться в выборе профессии. Большое воспитательное значение в выполнении программы имеет общение ребят разного возраста, проведение совместных мероприятий и соревнований. В ДТО организуется подготовка и реализация проведения занятий старшими обучающимися, как знакомство с ролью педагога, и ежегодное участие в предпрофессиональном педагогическом конкурсе «Нам по пути». Организована позитивная поддерживающая деятельность старших с более младшими обучающимися. Подробно возрастные особенности обучающихся изложены в Приложении 4, в виде беседы с родителями, для проведения родительского собрания и индивидуальных бесед по запросу родителей. Режим занятий Обучение проводится один раз в неделю по 4 академических часа, круглогодично. Все походы рассчитываются не более, чем на 8 часов, в течение одного дня. Объём Объём образовательной программы 208 часов, включая практические занятия. Срок освоения Срок освоения 1 год. Уровневость Базовый уровень. После освоения программы: обучаемые могут быть по желанию зачислены на продвинутый уровень программы «Экологический туризм», предполагается входное собеседование с ребенком и родителями, при этом может учитываться уровень активности на занятиях по базовой программе. Форма обучения Используются различные формы организации занятий: коллективная, групповая, индивидуальная; участие в массовых мероприятиях. Занятия: 10 ✓ преимущественно очные, возможно применение дистанционных и электронных формы обучения при изучении теоретического материала и при подготовке проектов; ✓ комбинированные, включают теоретическую и практическую части обучения. Программа реализуется на образовательных площадках Городского детского экологического центра г. Екатеринбурга, в городских парках и в природной среде пригородной зоны. В течение всех сезонов года запланированы физические тренинги со специальным оборудованием и без него, и значительные дневные переходы обучающихся под нагрузкой (с рюкзаком), активное посещение природных парков, исторических, краеведческих и природных памятников, музеев. Виды занятий В программе предполагаются интерактивные занятия. Проводятся игры, беседы с применением наглядных пособий, проведение семинаров-практикумов, походы выходного дня и экскурсии, творческие задания, работа в малых группах. В содержании программы в каждом разделе приведен примерный перечень практических занятий с обучающимися, для реализации из них могут быть выбраны одно или несколько, на усмотрение педагога. Формы подведения результатов Получаемые результаты диагностируются поэтапно. Входной контроль осуществляется в течение первого месяца обучения в виде педагогического наблюдения и собеседования с преподавателем, викторин, игр, тестирования. Входному контролю уделяется особое внимание, так как обучаемые приходят на занятия в ДТО из различных общеобразовательных организаций, имеют разный уровень знаний, опыта нахождения в природе, и физической подготовки. Промежуточный контроль осуществляется после зимних каникул в ходе практических занятий, походов и экскурсий, работы в полевых условиях. По желанию ребенка, возможна иная форма: презентация планов учебно-исследовательских мини-проектов. При этом учитываются: правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия темы, точность употребления понятий и терминов, умение применять полученные знания на самостоятельных работах, умение работать с приборами, инструментами, записями. Итоговый контроль по результатам курса проводится в течение последней или предпоследней учебных недель. Подведение результатов в программе проводится в ходе педагогического наблюдения в походах и на экскурсиях: при выполнении самостоятельных заданий, решения задач поискового характера, участия в квестах, туристических эстафетах, соревнованиях по бердвотчингу. 11 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Экологический туризм» (базовый уровень) Разделы: 1. Юный турист 2. Юный Эколог 3. Полевая орнитология 4. Исследования в природе № п/п Часов Тема Форма контроля Всего Теори я Практ ика 4 1 3 игра Туризм. Общая туристическая подготовка Организация похода и исследовательской экспедиции Топография 8 2 6 викторина 8 2 6 квест 8 2 6 1.4 Пешеходный туризм. Соревнования по туризму 8 2 6 1.5 Лыжный туризм 8 2 6 Практикум на местности поход выходного дня с выполнением задания Мини-соревнования Участие в соревнованиях соревнования и участие в массовых мероприятиях по лыжному туризму 40 10 30 8 2 6 8 2 6 4 1 3 Введение в программу объединения. Инструктаж по правилам поведения на занятиях. 1. Раздел «Юный турист» 1.1 1.2 1.3 Итого по разделу 2. Раздел «Юный эколог» 2.1 Понятие об экологии. Взаимосвязь экологии и туризма 2.2 2.3 Необходимость соблюдения экологических норм при проведении туристских мероприятий. Санитарные и гигиенические требования при проведении туристских мероприятий Природа Свердловской области Выполнение исследовательского задания Игра на местности Игра-соревнование «День самостоятельности» Викторина, игра на местности Конкурс постов ВКОНТАКТЕ или медиа-викторина 12 2.4 Фауна Свердловской области 4 1 3 2.5 Флора Свердловской области 4 1 3 Экскурсия в музей природы с элементами исследования, заполнение исследовательского листа Конкурс знатоков 2.6 Природно-ландшафтные комплексы Свердловской области Особо охраняемые природные территории Среднего Урала (лесопарки города Екатеринбурга) 4 1 3 Тестовое задание 16 1 15 Поход выходного дня с выполнением исследовательского задания 48 12 36 8 2 6 2.7 Итого по разделу 3. Раздел «Полевая орнитология» 3.1 Орнитофауна Свердловской области 3.2 Изучение птиц в полевых условиях 8 2 6 3.3 Орнитологическая фенология 4 1 3 3.4 Мониторинг населения птиц парков города 32 2 30 52 7 45 4 1 3 12 3 9 12 3 9 Учеты животных и птиц 20 4 16 Фенологические наблюдения 12 3 9 Итого по разделу 4 Раздел «Исследования в природе» 4.1 Методика научного наблюдения и сбор научного материала 4.2 Овладение методиками полевого определения птиц, животных, растений в условиях кабинета и в природе 4.3 Фотоохота 4.4 4.5 Орнитологический диктант Конкурс юных орнитологов Соревнования по бердвотчингу. Зачетная экскурсия, игра Участие в учетах птиц, предъявление полевых дневников Практикум Итого по разделу Итоговое занятие Контроль. Аттестация. 