Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городской детский экологический центр
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО – ГДЭЦ
Протокол №5 от 14.06.2023
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО – ГДЭЦ
__________ Власова Е.Ю.
Приказ № 81/1/од 14.06.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«По Екатеринбургу на английском»
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Устьянцева Анна Сергеевна,
педагог дополнительного
образования,
первая квалификационная
категория
Екатеринбург
2023
Оглавление
1. Пояснительная записка ................................................................................. 3
2. Учебно-тематический план ........................................................................... 9
3. Содержание обучения ................................................................................... 11
4. Календарный учебный график .................................................................. 19
5. Методическое обеспечение и материально-техническое оснащение
программы ............................................................................................................ 25
6. Список литературы ...................................................................................... 30
2
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана с учетом требований, указанных в
следующих документах:
Федеральный Закон от
29.12.2012
г.
№ 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273);
Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
федерации от 05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования для детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 №196 (ред. от 30.09.2020) "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года №533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
Приказ Министерства просвещения Российский Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
3
разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от от 01.11.2021 №934-д методические рекомендации
«Разработка дополнительных обще образовательных программ в
образовательных организациях»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 №219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
обще
образовательных программ в образовательных организациях», утвержденные
приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д»;
Муниципальные правовые акты, Устав МБУ ДО - ГДЭЦ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«По Екатеринбургу на английском» (далее - Программа) имеет туристкокраеведческую направленность. Программа носит экспериментальный
характер.
Екатеринбург представляет интерес своей самобытной историей,
красотой, широтой и глубиной своего культурного пространства,
уникальностью природных объектов. В то же время город не является
обособленным местом, напротив, жизнь и развитие города – это часть
региональной, общероссийской и мировой истории и культуры.
Сегодня Екатеринбург является крупным деловым, промышленным
центром нашей страны, ежегодно здесь проводятся мероприятия
4
международного уровня, город, как и уральский регион в целом,
привлекателен для гостей из других стран.
Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение к
познанию своего города позволит обучающимся внимательнее относиться к
окружающему их городскому пространству, будет способствовать
формированию личностного отношения к своему городу, развитию
познавательного интереса, поможет лучше понимать особенности развития
как уральского региона, так и страны.
Новизна программы состоит в том, что часть обучения и презентация
результатов будет проходить на английском языке – чтение текстов, описание
иллюстраций, фотографий, составление устных и письменных текстов,
проведение экскурсий. Иностранный язык при этом служит и средством
обучения, и средством коммуникации. Использование иностранного языка для
получения и представления информации о родном городе позволит
формировать речевые навыки обучающихся на этом языке, умение
представить свою культуру в ситуации межкультурного общения, поможет
снизить «языковой барьер». В этом заключается практическая значимость
программы.
В процессе обучения предусмотрено использование разнообразных
источников получения краеведческой информации как на русском, так и на
английском языках: книги, карты, справочники, словари, путеводители,
фотографии, коллекции природных объектов, материалы экскурсий, ресурсы
сети Интернет.
Цель программы: развитие интереса обучающихся к познанию своего
края.
Задачи программы:
образовательные
формировать, углублять, расширять знания обучающихся о родном крае,
его истории и природе,
формировать практические умения и навыки работы с различными
источниками информации – книгами, справочниками, картами,
коллекциями природных объектов, материалами экскурсий, ресурсами сети
Интернет, в том числе на английском языке,
формировать навыки проектной, творческой, общественно-полезной
практической деятельности,
формировать, развивать коммуникативные навыки на английском языке,
формировать умение представлять свои знания о родном крае, о себе на
иностранном языке в устной и письменной форме в ситуации общения с
представителем другой культуры,
5
развивающие
развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, воображение,
эмоциональную сферу через разнообразие форм и содержания обучения,
развивать дружелюбные отношения в детском коллективе, навыки
сотрудничества, поддержки, эмпатии,
развивать коммуникативные навыки (общение и сотрудничество со
сверстниками в группе, с преподавателем, с другими людьми в различных
социальных ситуациях),
развитие таких навыков учебной деятельности как планирование работы,
умение доводить до конца свою работу, оценивание результата,
представление результатов работы в сообществе группы,
развивать навыки самоконтроля, самооценки, познавательной (Что узнал?
Чему научился?) и личностной (Какие эмоции и чувства испытываю?)
рефлексии,
развивать любознательность и активность в познании окружающего мира,
формировать потребность в самопознании и саморазвитии,
развивать интерес к познанию своего края, к изучению иностранного языка
как средству международного общения,
воспитательные
воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, истории
родного края, к окружающим людям,
формировать экологическую культуру личности,
воспитывать уважительное отношение к своей и другой культуре.
Особенности программы:
- программа предусматривает развитие познавательного интереса
обучающихся через непосредственное взаимодействие с природными,
историческими, культурными явлениями и объектами окружающего
пространства в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями – в ходе работы с коллекциями природных объектов, картами,
путеводителями, словарями, справочниками, в процессе экскурсий в музеи,
прогулок по городу;
- программа носит межпредметный характер, краеведческая
информация составляет содержание обучения, иностранный язык служит
средством получения и представления информации.
Возрастная характеристика обучающихся.
Программа разработана для обучающихся 9-14 лет. Предполагается
возможность внесения изменений в содержание обучения в зависимости от
возраста обучающихся, занимающихся по программе.
6
В начальной школе представления детей о мире носят образный
характер, им важны яркие образные впечатления. Учитывая возрастные
особенности младших школьников, для развития познавательной активности
и интереса к занятиям, создаётся положительная эмоциональная атмосфера,
используются игровые и соревновательные моменты. Для учащихся
начальной школы важным является «потрогать» музейный экспонат,
попробовать себя в роли какого-то персонажа. Разнообразные прогулки и
экскурсии для обучающихся, возможность изучать природу, историю и
культуру родного края не только в классе, но и в музеях, в парке, на улицах
города играют существенную роль в адаптации ребенка в социуме,
предоставляют возможность детям проявить свою индивидуальность и
самостоятельность.
