Эко-фантазеры

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городской детский экологический центр

Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО – ГДЭЦ
Протокол №5 от 14.06.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО – ГДЭЦ
__________ Власова Е.Ю.
Приказ № 81/1/од 14.06.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Эко-фантазёры»
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Чекрыгина Елена Олеговна,
педагог дополнительного
образования,
первая квалификационная
категория

Екатеринбург
2023

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................ 3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .................................................................... 9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ .................... 10
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .................................................................. 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................... 16
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ..................................................................................... 17

2

Пояснительная записка
Программа «Эко-фантазеры» разработана для муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
«Городской
детский
экологический центр». На занятиях происходит приобщение к природе и
экологическим проблемам через творчество. Наряду с изучением
изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и лепке,
большое значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа
в материале. Она способствует развитию мышления, творческого
воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому
и экологическому воспитанию.
Направленность программы - художественная.
Разнообразие произведений искусства, с которыми знакомятся учащиеся
в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к
действительности, в частности, к явлениям природы. Процесс эстетического
познания детьми окружающего мира на занятиях включает в себя как
восприятие природы, произведений искусства, так и практическую работу
учащихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при
этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в
первую очередь необходимо назвать сочетание художественной ценности с
функциональностью. Признаком искусства в бытовом предмете является
соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме
предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора.
В произведениях народного творчества передается многовековая традиция, а
современный художник-прикладник выражает мировосприятие текущего дня,
свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой. Занятия с учащимися
строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора
с формой, материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение,
даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного
изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по
которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы
художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и
типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в
реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти
в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по
искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от
3

материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойства и
технологические процессы, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают
его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему
черты условности и декоративности.
В процессе занятий последовательно и целенаправленно у
обучающихся формируется чувство композиции, проявляющееся в умении
строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При
этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное
равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство
единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества
способностей, формируемых занятиями, с одной стороны, относятся
преимущественно к области восприятия (развитость аналитикосинтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики
(опциальная область руки).
Многообразие и вариативность образовательных программ в
дополнительном образовании позволяют соединить воедино различные
предметные области и направления воспитания. Данная программа «Экофантазёры» интегрирует в своем содержании естествознание, декоративноприкладное и изобразительное искусство в единую систему.
Актуальность
Программа разработана в соответствии с учетом Федерального
государственного образовательного стандарта дополнительного образования
на основе Образовательной программы МБУ ДО – ГДЭЦ, а также на
основании нормативно-правовых документах, используемых в УДО.
Данная программа разработана с учетом требований, указанных в
следующих документах:
Федерального уровня:

Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. N 678-p) (далее — Концепция развития дополнительного
образования детей);

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол
от 30.11.2016 № 11) (далее — Федеральный приоритетный проект);

Федеральный Закон от
29.12.2012
г.
№ 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273);
4


Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 N 196
(ред. от 30.09.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Регионального уровня:

Постановление Правительства Свердловской области от
01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного
образования детей Свердловской области»;

Постановление Правительства Свердловской области от
06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 N 70—Д «Об утверждении методических
рекомендаций;

«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
Муниципального уровня:

Муниципальные правовые акты, Устав МБУ ДО - ГДЭЦ.
Через осмысление художественной ценности предмета и его
функциональности формируется бережное, экологическое отношение, как к
5

своему, так и чужому творческому труду. Осознается ценность не только
каждой веточки и цветочка; произведения искусства и народного творчества,
но и каждой поделки сделанной собственными руками и руками товарищей.
Программа соответствует актуальным социально–экономическим
и социокультурным потребностям и проблемам. Дети приобщаются к
общечеловеческим ценностям, к природе и животным. В курсе программы,
обучающиеся получают дополнительные знания, что является мотивацией к
еще большему познанию и к дальнейшим творческим работам. Это создает и
обеспечивает атмосферу эмоционального равновесия, внутренней гармонии.
Осознание собственной значимости, личностной ценности, приобретаемое на
занятиях может стать залогом формирования полноценного члена общества.
Программа соответствует актуальным потребностям и проблемам
детей и их родителей или законных представителей. Приобщение детей к
искусству является залогом формирования высокой внутренней культуры.
Произведения изобразительного, народного и прикладного искусства
отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие
и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность
произведений искусства и народного декоративно-прикладного творчества
состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную
культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной.
Изобразительное искусство — это занятие для детей разного возраста.
Работа при реализации образовательной программы дает возможность юным
талантам попробовать свои силы в разных направлениях классического и
прикладного творчества: рисунок, лепка, аппликация. При реализации
программы используются как традиционные техники рисования, так и
нетрадиционные. Среди них: правополушарное рисование, пальчиковое
рисование, ниткография, кляксография, рисование мыльными пузырями,
«печатная» живопись. Часть техник предполагает использование природных
материалов, что побуждает обучающихся к познанию окружающего мира.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы
чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших
произведений искусства пейзажной живописи, художественное творчество
пробуждает у детей интерес к искусству и родной природе.
Посредством данной программы учащиеся научатся ценить
произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая
увиденное и услышанное, на занятиях по изобразительному и декоративноприкладному искусству.
6