60 4 14 1 46 3 Итого по программе 208 45 163 Поход, зачет по практическому определению Поход, фотовыставка, пост в соцсетях защита проектов Поход, отчет, исследовательская работа Выполнение тестового задания, квест-соревнование 13 Содержание программы «Экологический туризм» (базовый уровень) Введение в программу. Инструктаж по правилам поведения. Теоретическая часть. Городской детский экологический центр как центр обучения школьников – юных исследователей природы Свердловской области, как часть истории юннатского движения России. Правила поведения на занятиях, в кабинете и парке. Правила безопасного поведения возле водоема. Практическая часть. Игра-упражнение на знакомство Упражнения на формирование положительной самооценки в малых группах Экскурсия по зоологическому музею - учебному кабинету, зданию, территории ГДЭЦ Экскурсия по Харитоновскому парку Фотосессия: фотографирование учебной группой около пруда Раздел 1. Юный турист 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. Туризм. Общая туристическая подготовка Организация похода и исследовательской экспедиции Топография Пешеходный туризм. Соревнования по туризму Лыжный туризм 1.1. Туризм. Общая туристическая подготовка Теоретическая часть. Краткое знакомство с историей развития туризма и экспедиций в России. Виды туризма. Практическое значение туризма. Техника личной и групповой безопасности в походе. Практическая часть. Игра «Мы идем в поход» Творческая лаборатория «Что понадобится в экспедиции» Викторина «Правила поведения» Тренинг-соревнование «Собери рюкзак на время» Практикум на местности Общефизическая подготовка: занятия на спортивно-тренажерной площадке в лесопарке «Каменные палатки» с игровыми элементами Поход выходного дня с выполнением задания Викторина 1.2. Организация похода и исследовательской экспедиции 14 Теоретическая часть. Первое знакомство с видами туристских походов. Руководство походами и экскурсиями. Формирование туристской группы. Виды бивуаков. Требования к организации бивуака. Костры. Обеспечение пожарной безопасности. Виды рюкзаков. Требования к туристской одежде и обуви. Понятие о личном, общем и специальном снаряжении туриста. Калорийность продуктов питания. Основные принципы приготовления пищи на костре. Практическая часть. Распределение обязанностей в группе. Выбор маршрута. Виды костров, их назначение. Противопожарная безопасность в походе. Типы, устройство и назначения палаток. Тренинг-соревнование «Собери палатку на время» Типы и назначение рюкзаков. Одежда и обувь для различных видов туризма. Ремонтный набор малый. Медицинская аптечка (перевязочные средства, антисептики). Меню-раскладка. Способы упаковки продуктов питания. Викторина «Продукты в поход» Отработка технических навыков в природной среде по теме «Организация похода» Упражнение на сплочение группы Тренировка с рюкзаком Поход выходного дня с выполнением задания Мини-соревнования Квест на местности 1.3. Топография Теоретическая часть. Определение. Карты, схемы. Компас, азимут. Туристское ориентирование. Топографические карты. Практическая часть. Карта и обозначения на ней: практические занятия. Компас: практические занятия. Упражнения на развитие оперативной памяти. Отработка технических навыков в природной среде по теме «Топография». Упражнения по спортивному ориентированию на местности. Практикум на местности 1.4. Пешеходный туризм Теоретическая часть. Классификация, виды, формы пешеходного туризма. Особенности пешеходного туризма. Обеспечение безопасности в пешеходном туризме. Тактика движения в пешеходном походе. Практическая часть. Специальное, личное и общее снаряжение для пешеходного туризма. 15 Техника преодоления препятствий в пешеходном походе. Практикум. Отработка технических навыков в природной среде по теме пешеходный туризм. Поход выходного дня с выполнением задания. Заполнение исследовательского листа. Мини-соревнования Участие в соревнованиях Лыжный туризм Теоретическая часть. Классификация, виды, формы. Особенности лыжного туризма. Обеспечение безопасности в лыжном туризме. Особенности организации бивуака в лыжном походе. Тактика движения в лыжном походе. Тактика преодоления препятствий в лыжном походе. Особенности меню, хранения продуктов и приготовления пищи в зимнем походе. Обеспечение безопасности группы юных исследователей в процессе зимних походов и выполнения экспедиционных заданий. Практическая часть. Специальное, личное и общее снаряжение для лыжного туризма, обеспечение группы юных исследователей необходимым оборудованием для начального изучения природных объектов. Техника преодоления препятствий в лыжном походе. Ремонт снаряжения в лыжном туризме. Отработка технических навыков в природной среде по теме лыжный туризм. Участие в массовых мероприятиях с применением навыков лыжного туризма: прогулка, поход, зимние учеты птиц в парках и лесопарках. Соревнования и участие в массовых мероприятиях по лыжному туризму (в том числе волонтерство) Массовая спортивная акция «Лыжня России» (участие в сроки проведения акции) Раздел 2. Юный эколог Теоретическая часть. 2.1. Понятие об экологии. Взаимосвязь экологии и туризма 2.2. Необходимость соблюдения экологических норм при проведении туристских мероприятий. Санитарные и гигиенические требования при проведении туристских мероприятий 2.3. Природа Свердловской области 2.4. Фауна Свердловской области 2.5. Флора Свердловской области 2.6. Природно-ландшафтные комплексы Свердловской области 2.7. Особо охраняемые природные территории Среднего Урала (лесопарки города Екатеринбурга) 16 Практическая часть. Экология города, экологический мониторинг ООПТ города. Экологический мониторинг окрестностей Екатеринбурга. Знакомство с особо охраняемыми природными территориями города. Знакомство с методиками полевых исследований, научное наблюдение, первичный сбор материала, формулирование цели наблюдения. Выбор объекта наблюдений. Постановка конкретных задач работы. Составление плана наблюдений. Работа с литературой. Правила работы с книгой. Алфавитный и именной указатели. Поиск дополнительной информации об объекте наблюдений и о подобных исследованиях. Корректировка плана наблюдений. Исследовательская деятельность обучающихся: Сбор информации об экологическом состоянии ООПТ г Екатеринбурга, экскурсия в дендрарий. Общественно-экологическая деятельность в природной среде на территории Харитоновского парка. Участие в федеральных научных программах - программа зимних учетов птиц России, программа единого дня учета водоплавающих птиц, участие в Едином Фенологическом Дне, участие в международном проекте “Атласа гнездящихся птиц Западной Сибири”. Формы контроля: Выполнение исследовательского задания, план проекта Игра на местности Игра-соревнование «День самостоятельности» Викторина, игра на местности Конкурс постов ВКОНТАКТЕ Экскурсия в музей природы с элементами исследования, заполнение исследовательского листа Конкурс знатоков Тестовое задание Поход выходного дня с выполнением исследовательского задания Раздел 3. Полевая орнитология Теоретическая часть. 