Младшие подростки 11-12 лет активны, проявляют интерес к различной
деятельности. Этот возраст еще называют «возрастом расцвета
любознательности, ее зенита». Ребенку еще не было так все любопытно до
этого возраста и уже не будет после. Этот возраст – пик любознательности.
Но, к сожалению, или к счастью, эта любознательность изменчива,
поверхностна, сегодня одно интересно, завтра другое. Младшие подростки
отличаются одновременным наличием множества интересов как в учебной
деятельности, так и вне её. В этот период ребенок как губка впитывает
культурные и социальные ценности, от которых в дальнейшем зависят его
главные жизненные выборы. Одновременно с некоторой внешней
неуправляемостью, дети этого возраста гибки в своем поведении,
восприимчивы и открыты для сотрудничества.
Сроки реализации программы: общий объём программы составляет
72 учебных часа (36 учебных недель по 2 часа в неделю). Программа
рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 занятия продолжительностью по
45 минут с перерывом между ними 5-10 минут.
Предусмотрены теоретические и практические занятия. Структура
занятия: 30% учебного времени – теоретическая часть, 70% - практическая.
Теоретические занятия – рассказ педагога с демонстрацией презентации по
теме занятия. Практическая часть включает практические, творческие,
проектные работы в классе, экскурсии в парки города, в музеи, чтение и
обсуждение фрагментов литературных произведений, игры, работу с
коллекциями природных объектов.
Рекомендуемый состав группы – до 15 обучающихся.
7
Планируемые результаты обучения по программе:
личностные
•
развитие познавательного интереса к изучению истории и природы
родного края,
•
развитие интереса к изучению иностранного языка и общению на нем,
•
развитие экологической культуры личности,
уважительное отношение к своей и чужой культуре
•
навыки общения и взаимодействия в коллективе со сверстниками и
взрослыми в разных социальных ситуациях,
•
дружелюбное отношение к участникам детского коллектива,
•
навыки сотрудничества, поддержки, эмпатии,
•
развитие
наблюдательности,
внимания,
мышления,
памяти,
воображения, эмоциональной сферы.
•
навыки самоконтроля, самооценки, познавательной и личностной
рефлексии,
•
развитие активности в познании мира,
•
формирование потребности в самопознании и саморазвитии,
метапредметные
•
развитие таких навыков учебной деятельности как планирование
работы, умение доводить до конца свою работу, оценивание результата,
представление результатов работы в сообществе группы,
•
развитие
наблюдательности,
внимания,
мышления,
памяти,
воображения, эмоциональной сферы,
•
навыки самоконтроля, самооценки, познавательной и личностной
рефлексии,
•
развитие познавательной самостоятельности и активности,
•
практические умения и навыки работы с различными источниками
информации – книгами, справочниками, картами, коллекциями природных
объектов, материалами экскурсий, ресурсами сети Интернет, в том числе на
английском языке,
•
навыки проектной, творческой, общественно-полезной практической
деятельности,
предметные
формирование представлений и знаний об истории развития, природе и
культуре города Екатеринбурга,
развитие навыков работы с различными источниками краеведческой
информации,
актуализация и расширение словарного запаса обучающихся на родном
и иностранном языках в соответствии с изучаемыми темами,
развитие навыков иноязычной речи (диалог, монолог, понимание на
слух),
развитие навыков чтения и письма на иностранном языке.
8
Способы проверки результатов освоения программы:
Промежуточный тематический контроль (тест, викторина, игра),
итоговый контроль (в конце учебного года), мониторинг результатов
образования (в начале, в середине и в конце учебного года).
Формы подведения итогов реализации программы:
викторина, подведение итогов участия в конкурсах.
2. Учебно-тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема
Раздел 1.
Введение
Раздел 2.
Екатеринбург –
город на границе
Европы и Азии
Раздел 3. Природа
Екатеринбурга
Раздел 4.
Прогулки по
городу
Раздел 5. Я живу в
Екатеринбурге
Раздел 6.
Итоговое занятие
Итого
Общее
количество
часов
Из них
Формы
аттестации,
контроля
2
теоретические
часы
1
практические
часы
1
-
14
4
10
Тест, игра
32
10
22
10
4
6
Тест,
викторина
Тест, игра
12
5
7
2
0
2
72
24
48
Презентация
результатов
проектной
работы
Итоговая
викторина
9
10
3. Содержание обучения
№
п/п
Тема
1
Введение.
2
Географическое
положение (ГП)
Екатеринбурга на
карте России и
СО.
Теоретический материал
- Что изучает краеведение?
Родной край – Урал.
Екатеринбург – самый,
самый.
- Особенности программы.
- Правила техники
безопасности и правила
поведения на занятиях
Практика
Языковой материал
речевые умения
лексические и
(чтение, письмо,
грамматические
аудирование,
структуры
говорение)
Раздел 1. Введение (2 часа)
Игра на знакомство в
Диалог «Знакомство»
коллективе.
Раздел 2. Екатеринбург – город на границе Европы и Азии (14 часов)
Географическое положение
Практическая работа
Устный рассказ о ГП
Екатеринбурга на карте
на к/к
Екатеринбурга по карте
России.
«ГП Екатеринбурга»
(на русском или англ.
языке)
Актуализация лексики по
темам «Numbers 0-20
(Числа)» «Activities
(Действия)»
«Hobby»
Структуры:
What’s your name?
My name is …
How old are you?
I am …
What is your hobby?
My hobby is … / I like to ..
Актуализация лексики по
теме «Счет до 1000 и
больше»
Лексика по теме занятия:
Sverdlovsk region,
Yekaterinburg, the Ural
Mountains, the Urals, the
Middle Urals, Europe, Asia,
11
Устный рассказ о
символике города
(флаг, герб)
mountains/valleys, the
South/North/West/East,
to be situated in, border
Грамматика: определенный
артикль с географическими
названиями
Актуализация лексики по
теме “Colours” («Цвета»)
Лексика по теме занятия:
flag, coat of arms, anthem,
stripes, shield, melting furnace
(доменная печь), mine
(шахта), bear and sable,
crown, to guard, the druse of
rhinestone.
Структуры:
In the middle, in the center, on
the right/left side, at the
top/bottom
There is/are …
3
Символика
Екатеринбурга:
флаг, герб, гимн
Символика Екатеринбурга:
флаг, герб, гимн
Практическая работа
«Рисуем флаг и герб
города»
4
О чем может
рассказать
название города?
Практическая работа
«Пишем названия
уральских городов поанглийски»
Написание и чтение
названий улиц по
правилам
транслитерации
5
Из истории
основания города
Екатеринбурга
История названия города.
Спорный вопрос: в честь кого
назван город – в честь Святой
Екатерины или в честь
Екатерины I?
История основания города.
Город-крепость, город-завод.
Заводская плотина. В.Н.
Татищев, В. де Геннин.
Первые строители города.
День рождения города.
Практическая работа
«Расскажи про
историю места»
Чтение и перевод текста Актуализация лексики по
по теме
теме «Даты» («Dates»)
Лексика по теме занятия: It
was founded in, fortress-town,
plant-town, dam, made of
larch, peasants, soldiers,
chapter of the city
12
Экскурсии: Экскурсия в Музей истории Екатеринбурга
Экскурсия в Исторический сквер
Итоговые и контрольные мероприятия по теме: Тест
Игра «Что я уже знаю про свой город?» (на русском и английском языках)
Раздел 3. Природа Екатеринбурга (32 часа)
6
Город в
Протяжённость Уральских
Практическая работа Чтение и перевод текста Лексика по теме занятия:
Уральских горах
гор с севера на юг.
«Построение профиля по теме.
mountain, the Urals/the Ural
Дифференциация Уральских
вершин Уральских
mountains, the
гор по широте. Ландшафты
гор»
Устный рассказ о
Arctic/Subarctic/North/Middle/
разных регионов Уральских
или «Семь горок
рельефе города
South Urals, landscape, the
гор. Самые высокие
Екатеринбурга
highest mountain
вершины.
(обозначение на
Средний Урал. Екатеринбург
карте)»
Грамматика: степени
– город на семи холмах.
сравнения прилагательных,
There is/are, Present Simple of
to be
7
Минеральные
Геологическое строение
Практическая работа Чтение и перевод текста Лексика по теме занятия:
ресурсы
Уральских гор – причина их
«Из какого материала по теме
iron/copper ore, is made of
окрестностей
богатства минеральными
сделано: железо, медь,
iron/copper/
Екатеринбурга
ресурсами. Современные
алюминий, камень,
Устное высказывание о aluminium/stone/wood,
месторождения полезных
дерево?»
том, из какого
metallurgical plant, gold,
ископаемых в окрестностях
материала сделан
platinum
города (золото, тальк)
предмет.
8
Урал – кладовая
Поделочные (малахит,
Практическая работа с Устное и письменное
Лексика по теме занятия:
самоцветов
родонит, яшма) и
коллекцией камней:
описание внешнего
ornamental stone, precious
драгоценные камни Урала
название и описание
вида и свойств камня
stone, malachite, rhodonite,
(изумруд, горный хрусталь,
внешнего вида и
jasper, emerald, rhinestone,
аметист) и их свойства –
свойств камня.
amethyst, properties, colour,
цвет, твёрдость,
hard, transparent/not
прозрачность.
transparent
Грамматика: Present Simple
of to be
13
9
Уральская зима –
какая она?
Описание зимней погоды:
температура, осадки, ветер.
Зимние погодные явления.
Особенности уральской
зимы.
Практическая работа Диалог по теме «Какая
«Наблюдение за
погода сегодня?»
погодой в зимний день.
Дневник наблюдений»
10
Какой климат –
такой и костюм
(традиционные
костюмы
эскимосов,
египтян, русских)
Национальные костюмы в
странах с разным климатом.
Национальный русский
костюм и его особенности в
Уральском регионе.
Практическая работа
«Моя одежда»
Устный рассказ о своей
одежде или о
национальном костюме.
11
Откуда и куда
бежит река
Исеть? Озера,
родники
Екатеринбурга
Водоемы Екатеринбурга:
река Исеть, река Патрушиха,
река Мельковка, озеро
Шарташ. Родники.
Волчихинское
водохранилище – источник
Практическая работа
«Обозначение
водоемов
Екатеринбурга на
карте»
Чтение стихов и
рассказов о ценности
воды
Написание названий
водоёмов на карте
Актуализация лексики по
темам «Погода», «Времена
года и месяцы».
Лексика по теме занятия:
continental climate, the types
of the weather: cold, freeze,
chilly, snowy, windy, cloudy,
clear, sunny; degrees.
Структуры: What’s the
weather like today? It’s cold.
Грамматика: Present Simple
of to be.
Актуализация лексики по
темам «Одежда», «Цвета»,
«Материалы», «Погода».
Лексика по теме занятия:
national costume, Eskimo,
Egyptian, Russian, Alaska,
Egypt.
Структуры: I am / He, She is
/ They are wearing … It is hot
in Egypt.
Грамматика: Present Simple
of to be, Present Continuous of
to wear
Лексика по теме занятия:
the Iset River, the Patrushikha
River, the Melkovka River,
Lake Shartash, springs,
drinking water.
Грамматика: степени
сравнения прилагательных,
14
12
13
14
Деревья
уральского леса
Зимовка
животных леса
Птицы
Екатеринбурга
питьевой воды для жителей
города.
Хвойные деревья: сосна, ель,
кедр, лиственница.
Лиственные деревья: тополь,
береза, рябина, осина, клен,
липа.