3.1. Орнитофауна Свердловской области 3.2. Изучение птиц в полевых условиях. 3.3. Орнитологическая фенология. 3.4. Мониторинг населения птиц парков города. Знакомство с наукой орнитологией. Биология птиц. Изучение региональной орнитофауны. Знакомство с зоогеографией и биоценологией. 17 Биотопическое распределение птиц, изучение птиц урболандшафта. Методика научного наблюдения и сбор научного материала. Практическая часть. Знакомство с методиками полевого определения птиц в природе. Определение птиц по голосам и песне. Фотоохота. Учеты птиц. Изучение орнитокомплексов ООПТ г. Екатеринбурга. Фенологический мониторинг. Птицы как экологический биоиндикатор состояния окружающей среды. Фенологические наблюдения за птицами. Формы контроля: Орнитологический диктант Конкурс юных орнитологов Соревнования по бердвотчингу Зачетная экскурсия, игра Участие в учетах птиц, предъявление полевых дневников Раздел 4. Исследования в природе Теоретическая часть. 4.1. Методика научного наблюдения и сбор научного материала 4.2. Овладение методиками полевого определения птиц, животных, растений в условиях кабинета и в природе 4.3. Фотоохота 4.4. Учеты животных и птиц 4.5. Фенологические наблюдения Практическая часть. Овладение первичными навыками и методиками полевого определения птиц, животных, растений в условиях кабинета и в природе. Фотоохота. Тренинги. Учеты животных и птиц. Фенологические наблюдения. Формы контроля: Практикум Поход, зачет по практическому определению Поход, фотовыставка, пост в социальных сетях Защита проектов Поход, отчет, исследовательская работа Итоговое занятие. Контроль. Аттестация. Подведение итогов. Беседа. Выполнение тестового задания, квест-соревнование в походе выходного дня. 18 Планируемые результаты • • • • • • • • • • • • • • • Личностные результаты: навыки сотрудничества, поддержки, эмпатии; навыки коллективного труда; работа на общий результат; умение включаться в коллективную работу; формирование качеств личности – ответственности, трудолюбия, доброжелательности, аккуратности, вежливости, толерантности, коммуникабельности, самостоятельности, активности, аккуратности; развитие интеллектуальных и творческих способностей; расширение кругозора обучающихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы; развитие потребности в саморазвитии; укрепление интереса к познанию окружающего мира; начальное формирование экологического сознания, экологической гражданской позиции; развитие мотивации к природоохранной деятельности; формирование культуры общения и поведения в социуме; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, освоение познавательной и личностной рефлексии; формирование ответственного и бережного отношения к природе, умения видеть её красоту и любоваться ею. Обучающиеся будут обладать следующими качествами • сформированными навыками безопасного и ответственного поведения в природе, • проявлять уважительное отношение к окружающим людям и бесконфликтное поведение в группе подростков в походе и на экскурсиях; • чувство личной ответственности за порученное дело; • чувство товарищества и умение работать командой; • активной жизненной позицией. Метапредметные результаты: • • • • • развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления; развитие исследовательской деятельности; формирование культуры общения и коммуникативных навыков. интерес к познанию родного края; основы экологического мышления и природоохранные навыки; 19 • • • • • • • • умение видеть причинно-следственные связи, связанные с природными явлениями. развитие мотивации к экологическому туризму как виду деятельности, потребности в саморазвитии; развитие познавательного интереса к растениям; развитие познавательного интереса к птицам и животным; включение в практическую познавательную и исследовательскую деятельность в природе; навыки реальной оценки своих возможностей; умение включаться в общую для группы работу; доводить до конца начатую работу; Предметные результаты: Иметь интерес к изучению природных сообществ, животных и растений, готовность внимательно и ответственно относиться к ним. Обучаемый должен знать: • • • • • • • • • • • • • • • • • • • предмет, цели и задачи экологического туризма; типы и формы рюкзаков, их устройство; необходимое оборудование для походов и экспедиций; правила техники безопасности при нахождении в природной среде во время туристической прогулки и похода, около водоема; основные положения экологических и санитарно-гигиенических требований при проведении туристских мероприятий в природной среде; топографию местности; флору и фауну родного края: некоторых редких и охраняемых представителей флоры и фауны; понятие экосистемы; компоненты экосистемы и их взаимодействие; технику безопасности при посещении общественных мест и в транспорте; орнитофауну местных лесопарков; особенности биологии птиц в связи с образом жизни; классификацию птиц по характеру питания, по местообитанию, др.; состав кормов для птиц; технику безопасности при проведении учетов птиц; понятие об обмене веществ; особенности обмена веществ у птиц в связи с образом жизни; особенности размножения птиц; половое поведение птиц, строение гнезда, яиц; 20 • • • • особенности роста и развития птиц; основные заболевания птиц и методы борьбы с ними; растения – разнообразие, морфологические и экологические особенности, распространение в природе; основные виды беспозвоночных, встречающихся в местных парках. Обучаемый должен уметь: • грамотно спланировать нагрузку для совершения краткого выхода в природу (не менее 5 км), и безопасно путешествовать в составе группы обучающихся с педагогом, в любой сезон года, подобрать оборудование и снаряжение, собрать рюкзак, организовать бивуак (установить палатку и развести костер); • определять собственные возможности во время похода и особенности группы, соблюдать и поддерживать психологический комфорт участников похода; • передвигаться по лесной, луговой, гористой местности с рюкзаком, пешим образом или на лыжах, со скоростью не менее 5 км в час; • владеть основными туристскими навыками по устройству бивуака и проявлять их в любых условиях уральской погоды в любой сезон года; • пользоваться простейшим туристским инвентарем и оборудованием; • ориентироваться в лесной и гористой местности по карте и компасу; • применять на практике экологические и санитарные нормы в сфере активного туризма; • вести наблюдения в природе в условиях уральской погоды в любой сезон года; • производить корректный сбор первичного материала для научных исследований (корректная фиксация и документирование наблюдения), фото - и видео-фиксацию изучаемого объекта; • определять в полевых и кабинетных условиях типичных представителей животного и растительного мира, которых можно встретить в походе в нашей области, в том числе: • определять без определителя по внешнему виду и следам жизнедеятельности – не менее 15 видов местных животных, • не менее 15 видов уральских насекомых, • 15-20 местных растений разных систематических групп, • 15-30 местных птиц по голосам и внешним признакам; • определять видовую и гендерную (самцов и самок) принадлежность птиц местных лесопарков по голосам и внешнему виду в условиях любой погоды и в зарослях; • определять вид птиц по тушкам, чучелам, фотографиям, рисункам; • определять вид птицы по ее гнезду и особенностям окраски скорлупы яиц; • узнавать пищевые растения и уметь их использовать; 21 • • • • • • • • • • • • определять широко распространенные и некоторые редкие растения; определять ядовитые растения и животных местной флоры и фауны. самостоятельно проводить маршрутные учеты птиц; участвовать в процедуре кольцевания с возвращением птиц в места обитания; делать зарисовки объектов наблюдения; соблюдать технику безопасности в походе и в работе с оборудованием; работать с биноклем, фотоаппаратом, микроскопом, лупой; фотографировать изучаемые объекты; устанавливать и эффективно использовать видеоустройство и фотоловушки; проводить опыты; составлять пищевые цепочки экосистемы; регулярно подготавливать и использовать птичьи кормушки разных типов. 22 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Материально-техническое обеспечение программы МБУ ДО - Городской детский экологический центр располагает материально технической базой, обеспечивающий проведение учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом. Материально техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Для осуществления образовательного процесса по данной программе в МБУДО - ГДЭЦ имеются специализированные кабинеты и необходимое оборудование. № п.п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование снаряжения и оборудования Компас жидкостный Бинокль Фотоаппарат Котлы туристские Костровое оборудование Карты топографические Лопата туристская Топор Определители птиц Количество, Использование за курс, % шт. 15 80 15 1 2 80 80 80 1 80 15 80 1 80 1 15 80 80 Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования: высшее биологическое образование, прошедшим профессиональную переподготовку по специальности педагог дополнительного образования, желательно - спортивные разряды по спортивному туризму и спортивному ориентированию. 23 Методические материалы № Раздел программы Форма обучения 1 Организационное занятие беседа 2 Юный турист Лекция, семинар практикум, спортивно познавательн ое мероприятие, поход выходного дня 3 Юный эколог Лекция, семинар практикум, экскурсия, поход выходного дня 5 Полевая орнитология Лекция, семинар практикум, спортивно познавательн ое мероприятие, поход выходного дня 6 Исследования природе Методы Словесный, обьяснительн о иллюстративн ый Практический , наглядный, словесный, обьяснительн оиллюстративн ый Формы подведения итогов Беседа, практикум Дидактические материалы, ТСО Презентация Опрос, наблюдение, выполнение практических заданий, участие в соревнования х (эстафета), поход выходного дня Практический Опрос, , наглядный, наблюдение, словесный, выполнение обьяснительн практических о заданий, иллюстративн исследовател ый ьская работа 1) Видеоматериа лы 2) Презентации 3) туристское снаряжение 4) топографичес кие карты 5) Компас Практический , наглядный, словесный, обьяснительн о иллюстративн ый 1) Видеоматериа лы 2) Презентации 3) Бинокли 4) Фотоаппарат 5) Топографичес кие карты 6) Определители птиц Опрос, наблюдение, выполнение практических заданий, полевой практикум, соревнования по бердвотчингу (спортивной орнитологии) в Организация исследователь выполнение исследовательск ский практических ой деятельности, , разработка лабораторных совместно с , и обучаемыми самостоятель планов ных заданий, проведения полевой 1) Видеоматериа лы 2) Презентации 3) Бинокли 4) Фотоаппарат 5) Топографичес кие карты 6) Компас 7) Видеоматериа лы 8) Презентации 9) Приборы для исследований 10) Фотоаппарат 11) Топографичес кие карты 24 занятий, тренинги, научно методические выезды и выходы, поход выходного дня практикум, 12) Литература соревнования 13) Экспедицион , участие в ное снаряжение конкурсах Формы аттестации/контроля и оценочные материалы По завершении года обучения по программе стартового уровня проводится аттестация обучающихся в форме тестового задания. Для успешного ведения учебно-воспитательного процесса и реализации программы необходимы планы конспекты каждого занятия, методические сборники и литература по данному направлению, карты парков и лесопарков города, тестовые задания и упражнения по всем разделам программы, раздаточный материал (карты, бланки тестовых заданий) (Приложение 2). 25 Список литературы для педагога 1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2018. 2. Алешин В. М. Карта в спортивном ориентировании. — М.: ФиС, 1983. 3. Алешин В. М., Серебренников А. В. Туристская топография. — М.: Профиздат, 1985 4. Архипова, Н. П. Заповедные места Свердловской области : научно популярная литература / Н. П. Архипова. – Свердловск : Средне Уральское книжное издательство, 1984. – 159 с. : ил. 5. Балабанов И. В. Узлы. М., 1998 6. Вартанов А. С., Луговьер Д. А. Учись фотографировать. /Под общ. ред. А. А. Фомина. — М.: Искусство, 1998. — 224 с.: ил. 7. Васильев И. В. В помощь инструктору туризма. — М.: Профиздат, 1966. 8. Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2018. 9. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.: Российское педагогическое агентство, 2019. 10.Зоркова Е. Д. Лето, дети и туризм. Модели деятельности летних туристских профильных лагерей для детей и подростков: Методическое пособие. — М.: ЦДЮТУР РФ, 1997. 11.Карманная энциклопедия туриста /Автор составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2020. 12.Константинов Ю. С., Куликов В. Топография и ориентирование в туристском путешествии: Учебное пособие. — М., 1997. 13.Красная Книга Свердловской области, Министерство природных ресурсов Свердловской области; гл. ред. В.Б.Иванов. - ООО “Мир”, 2018. 14.Морозов М. А. Медицинская помощь при неотложных состояниях: учебное пособие. — С Пб.: Дидактика, 1995. 15.Рундквист Н.А., Задорина О.В. УРАЛ. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. Екатеринбург: «Квист», 2022. – 592 с. 16.Рыжавский Г. Я. Биваки. — М.: ЦДЮТ, 1995. 17.Рябицев В.К. «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири», Екатеринбург. Издательство Уральского Университета.» 2021 год. 605 с. 18.Семаго Л. Л. Птицы России. — М.: Сов. Россия, 1992. — 175 с. 19.Симкин Г. Н. Певчие птицы: Справочное пособие. — М.: Лесная промышленность, 1999. — 399 с. 26 20.Справочник фотографа: Учебное издание / Анцев В. Г., Журба Ю. И., Медведев А. Б. И др. — М.: Высшая школа, 1990. — 288 с.: ил. 21.Стрижев А. Н. Туристу о природе. Фенологические наблюдения в походе. — М.: Профиздат, 1986. 22.Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу. Игры и соревнования юных туристов. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. 23.Уилсон Э. Хозяева Земли. Социальное завоевание планеты человечеством. – СПБ: питер. 2022. 352 с. ил. 24.Условные знаки топографических карт СССР: Справочник. — Издание 5 е испр. и доп. — М.: Редакционно издательский отдел ВТС, 1966. 25.Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999. Список литературы для учащихся 1. Агаханянц О. Е. Один памирский год: (Записки геоботаника). — М. : Мысль, 1987. — 192 2. Вишневский М.В. Самые распространённые съедобные грибы. Справочник определитель начинающего грибника. 3 е изд. М., Проспект, 2016. 64 с. 3. Вишневский В. “Жизнь и поведение птиц”, Фитон XXI, 2018 г. 4. Никонов Н “Певчие птицы”, Средне Уральское Книжное Изательство, 1973 5. Олдо Леопольд “Календарь песчаного графства”, Москва “Мир”, 2020 6. Рябицев В.К. “Один сезон в тайге”, изд Аэрокосмоэкология, 2021 7. Репин Л., “Затерявшиеся в тайге”, Мысль, 1980 8. Чеурин Г. С. Школа экологического выживания. — Екатеринбург, 2017 9. 1000+1 совет туристу: школа выживания./ Автор составитель Садикова Н. Б. — Минск: Современный литератор, 1996. Перечень информационно методических условий реализации программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. https://eco gdec.uralschool.ru/ https://vk.com/club191269447 https://www.facebook.com/groups/472888999774268/ https://vk.com/biovk https://vk.com/ornithology https://www.facebook.com/groups/erbirds/ https://uraloved.ru/ http://www.uralstalker.com/ https://www.inaturalist.org/ https://zoom.us/ https://www.whatsapp.com/?lang=ru https://resh.edu.ru/ 27 Приложение 1 Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Начало занятий Выходные дни Окончание занятий 52 52 4 208 15.09.2023 31.12.2023-08.01.2024 14.09.2024 Месяц Календарно -тематический план Сентябрь Форма контроля Введение в программу объединения. Инструктаж по правилам поведения на занятиях. Туризм. Общая туристическая подготовка Организация похода и исследовательской экспедиции 4 игра 8 викторина 8 квест Топография 8 Практикум на местности 8 поход выходного дня с выполнением задания Мини-соревнования Участие в соревнованиях поход выходного дня с выполнением задания Мини-соревнования Участие в соревнованиях Выполнение исследовательского задания Игра на местности Неделя 3 Октябрь Колво часов 4-5 1-2 3-4 Тема Ноябрь 1-2 Пешеходный туризм. Соревнования по туризму 3-4 8 Лыжный туризм 1-2 Понятие об экологии. Взаимосвязь экологии и туризма 8 Необходимость соблюдения экологических норм при проведении туристских мероприятий. Санитарные и гигиенические требования при проведении туристских мероприятий 8 Игра-соревнование «День самостоятельности» Викторина, игра на местности 5 Природа Свердловской области 4 Конкурс постов ВКОНТАКТЕ или медиа-викторина Декабрь 3-4 28 3 Флора Свердловской области 4 Экскурсия в музей природы с элементами исследования, заполнение исследовательского листа Конкурс знатоков 4 Природно-ландшафтные комплексы Свердловской области 4 Тестовое задание 1 Особо охраняемые природные территории Среднего Урала (лесопарки города Екатеринбурга) 4 2 4 Март Март 2-3 4 Июль Июнь Июнь Июнь Май Апрел ь Апрел ь Апрел ь 1 Июль 16 Поход выходного дня с выполнением исследовательского задания 8 Орнитологический диктант Конкурс юных орнитологов 8 Соревнования по бердвотчингу. 4 Зачетная экскурсия, игра 32 Участие в учетах птиц, предъявление полевых дневников Методика научного наблюдения и сбор научного материала 4 Практикум Овладение методиками полевого определения птиц, животных, растений в условиях кабинета и в природе 12 Поход, зачет по практическому определению Фотоохота 12 Поход, фотовыставка, пост в соцсетях 2-4 Март Февраль Февраль Январь Фауна Свердловской области 1 Особо охраняемые природные территории Среднего Урала (лесопарки города Екатеринбурга) Орнитофауна Свердловской области Изучение птиц в полевых условиях 2 Орнитологическая фенология 3-4 1-5 Мониторинг населения птиц парков города 1 2 3-4 1 2-4 29 Август Авгус т Сентябрь 1-4 Учеты животных и птиц 20 защита проектов Фенологические наблюдения 12 Поход, отчет, исследовательская работа 5 1-2 Сентябрь 3 4 Итоговое занятие Контроль. Аттестация Итого по программе Выполнение тестового задания, квест-соревнование 208 часов Календарь мероприятий, планируемых к участию: Сентябрь (1декада) – Бажовская верста Сентябрь (2 декада) – учет журавлей Январь (2 декада) – учет водоплавающих «серая шейка» Февраль (2 декада) – Лыжня России Май (2 декада) – майская прогулка Май (3декада) – соловьиные вечера 30 Приложение 2 Оценивание ожидаемых результатов Критерии оценки теоретических знаний обучающихся (в соответствии с ожидаемыми результатами и годом обучения по программе) Оцениваемые параметры\Оценка Уровень теоретических знаний Знание терминологии Знание теоретической основы выполняемых действий Отлично Хорошо Обучающийся знает изученный материал. Может дать развернутый, логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Понимает место излагаемого материала в общей системе туристических, экологических, биологических знаний. Свободно оперирует специальными туристическими, экологическими, биологическими терминами, может их объяснить. Может объяснить порядок действий на уровне причинно следственных связей. Понимает значение и смысл своих действий. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы. Взаимосвязь материала с другими разделами находит с помощью педагога, но комментирует самостоятельно. Удовлетворительно Обучающийся фрагментарно знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требует корректировки наводящими вопросами. Не может самостоятельно встроить материал темы в общую систему полученных знаний, требуется значительная помощь педагога. Знает термины, но употребляет их Неуверенно употребляет термины, недостаточно (или избыточно). путается при объяснении их значений. Может объяснить порядок Показывает слабое понимание действий, но совершает связи выполняемых действий с их незначительные ошибки при теоретической основой. объяснении теоретической базы своих действий. 31 Критерии оценки развития личностных характеристик обучающихся Оцениваемые качества\Оценка Коммуникабельность Толерантность Лидерские качества Расположенность к творчеству Аккуратность и дисциплинированность Выражены хорошо Выражены средне Выражены слабо Легко общается и знакомится с людьми. Способен договориться с другим человеком, объяснить свои претензии без ссоры. Легко знакомится и общается с людьми, но договориться самостоятельно не может. При спорной ситуации скандалит и обвиняет во всем других. Стеснительный, обидчивый. Хочет общаться, но не знает, как завязать разговор. При конфликтных ситуациях обижается, вместо того, чтобы выяснить отношения. Ригидный, ортодоксальный. Считает, что существует только один правильный взгляд на любой вопрос. Не способен на принятие самостоятельных решений, не может руководить младшими ребятами. Живет под лозунгом «живи и дай Старается терпимо относиться к жить другим», терпимо относясь к другим людям, но не всегда это недостаткам и странностям других. получается. Способен взять на себя руководство группой младших кружковцев в отсутствии руководителя, объяснить, что непонятно, ответить на некоторые вопросы детей. Может взять на себя руководство и ответственность в нестандартной ситуации, если такая случится. Не боится фантазировать и воплощать свои фантазии. Может придумать, что нового он хочет узнать об интересующем его объекте, спланировать опыт для выяснения этого факта. Ответственно относится к порученному делу, не путается в собранном материале, регулярно и без напоминаний записывает все для себя новое. Может ответить на вопросы младших кружковцев, руководить их деятельностью в живом уголке, если ситуация не требует принятия решений. Фантазирует, но не замахивается на воплощение своих фантазий. Хочет узнать многое, но не представляет, как это сделать. Ответственно относится к порученному делу, но забывает многое записать, надеется на свою память. Путается в собственных записях и воспоминаниях. Не фантазирует и не рассказывает о своих мечтах, боится, что будут ругать. Считает, что все знания берутся исключительно из книг, а как они туда попадают, неизвестно. Не способен к самостоятельной деятельности без стимуляции со стороны руководителя, все теряет и забывает 32 Критерии оценки практических навыков и умений обучающихся (в соответствии с ожидаемыми результатами и годом обучения по программе) (Расшифровка термина: действия практические навыки и умения, ожидаемые при освоении образовательной программы в соответствии с годом обучения) Оцениваемые параметры\Оценка Умение подготовиться к действию Алгоритм проведения действия Результат действия Отлично Хорошо Умеет самостоятельно Умеет самостоятельно подготовиться к выполнению подготовиться к выполнению предстоящей задачи. предстоящей задачи, но не учитывает всех нюансов ее выполнения. Последовательность действий отработана. Порядок действия выполняется аккуратно, тщательно, в оптимальном временном режиме. Видна нацеленность на конечный результат. Результат не требует исправлений. Удовлетворительно Подготовительные действия носят сумбурный характер, недостаточно эффективны или имеют ряд упущений, но в целом направлены на предстоящую деятельность. Порядок действий напоминается педагогом. Порядок действия выполняется аккуратно, но нацелено на промежуточный результат. Для активизации памяти самостоятельно используются алгоритмические подсказки. Порядок действия выполняется аккуратно, видна нацеленность на конечный результат. Результат требует незначительной Результат в целом получен, но корректировки. требует серьезной доработки. 33 Приложение 3 Воспитательная работа в детском творческом объединении В процессе формирования группы педагог выясняет особенные потребности, интересы и увлечения обучаемых. В процессе педагогического наблюдения в первые недели занятия замечает особенности поведения ребенка, и в процессе занятий педагог при необходимости и возможности проводит коррекцию поведения. В течении учебного года проводятся беседы и инструктажи по технике безопасности, правилам дорожного движения, которые фиксируются в журнале. Обучаемые ДТО экологического центра выполняют трудовые поручения в походах, в экспедиционных выходах, что способствует развитию трудолюбия, практических навыков, формирует ответственное отношение к порученному делу, умение работать в коллективе и заметно снижает количество конфликтов в группах. Для многих обучаемых данный вид трудовой деятельности становится ценным и уважаемым, способствует формированию положительной я концепции ребенка, сплочению группы. Групповые наблюдения за живыми объектами лесопарков также способствует развитию дисциплинированности, осознанности, информированности. В ДТО организуются мероприятия к праздникам, таким, как День Защитника Отечества, Международный женский день, Новый год, и т.