Звери уральского леса и их
приспособления к зимовке:
спячка, смена окраски,
подшёрсток, запасы. Как
люди помогают зимовать
животным?
Зимующие птицы: воробей,
голубь, ворона, сорока,
снегирь, синица. Перелётные
птицы: скворец, ласточка,
зяблик, соловей. Лесные
птицы: дятел, совы, глухарь,
тетерев.
Практическая работа с
гербарием «От какого
дерева лист?»
или
«Определи хвойное
дерево»
Отгадываем загадки о
животных на
английском языке
города с помощью
транслитерации
Устное описание цвета,
размера, формы листа.
Устное высказывание –
сравнительная
характеристика
хвойных деревьев
(длина иголок, форма
кроны, размер и форма
шишки).
Устное описание
внешнего вида
животного.
Чтение загадок.
Раскраски птиц.
Устное или письменное
описание птицы по
рисунку или
фотографии.
определённый артикль с
названиями водоёмов.
Актуализация лексики по
темам «Цвета», «Формы».
Лексика по теме занятия:
pine, fir-tree, cedar, larch,
poplar, birch tree, rowan,
aspen, maple, linden, leafleaves, needles.
Структуры: It is bigger than
…
Грамматика: степени
сравнения прилагательных.
Актуализация лексики по
теме «Дикие животные».
Лексика по теме занятия:
wood animals: bear, fox, wolf,
hedgehog, beaver, moose,
boar, badger, chipmunk, hear,
squirrel, snake, frog, insects,
fish, crawfish; wintering.
Грамматика: Present Simple
Актуализация лексики по
теме «Птицы», «Цвета»,
«Части тела».
Лексика по теме занятия:
pigeon, sparrow, crow,
magpie, bullfinch, tit, starling,
swallow, finch, nightingale,
woodpecker, owl, wood
grouse, black grouse.
Грамматика: Present Simple
15
Творческие работы: «Чтение и обсуждение отрывка сказа П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» на англ. яз.», «Книжка-малышка
«Самоцветы Урала», «Изготовление новогодней открытки», «Чтение и обсуждение отрывка сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»
на англ.»
Экскурсии: Экскурсия в Геологический музей УрГГУ, Экскурсия в Музей природы, Экскурсия в Харитоновский парк: подкормка птиц.
Итоговые и контрольные мероприятия по теме: Тест
Викторина «Природа Екатеринбурга»
Раздел 3. Прогулки по городу (10 часов)
15 В
Животные зоопарка –
Практическая работа Устное описание
Актуализация лексики по
екатеринбургском представители разных
«Самое интересное
внешнего вида
теме «Дикие животные».
зоопарке
природных зон. Описание
животное»
животного,
Лексика по теме занятия:
животного.
особенностей его
at the zoo, wild animals, They
поведения и питания.
live in …, forest, desert,
jungle, river, animals:
elephant, etc.
Грамматика: Present Simple,
Present Continuous
16 Прогулка по
Городские здания и
Практическая работа Устный рассказ или
Актуализация лексики по
центру города:
учреждения: Администрация
«Кто-кто в этом доме беседа с перечислением теме «Городские здания».
основные здания города, музеи, театры,
живет?»
зданий и учреждений на Лексика по теме занятия:
кинотеатры, почта, магазины,
одной из центральных
on the street, even/odd side of
торговые центры,
улиц.
the street, city, building, City
набережная, больница,
Administration, museum,
гостиницы, кафе, банк,
theatre, cinema, post-office,
колледж – их расположение
shop, mall, embankment,
на центральных улицах.
hospital, hotel, café, bank,
college.
Грамматика: There is / are
17 Едем на
Городской транспорт:
Практическая работа Письменное описание
Актуализация лексики по
транспорте
трамвай, троллейбус,
«Какой транспорт
маршрута следования
теме «Транспорт».
автобус, метро, такси.
быстрее?» или
на транспорте.
Лексика по теме занятия:
Маршруты общественного
«Построение
city transport, tram, trolleybus,
транспорта в центре города.
маршрута»
bus, underground, taxi, bus
16
Остановки. Велосипедные
дорожки.
18
Ориентируемся
по карте города
Построение пешего
маршрута по карте центра
города.
Практическая работа
«Как пройти до …?»
Письменное описание
маршрута следования
по карте.
Диалог «Как пройти до
…?»
Экскурсии: Экскурсия в зоопарк, Экскурсия в центральную часть города.
Итоговые и контрольные мероприятия по теме: Тест
Игра «Свой маршрут»
Раздел 4. Я живу в Екатеринбурге (14 часов)
Районы города Екатеринбурга.
Проектная работа
19 Мой адрес
Написание своего
История своей улицы.
“Письмо зарубежному
адреса.
другу” «Часть 1.
Оформление конверта»
20
Моя семья
Профессии в семье. История
фамилии.
Проектная работа «Часть
2. Письмо с рассказом о
семье»
Письменный рассказ о
семье.
lane, bus stop, road, pavement,
crossroad, traffic light, bike
lane, go by …, on foot.
Грамматика: Present Simple
Актуализация лексики по
темам «Транспорт»,
«Городские здания»,
«Предлоги направления
движения».
Лексика по теме занятия:
to the right/left, turn back, go
straight on, behind the corner,
along, through, to.
Грамматика: Prepositions of
movement
Лексика по теме занятия:
home city/town, street,
address, first name, second
name, surname.
Актуализация лексики по
темам «Семья»,
«Профессии».
Лексика по теме занятия:
jobs – a doctor, a teacher, a
manager…
Грамматика: Present Simple
глагола to be, have got.
17
21
Мой дом и двор
Описание своего дома и двора.
Проектная работа «Часть
3. Продолжение письма:
рассказ о доме»
Письменное описание
своего дома и двора,
игровой или
спортивной площадки.
22
Моя школа. Мои
друзья
Школьные предметы. Свои
увлечения и увлечения друзей.
Внеклассные занятия.
Проектная работа «Часть
4. Продолжение письма:
рассказ о школе и
друзьях»
Письменный рассказ о
расписании занятий в
школе, своём любимом
школьном предмете,
внеклассных занятиях и
увлечениях друзей.
23
Мои домашние
питомцы
Домашние питомцы (имя,
внешний вид, характер,
привычки, любимая еда,
условия проживания).
Проектная работа «Часть
5. Продолжение письма:
рассказ о домашнем
питомце»
Письменный рассказ о
домашнем питомце.
Актуализация лексики по
теме «На игровой
площадке».
Лексика по теме занятия:
house, flat, floor, playground,
sportsground.
Грамматика: There is/are
Актуализация лексики по
темам «Школьные
предметы», «Хобби и
спорт».
Лексика по теме занятия:
school subjects, favourite
subject, timetable, outclass
activities, hobby, sports.
Грамматика: Present Simple
Актуализация лексики по
теме «Домашние животные»,
«Части тела», «Еда».
Лексика по теме занятия:
pets, special food for animals,
feed the pet, aquarium,
terrarium, cage.
Грамматика: Present Simple
Экскурсии: Экскурсия в теплицы и живой уголок ГДЭЦ
Итоговые и контрольные мероприятия по теме: Презентация результатов проекта «Моё письмо зарубежному другу»
24
Итоговое занятие
-
Итоговое занятие (2 часа)
Итоговая викторина
по программе «Я
живу в
Екатеринбурге».
18
4. Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
Дата
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4.
4 неделя
5.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
6.
7.
Теоретическая часть
Кол-во
часов
Практическая часть
Кол-во
часов
Форма занятия
Место
проведения
занятия
Формы
контроля
Беседа. Игра.
ГДЭЦ: учебный
кабинет.
Наблюдение
Учебный кабинет.
Контроль
результата
практической
работы
Набор детей в ДТО
Набор детей в ДТО
Что изучает
краеведение?
1
Раздел 1. Введение (2 часа)
Игра на знакомство в
1
коллективе на англ. яз.
Знакомство с правилами
техники безопасности и
правилами поведения
Раздел 2. Екатеринбург – город на границе Европы и Азии (14 часов)
Географическое
1
Практическая работа
1
Беседа.
положение
на к/к
Практическая
Екатеринбурга на карте
«ГП Екатеринбурга»
работа.
России.
Входной контроль
Тест
Контроль
результата
творческой
работы
Символика
Екатеринбурга: флаг,
герб, гимн
1
Творческая работа
«Герб города»»
1
Беседа.
Творческая
работа.
Учебный кабинет.
2 неделя
О чем может рассказать
название города?
1
Практическая работа
«Пишем названия
уральских городов поанглийски»
1
Беседа.
Практическая
работа.
Учебный кабинет.
Контроль
результата
практической
работы
3 неделя
Из истории основания
города Екатеринбурга
1
Практическая работа
«Расскажи про
1
Беседа.
Практическая
Учебный кабинет.
Контроль
результата
19
историю места»
работа.
практической
работы
8.
4 неделя
Инструктаж по ТБ
-
Экскурсия в Музей
истории
Екатеринбурга
2
Экскурсия в
музей.
Музей истории
Екатеринбурга
9.
НОЯБРЬ
1 неделя
Инструктаж по ТБ
-
Экскурсия в
Исторический сквер
2
Экскурсияпрогулка.
Исторический
сквер
10.
2 неделя
Итоговое занятие по
теме
-
Тест
2
Игра
Учебный кабинет
Игра «Что я уже знаю
про свой город?»
Раздел 3. Природа Екатеринбурга (32 часа)
1
Практическая работа
1
Беседа,
«Построение профиля
практическая
вершин Уральских
работа.
гор»
11.
3 неделя
Город в Уральских
горах
12.
4 неделя
Минеральные ресурсы
Урала: руды металлов
1
13.
5 неделя
Урал – кладовая
самоцветов
1
14.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Инструктаж по ТБ
-
15.
2 неделя
-
-
Практическая работа
«Из какого материала
сделано: железо, медь,
алюминий, камень,
дерево?»
Практическая работа с
коллекцией камней:
название и описание
внешнего вида и
свойств камня.
Экскурсия в
Геологический музей
УрГГУ
Чтение и обсуждение
Наблюдение,
рисунки по
впечатлениям
от экскурсии
Наблюдение,
рисунки по
впечатлениям
от экскурсии
Тест
Наблюдение
в ходе игры
Учебный кабинет
Контроль
результата
практической
работы
1
Беседа,
практическая
работа.
Учебный кабинет
Контроль
результата
практической
работы
1
Беседа,
практическая
работа.
Учебный кабинет
Контроль
результата
практической
работы
2
Экскурсия в
музей.
Геологический
музей.
Наблюдение
2
Чтение и
Учебный
Наблюдение,
беседа
20
16.
3 неделя
-
Традиции встречи
Рождества и Нового
года в России и Англии
-
17.
4 неделя
18.
ЯНВАРЬ
1 неделя
19.
2 неделя
Инструктаж по ТБ
-
20.
3 неделя
Уральская зима – какая
она?
1
21.
4 неделя
Какой климат – такой и
костюм (традиционные
костюмы эскимосов,
египтян, русских)
1
1
отрывка сказки П.П.
Бажова
«Малахитовая
шкатулка» на англ.
яз.
Мини-проект
«Книжка-малышка»
Промежуточный
контроль
Творческая работа
«Изготовление
новогодней
открытки»
ДД Дистанционная
самостоятельная
работа «Рисование или
эссе на тему «Зимний
день в городе» (2 часа)
Экскурсия в Музей
природы
Практическая работа
«Наблюдение за
погодой в зимний
день. Дневник
наблюдений»
Практическая работа
«Моя одежда»
обсуждение
сказки.
кабинет.
2
Проектная
работа.