д., в соответствии с планом воспитательной работы образовательной организации, развивая у ребят гражданскую позицию, гордость за свою страну, любовь к Малой Родине. С целью расширения кругозора обучаемых и развитию их личностных качеств проводятся экскурсии в музеи, ботанические сады, выходы в лесопарки и на особо охраняемые природные территории, волонтерские акции по охране и спасению редких видов животных и растений Урала, помощи бездомным животным. Организованная исследовательская деятельность способствует развитию различных форм интеллекта обучаемых, воспитанию уважения к достижениям и традициям российской науки. Профессиональной ориентации обучаемых способствуют выходы в лаборатории вузов и научно исследовательские институты РАН, организуемые для кружковцев среднего и старшего школьного возраста. 34 Приложение 4 Возрастные особенности детей 10 – 17 лет. Беседа с родителями Возрастные особенности детей 10-11 лет Физиологически - это ребенок «предподросток» и младший подросток. Темп роста сравнительно медленный. Избыточная энергия в этом возрасте заставляет его активно действовать, дети получают удовольствие от хорошей координации, они жаждут двигаться, искать приключения, впечатления и физические упражнения. Значительно развиваются лобные доли коры головного мозга: анализирующая и синтезирующая функция коры, совершенствуются двигательные центры. Необходимо уделять внимание развитию координации движения ребенка и формирование у него двигательных навыков. Дети подвижны, любознательны, однако способность к длительному сосредоточению внимания у них невелика, они быстро утомляются. Психологическое развитие детей 10-11 лет Дети пытаются выстраивать отношения по взрослому типу в своей среде, отношения приобретают соревновательный характер, они стараются проверить друг друга на прочность, по разным критериям – мальчики по критерию силы и смелости, девочки по поводу внешности или одежды. В детской среде активно начинают складываться группы по интересам, каждая из которых имеет своих лидеров и подчиняемых. Стараясь соответствовать требованиям той среды, в которой вращается ребенок, он начинает меняться, все больше отдаляться от родителей, стремясь больше времени проводить с друзьями. Позитивные проявления: - повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки, - расширение интересов, - появление планов на будущее Для ребенка необходимо достаточное общение со сверстниками и взрослыми. Негативные проявления: - частые смены настроения, - огромное желание отказаться от своего детства и всего, связанного с ним, - протесты против запретов. Смена настроения бывает очень бурной. Может проявиться плаксивость, раздражительность, агрессивность. Важно: - приобретение навыков взаимодействия с группой сверстников; - умение заводить новых друзей; 35 - развитие социальных навыков, - речевое развитие. Учебная деятельность Успешная учеба, осознание своих способностей, умение качественно выполнять различные задания – приводят к становлению чувства компетентности, центральное место в формировании личности. Если чувство компетентности формируется недостаточно, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. В этот переходный период может возникнуть кризис самооценки. Недовольство собой распространяется у ребенка не только на относительно новую сферу деятельности – общение со сверстниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Анализ психологических достижений ребенка Особенности: увеличение объема внимания и памяти, снижение концентрации, высокая утомляемость, наблюдение, потребность быть лучше, чем другие. Важно: помощь в развитии памяти (поощрение к запоминанию), развитие личной мотивации к обучению. Возрастные особенности подросткового возраста (12 – 14 лет) Подростковый возраст характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, продолжается окостенение скелета, возрастает сила мышц. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения. Происходит половое созревание. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем. Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное. Особенно сильно проявляется гнев. Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления связаны с процессом самоопределения, переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер. 36 Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая. Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Обучающийся среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя. В процессе освоения программы педагог предлагает подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, поощряет самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения. Возрастные особенности подростков 14 15 лет Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности. Почему трудный возраст? 1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно); 2) изменения в этом возрасте сопровождаются: а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности), б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.). Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ» 37 НЕ хотят учиться как могут. НЕ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домашние дела. НЕ приходят вовремя. Биологический фактор в развитии подростка. В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в сердечно сосудистой системе). Как следствие: формируется половое влечение, резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость), неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций. Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему, только не к учебной деятельности. Половые отличия в общении: мальчики менее общительны, девочки тянутся к мальчикам старше себя. Эмоции и чувства подростка Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержанны. Взаимоотношения с взрослыми. а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах; б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность. 38 в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию. Что делать? Разберитесь с правами и обязанностями. Ваш контроль преподносите как заботу. Не критикуйте подростка в присутствии других. Не бойтесь признаваться в своих ошибках. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком. В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего. Сотрудничайте с педагогом. Совместные походы, путешествия, экскурсии подростков с родителями могут помочь сохранять и способствовать укреплению отношений в семье. 39 Приложение 5 Входная диагностика Впиши правильное название костров 40 Ответы на задание 1 41 Задание 2 Собери вид костра (обучающийся вытягивает жребий, на котором написан определённый вид костра, который ему необходимо собрать из веточек): • • • • • шалаш; колодец; звёздный; таёжный; нодья Задание 3 Самая высокая гора Среднего Урала А) Старик-Камень Б) Гора Качканар В) Шунут Г) Ослянка Задание 3 Выбрать1 вариант ответа Назовите заповедник Свердловской области А) Печоро-Илычский Б) Висимский В) Басеги Г) Ильменский Задание 4 Назовите природный парк Свердловской области А) «Таганай» Б) «Иремель» В) «Самаровский Чугас» Г) «Оленьи ручьи» 42 Задание 5. Проверка знаний по личной безопасности 1. A. Б. Должны ли туристы беспрекословно подчиняться руководителю? – Да, всегда. – Иногда. B. – Нет, не должны. 2. Может ли турист без разрешения уйти из лагеря? А.– Да, всегда. Б.– Иногда. В.– Нет, не может. 3. Что такое контрольное время? А.– Время, которое даётся туристу, для того чтобы отлучиться куданибудь с указанием причины и места назначения. Б.– Время, за которое ищут туриста, когда он потеряется. В.– Время, за которое турист должен сообщить о своём выходе из лагеря. 4. Может ли турист в одиночку отлучаться куда-либо? А.– Да, всегда. Б.– Нет, чаще всего группой по 2-3 человека. В.– Нет, не может. 43 Задание 6. 1. Напиши в течении пяти минут все названия птиц Урала, которые ты знаешь. _______________________________________________________________ 2. Какая птица занесена в Красную Книгу Свердловской области А) Беркут Б) Сойка В) Фламинго Г) Козодой 3. Выбери зимующих птиц: А) Стриж Б) Хохлатая синица В) Грач Г) Серая ворона 4. Какой природной зоны нет в Свердловской области А) Пустыня Б) Полупустыня В) Тайга Г) Смешанный лес Д) Широколиственный лес 5. Назовите ядовитую ягоду А) Черника Б) Вороний глаз В) Голубика Г) Жимолость 44 Приложение 6 Итоговый контроль. Требования к выполнению итоговых тестов и заданий по проверке качества подготовки обучающихся к концу года К итоговому контролю допускаются обучаемые, успешно прошедшие итоговый поход выходного дня с выполнением заданий квеста: 1. разжигание костра (или собирание типов костров при запрете на разжигание огня в пригородных лесах), 2. прохождение маршрута в заданном темпе не менее 4 км в час с рюкзаком (под нагрузкой) или 5 км в час без нагрузки; 3. сборка рюкзака, 4. установка палатки, 5. вязание узлов, 6. определение растений, 7. поиск с использованием спортивного ориентирования, 8. выполнение индивидуальных заданий и прохождение полосы препятствий. Пример тестового задания к итоговому зачету Назови не менее 10 памятников природы Свердловской области _____________________________________________________ Фоновые виды тайги: А) Клен Б) Дуб В) Липа Г) Сосна Основная лесообразующая порода тайги восточного склона Среднего Урала А) Сосна Б) Лиственница В) Пихта Г) Ель 45 Итоговый зачет по орнитологии Требования к итоговому зачету Все обучающиеся принимают участие в итоговой экскурсии, на которой имеют возможность продемонстрировать полученные знания по определению птиц по голосу и внешнему виду. Лучший знаток получает приз. Пример тестового задания Напиши не менее 30 видов птиц _________________________ Перечисли 10 птиц Красной Книги Свердловской области __________________________________________ Напиши не менее 10 насекомоядных и 10 зерноядных птиц Свердловской области Насекомоядные Зерноядные Напиши не менее 20 видов зимующих птиц Свердловской области 46 _____________________________________________________ БЛИЦ-ОПРОС по теме «Общие правила безопасности» Индивидуальные контрольные вопросы для блиц - опроса Педагог просит каждого участника в группе сразу без подготовки ответить на вопрос. 1. В начале туристической колонны идут подготовленные или неподготовленные туристы? 2. Выход готовых к походу туристов начинается с построения или привала? 3. «Большой привал» - это привал продолжительностью 3 часа или 3 дня? 4. «Промежуточный привал» - это привал для питья и отдыха или ночлега? 5. Привал на обед должен продолжаться 2-3 часа или 20-30 минут? 6. В обычных условиях скорость туриста с рюкзаком составляет около 4 км в час или 40 км в час? 7. На маршруте необходимо следить за усталостью группы или ровным строем колонны? 8. Дистанция между туристами на маршруте должна бать не менее 1 метра или не менее 10 метров? 9. «Подгоночный привал» - это привал для подгонки снаряжения или отстающих? 10. В летнем походе общее время ходовых часов не должно превышать 8 часов или 24 часа? 11. При купании в походе необходимо проверить дно водоема в месте купания или наличие рыб? 12. Переносить топоры, ножи и пилы необходимо в чехле и рюкзаке или в пакете и в руках? 47 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ по теме «Техника безопасности при проведении туристических походов» Схема-задание «Насекомые» Соедините стрелочками насекомых, время суток, когда они наиболее активны и чем от них защититься: Время активности В тени прямых солнечных лучей Насекомые от Круглые сутки, особенно перед пасмурной погодой Утро и вечер теплых дней Средства защиты Препаратырепелленты «Дета», «Комарекс», «Тайга», «Фумитокс», «Рефтамид». Пластины и спирали «Раптер» Гвоздичное масло Вытяжка из мухоморов, цветущая черёмуха, горькая полынь, стебли пижмы или дикой рябины Дым хвойных деревьев, свежих веток и листьев, сырой травы 48 Ответы на вопрос к Схеме-заданию «Насекомые» Время активности Утро вечер теплых дней и Насекомые Средства защиты Препаратырепелленты «Дета», «Комарекс», «Тайга», «Фумитокс», «Рефтамид». Пластины спирали «Раптер» и Круглые сутки, особенно перед пасмурной погодой Гвоздичное масло В тени от прямых солнечных лучей Вытяжка из мухоморов, цветущая черёмуха, горькая полынь, стебли пижмы или дикой рябины Дым хвойных деревьев, свежих веток и листьев, сырой травы 49 ЗАДАНИЕ по теме «Съедобные и несъедобные грибы» Подпиши под номерами названия грибов. Какие это группы грибов: съедобные или несъедобные (ядовитые?) Подпиши под картинкой. Ядовитые Неядовитые 50 Ответы на задание по определению ядовитых и неядовитых грибов по внешнему виду 51