Учебный
кабинет.
1
Творческая
работа.
Учебный кабинет.
Дистанционная
работа.
Выполняют дома.
2
Экскурсия в
музей.
Музей природы.
1
Беседа.
Практическая
работа.
Учебный кабинет,
парк.
1
Беседа,
практическая
работа.
Учебный кабинет.
Мини-проект
Наблюдение
Наблюдение,
рисунки по
впечатления
м от
экскурсии
Контроль
результата
практической
работы
Контроль
результата
практической
работы
21
22.
5 неделя
Откуда и куда бежит
река Исеть? Озера,
родники Екатеринбурга
1
Практическая работа
«Обозначение
водоемов
Екатеринбурга на
карте»
1
Беседа,
практическая
работа.
Учебный кабинет.
Контроль
результата
практическо
й работы
23.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Деревья уральского леса
1
Практическая работа с
гербарием «От какого
дерева лист?»
1
Беседа,
практическая
работа.
Учебный кабинет.
24.
2 неделя
Зимовка животных леса
1
1
Беседа.
Учебный кабинет,
зооуголок.
25.
3 неделя
Птицы Екатеринбурга
1
Отгадываем загадки о
животных на
английском языке
Экскурсия в
Харитоновский парк:
подкормка птиц
Контроль
результата
практическо
й работы
Наблюдение,
беседа
1
Беседа,
экскурсия в
парк.
Учебный кабинет,
парк.
26.
4 неделя
-
-
Чтение и
обсуждение
сказки.
Учебный кабинет.
27.
МАРТ
1 неделя
Итоговое занятие по
теме
-
Викторина.
Учебный кабинет,
зооуголок.
28.
2 неделя
В екатеринбургском
зоопарке
1
29.
3 неделя
Прогулка по центру
города: основные
здания
1
Практическая работа
«Кто-кто в этом доме
живет?»
30.
4 неделя
Едем на транспорте
1
Практическая работа
«Какой транспорт
Чтение и обсуждение
2
отрывка сказки Д.Н.
Мамина-Сибиряка
«Серая шейка» на
англ. яз.
Тест
2
Викторина «Природа
Екатеринбурга»
Раздел 3. Прогулки по городу (10 часов)
Практическая работа
1
«Самое интересное
животное»
Практическая
работа
Зоопарк
1
Практическая
работа
Центр города
1
Практическая
работа
Учебный кабинет
Беседа.
Наблюдение в
ходе
экскурсии
Наблюдение,
беседа
Тест
Викторина
Контроль
результата
практической
работы
Контроль
результата
практической
работы
Контроль
результата
22
быстрее?»
31.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Ориентируемся по карте
города
1
Практическая работа
«Как пройти до …?»
1
Практическая
работа
Учебный
кабинет, на
улицах города*
32.
2 неделя
Итоговое занятие по
теме
-
Тест
Игра «Свой маршрут»
2
Игра
Учебный кабинет
практическо
й работы
Контроль
результата
практическо
й работы
Тест
Наблюдение
в ходе игры
Раздел 4. Я живу в Екатеринбурге (14 часов)
Проектная работа
1
Проектная
«Часть 1. Оформление
работа
конверта»
33.
3 неделя
Мой адрес
1
Учебный кабинет
34.
4 неделя
Моя семья
1
Проектная работа
«Часть 2. Письмо с
рассказом о семье»
1
Проектная
работа
Учебный кабинет
35.
5 неделя
Мой дом и двор
1
1
Проектная
работа
Учебный кабинет
36.
МАЙ
1 неделя
Моя школа. Мои друзья
1
1
Проектная
работа
Учебный кабинет
37.
2 неделя
Мои домашние
питомцы
1
Проектная работа
«Часть 3.
Продолжение письма:
рассказ о доме»
Проектная работа
«Часть 4.
Продолжение письма:
рассказ о школе и
друзьях»
Проектная работа
«Часть 5.
Продолжение письма:
рассказ о домашнем
питомце»
1
Проектная
работа
Учебный кабинет
Наблюдение.
Контроль
результата
текущей
работы
Наблюдение.
Контроль
результата
текущей
работы
Наблюдение.
Контроль
результата
текущей
работы
Наблюдение.
Контроль
результата
текущей
работы
Наблюдение.
Контроль
результата
текущей
работы
Итоговый контроль
23
38.
3 неделя
Итоговое занятие по
теме
-
39.
4 неделя
Итоговое занятие по
программе
-
Итого
Всего
Презентация
результатов проекта
«Моё письмо
зарубежному другу»
Викторина «Я живу в
Екатеринбурге».
Экскурсия в теплицы и
живой уголок ГДЭЦ
2
Проектная
работа
Учебный кабинет
Контроль
результатов
проектной
работы
2
Викторина.
Экскурсия в
зооуголок и
теплицы.
Учебный кабинет,
зооуголок,
теплицы.
Викторина
24
48
72 учебных часа и 2 часа досуговой деятельности
24
5. Методическое обеспечение и материально-техническое оснащение
программы
Методическое обеспечение
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
Раздел, тема
Форма
занятия
Формы
организации
учебновоспитательног
о процесса
Дидактически
й материал
Формы
подведения
итогов
Раздел 1. Введение.
Что изучает
Вводное
Фронтальная
Презентация по
краеведение?
занятие
беседа, игра на
теме занятия
Правила ТБ.
знакомство
Раздел 2. Екатеринбург – город на границе Европы и Азии (14 часов)
Географическо Занятие в
Фронтальная
Презентация по
Устное
е положение
учебном
беседа, работа по
теме занятия,
описание ГП
Екатеринбурга кабинете
картам
физическая карта Екатеринбург
на карте России
(определение ГП), России,
а по карте.
и СО.
самостоятельная
физическая карта Итоги
практическая
СО, контурные
практической
работа на к/к «ГП
карты СО
работы на к/к .
Екатеринбурга»
Символика
Занятие в
Фронтальная
Презентация по
Беседа.
Екатеринбурга: учебном
беседа,
теме занятия
флаг, герб,
кабинете
самостоятельная
Итоги
гимн
творческая работа
творческой
«Герб города».
работы.
О чем может
Занятие в
Фронтальная
Презентация по
Беседа.
рассказать
учебном
беседа,
теме занятия,
название
кабинете
самостоятельная
таблицы
Итоги
города?
практическая
транслитерации
практической
работа «Пишем
кириллицы в
работы.
названия
латиницу.
уральских городов
по-английски»
Из истории
Занятие в
Фронтальная
Презентация по
Беседа.
основания
учебном
беседа, рассказ,
теме занятия,
города
кабинете
чтение и анализ
распечатки с
Итоги
Екатеринбурга
текстов,
текстом для
практической
практическая
чтения
работы.
работа
«Расскажи про
историю места»
Экскурсия в
Музей истории
Екатеринбурга
Экскурсия в
музей
Рассказ
экскурсовода,
осмотр
экспозиции,
фиксация
материала
экскурсии в
блокноте.
-
Беседа.
25
7
Экскурсия в
Исторический
сквер «Здесь
все
начиналось»
8
Итоговое
занятие по теме
раздела 2.
9
Город в
Уральских
горах
10
Минеральные
ресурсы Урала:
руды металлов
11
Урал –
кладовая
самоцветов
12
Экскурсия в
Геологический
музей УрГГУ
13
Чтение и
обсуждение
отрывка сказки
П.П. Бажова
«Малахитовая
шкатулка» на
англ. яз.
Мини-проект
«Книжкамалышка»
14
15
Традиции
встречи
Рождества и
Экскурсия
Практическая
работа на
местности
«Поделись
историей»
Материалы для
подготовки
экскурсии
обучающимися
(книги, ресурсы
сети Интернет).
Итоговое
Тест.
Распечатки теста.
занятие
Игра.
Материалы к
игре.
Раздел 3. Природа Екатеринбурга.
Занятие в
Фронтальная
Презентация по
учебном
беседа.
теме занятия.
кабинете
Практическая
Карта СО.
работа
«Построение
профиля вершин
Уральских гор»
Занятие в
Фронтальная
Презентация по
учебном
беседа.
теме занятия.
кабинете
Практическая
Образцы изделий
работа «Из какого из разных
материала сделано: материалов.
железо, медь,
алюминий, камень,
дерево?»
Занятие в
Фронтальная
Презентация по
учебном
беседа.
теме занятия.
кабинете
Практическая
Коллекция
работа с
минералов.
коллекцией
камней: название и
описание
внешнего вида и
свойств камня.
Экскурсия в
Рассказ
музей
экскурсовода,
осмотр
экспозиции,
фиксация
материала
экскурсии в
блокноте.
Занятие в
Чтение и
Распечатка
учебном
обсуждение
отрывка сказки
кабинете
отрывка сказки.
для чтения, книга
П.П.Бажова
«Малахитовая
шкатулка»,
словари.
Коллективна Проектная работа
Материалы для
я проектная
«Книжка-малышка письма и
работа
«По сказам
рисования
П.Бажова»
Творческая
Творческая работа Материалы для
работа
«Изготовление
творческой
работы
Беседа.
Итоги
практической
работы.
Тест.
Итоги игры.
Итоги
практической
работы.
Итоги
практической
работы.
Итоги
практической
работы.
Беседа
Беседа
Итоги
проектной
работы
Итоги
творческой
работы
26
16
Нового года в
России и
Англии
Экскурсия в
Музей природы
новогодней
открытки»
Экскурсия в
музей.
17
Уральская зима
– какая она?
Занятие в
учебном
кабинете
18
Какой климат –
такой и костюм
Занятие в
учебном
кабинете
19
Откуда и куда
бежит река
Исеть? Озера,
родники
Екатеринбурга
Занятие в
учебном
кабинете.
Выход на
родник*.
20
Деревья
Занятие в
уральского леса учебном
кабинете
21
Зимовка
животных леса
Занятие в
учебном
кабинете
22
Птицы
Екатеринбурга
Экскурсия в
парк
Рассказ
экскурсовода.
Осмотр
экспозиции.
Фиксация
материала
экскурсии в
блокноте.
Фронтальная
беседа.
Практическая
работа
«Оформление
дневника
наблюдений за
погодой и
сезонными
изменениями в
парке».
Практическая
работа в парке
«Наблюдение за
погодой в зимний
день».
Фронтальная
беседа.
Практическая
работа «Моя
одежда»
Фронтальная
беседа.
Практическая
работа
«Обозначение
водоемов
Екатеринбурга на
карте»
Фронтальная
беседа.
Практическая
работа с гербарием
«От какого дерева
лист?»
Фронтальная
беседа по теме.
Состязание по
отгадыванию
загадок.
Наблюдение за
птицами в парке.
Фиксация
результатов
наблюдений в
-
Беседа.
Рисунки по
материалам
экскурсии.
Презентация по
теме занятия,
таблицы для
дневника
наблюдений,
приборы для
наблюдения за
погодой:
термометр,
линейка
(определение
глубины снега).
Итоги
практической
работы.
Презентация по
теме занятия,
распечатки
материалов для
пр. работы
Презентация по
теме занятия.
Распечатки карт.
Итоги
практической
работы
Презентация по
теме занятия.
Гербарий из
листьев деревьев
и кустарников.
Итоги
практической
работы
Презентация по
теме занятия.
Беседа
Корм для птиц.
Блокноты для
записей.
Беседа. Итоги
наблюдений.
Итоги
практической
работы
27
23
Чтение и
обсуждение
отрывка сказки
Д.Н. МаминаСибиряка
«Серая шейка»
24
Итоговое
занятие по теме
раздела 3.
25
В
екатеринбургском
зоопарке
26
Прогулка по
центру города:
основные
здания
27
Едем на
транспорте
28
Ориентируемся
по карте города
29
Итоговое
занятие по теме
раздела 4.
30
Мой адрес
31
Моя семья
32
Мой дом и
двор
Занятие в
учебном
кабинете
блокноте.
Подкормка птиц.
Чтение и
обсуждение
отрывка сказки.
Распечатки
текста отрывка
для чтения, книга
«Серая шейка»
Д.Н.МаминаСибиряка,
словари.
Итоговое
Тест, викторина.
Распечатки теста.
занятие
Презентация для
викторины.
Раздел 4. Прогулки по городу
Практическая
Практическая
Распечатки с
работа. Выход работа «Самое
текстами о
в зоопарк (по
интересное
животных.
возможности)
животное»
Энциклопедия о
животных.
Ресурсы сети
Интернет.
Практическая
Практическая
Фотографии
работа.
работа «Кто-кто в
известных зданий
Прогулка по
этом доме живет?» в центре
центру города
Екатеринбурга.
(по
Путеводитель по
возможности)
городу.
Практическая
Практическая
Распечатки со
работа
работа «Какой
справочной
транспорт
информацией о
быстрее?»
транспорте
Екатеринбурга.
Карта маршрутов
транспорта
города.
Практическая
Практическая
Карта
работа
работа «Как
Екатеринбурга.
пройти до …?»
Ресурсы сети
Интернет.
Итоговое
Тест.
Распечатки теста.
занятие
Игра.
Материалы к
игре.
Раздел 5. Я живу в Екатеринбурге
Проектная
Проектная работа
Таблица
работа
«Оформление
транслитерации
конверта»
кириллицы на
латиницу.
Конверты.
Проектная
Проектная работа
Материалы
работа
«Письмо с
обучающихся для
рассказом о семье» проектной
работы.
Проектная
Проектная работа
Материалы
работа
«Продолжение
обучающихся для
письма: рассказ о
проектной
доме»
работы.
Беседа.
Итоги теста и
викторины.
Итоги
практической
работы
Итоги
практической
работы
Итоги
практической
работы
Итоги
практической
работы
Итоги теста,
игры.
Итоги
проектной
работы
Итоги
проектной
работы
Итоги
проектной
работы
28
33
Моя школа.
Мои друзья
Проектная
работа
34
Мои домашние
питомцы
35
Итоговое
занятие по теме
раздела 5
36
Итоговое
занятие по
программе
Проектная работа
Материалы
«Продолжение
обучающихся для
письма: рассказ о
проектной
школе и друзьях»
работы.
Проектная
Проектная работа
Материалы
работа
«Продолжение
обучающихся для
письма: рассказ о
проектной
домашнем
работы.
питомце»
Итоговое
Презентация
занятие
результатов
проектных работ
Раздел 6. Итоговое занятие
Итоговая
Викторина
Материалы для
викторина
викторины
Итоги
проектной
работы
Итоги
проектной
работы
Итоги
проектной
работы
Итоги
викторины.
Итоги участия
в конкурсах.
Материально-техническое оснащение
№
Оборудование
Кол-во на 1
занятие
4
15
1
1
% использования
за курс*
42%
42%
42%
42 %
Учебные столы (4-х местные)
Стулья
Доска магнитная
Компьютер/ноутбук с
доступом в Интернет
5
Колонки
1
10%
6
Телевизор/Экран с
1
42%
проектором
7
Карта России
1
3%
8
Карта Свердловской области
1
17%
9
Карта Екатеринбурга
1
31%
10
Коллекция минералов
1
6%
11
Гербарий «Деревья и
1
3%
кустарники Харитоновского
парка»
12
Акватест
1
3%
13
Солеметр
1
3%
14
Термометр уличный
1
3%
*процент занятий с использованием этого оборудования по отношению к
общему количеству занятий по программе за год.
1
2
3
4
29
6. Список литературы
Литература, использованная педагогом для составления программы
1. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы МБУ ДО – ГДЭЦ.
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. М.: Министерство
образования и науки РФ, ФГАУ «ФИРО», 2015. – 20 с.
3. Гонцова А.С. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа туристко-краеведческой направленности «Юные краеведы».
Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», 2018.
4. Психологические особенности младших подростков [Электронный ресурс]:
статья (20 октября 2018 г.) / Л.Н.Дычко. Режим доступа:
https://www.b17.ru/article/psihologich_osoben_mladshih_podrostkov/
Литература для педагога и обучающихся
на русском языке
Беленков Н. Родники Екатеринбурга. Екатеринбург: 2014. 34 с.
Екатеринбург. Азбука горожанина. Екатеринбург: 2002.
Екатеринбург. Путеводитель. 2013. – 120 с.
Корепанов Н.С., Блинов В.А. Город посередине России: культурноисторические очерки. Екатеринбург: Сократ, 2007. – 368 с.
5. Милые зеленые горы. Уральская природа в творчестве Д.Н. МаминаСибиряка. Екатеринбург: Среднеуральское книжное издательство, 1990. – 182
с.
6. Особо охраняемые природные территории, парки. Скверы и родники города
Екатеринбурга. Екатеринбург: 2004. – 31 с.
1.
2.
3.
4.
на английском языке
7. Discover Russa. Myths about the Ural Region. True or False? You’ll see. ULC
guide.
8. Ставрати Б.В. и др. Урал / The Urals: Учебное пособие для 7-11 кл. общеобраз.
учреж. 2007. – 48 с.
9. Ekaterinburg, city guide. 2012. – 120 p.
10.Bazhov P. P., The Malachite Casket: tales from the Urals. 1981. – 220 p.
Электронные ресурсы:
1. Екатеринбург+Свердловск [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа:
http://www.1723.ru/
30
2. Ураловед. Портал знатоков и любителей Урала [Электронный ресурс]: сайт.
Режим доступа: https://uraloved.ru/
3. Наш Урал [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://nashural.ru/
31