Адресат общеразвивающей программы: программа рассчитана на
проведение занятий во внеурочное время с детьми 6-10 лет (1-4 класс).
Оптимальное количество детей в группе 8-10.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 занятия продолжительностью по
45 минут с перерывом между ними 5-10 минут.
Объем общеразвивающей программы: 72 учебных часа (36 учебных
недель по 2 часа в неделю).
Срок реализации программы: Программа рассчитана на 1 год
обучения.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды проведения занятий: беседа, практическое занятие, экскурсии в
живой уголок, экскурсии в музеи (музей природы, музей изобразительного
искусства).
Предусматриваются
также
самостоятельная
работа,
индивидуальные задания на лето по наблюдениям и зарисовкам, по сбору
гербариев и других материалов.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: создание авторских творческих работ
(рисунков и поделок); тематические выставки детских работ; создание
коллективных творческих работ учащихся (коллажей, аппликаций, альбомов);
участие в выставках и конкурсах различного уровня; создание видеофильмов
по рисункам детей; экспертиза специалистов, оценка педагогов, родителей,
самооценка и взаимооценка обучающихся; выполнение летних заданий.
Новизна программы.
Рисунок, как учебное средство в целом, развивает у учащихся умение
наблюдать объект, выделять существенные его черты и в то же время
подмечать детали.
Основные правила композиции, перспективы, группировки деталей
рисунка, измерение пропорции, чувство прекрасного и гармоничного, а также
знания о пейзажной живописи известных художников – пригодятся учащимся
в дальнейшей жизни, позволят развить у них положительные качества, любовь
и бережное отношение к природе, желание прийти ей на помощь.
Цель программы: создание педагогических условий для развития
воображения, освоения художественных методов познания и изучения
окружающего мира, развитие мотивации у обучающихся на творческую
деятельность, а также формирование у обучающихся изобразительных
навыков и художественного видения объектов окружающего мира через
познание многообразия природы.
Задачи программы:
Развивающие:
7


Развитие интереса к занятиям изобразительным и декоративноприкладным искусством;

Развитие творческих способностей;

Развитие самостоятельности учащихся в их художественно –
познавательной деятельности (формирование практических умений в
проведении творческих работ);

Развития навыков работы в команде;

Развитие навыков работы с различными материалами и в
различных техниках;

Развитие навыков работы со справочной литературой;
Воспитательные:

Формирование усидчивости, трудолюбия;

Формирование навыков бережного отношения к природе;

Формирование навыков бережного отношения к труду своему и
чужому;

Развитие эмоционально-положительного отношения к природе и
искусству;
Обучающие:

Практическое
изучение
и
освоение
художественновыразительных средств языка изобразительного и декоративно-прикладного
искусства;

Научиться использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции,
форму, композицию как средства художественной выразительности в
создании;

Расширение знаний на основе прочного и глубокого усвоения
учебного материала;

Знакомство с основами изобразительного и декоративноприкладного искусства, их видами и жанрами;

Овладение методом стилизации природных форм в декоративные;
Учащиеся знакомятся с основами рисунка, живописи и
композиции, с различными видами декоративно-прикладного искусства его
особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов
разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм.
Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими
навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки
конструирования и моделирования из различных материалов. Формируются
навыки работы с разными материалами.
8

Дети приобретают навык самостоятельно задумывать, развивать,
осмысливать и выполнять работу. В основу работы положен активный метод
преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом
воображении учащихся.
В процессе обучения научаются учитывать
взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом,
украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративноприкладного искусства. Создают предметы изобразительного и декоративноприкладного искусства.
Планируемые результаты
Образовательные результаты:
−
Освоение
основных
художественных
приёмов,
техник
декоративно-прикладного искусства и способов рисования объектов живой и
неживой природы;
−
Формирование основных природоведческих понятий о живой и
неживой природе, о животных и взаимосвязях в природе;
−
Формирование умений и навыков экологически грамотного,
нравственного поведения в природе;
Метапредметные результаты:
−
Познавательная компетентность: способность структурировать
знания, способность к анализу, синтезу, сравнению, классификации,
способность устанавливать причинно-следственные связи;
−
Личностная компетентность: познавательная активность и интерес
учащихся к изучению окружающего мира; личностные качества:
наблюдательность, эмпатия в общении с живой природой.
−
Информационная компетентность: читательский интерес у
учащихся; навыки работы с различными источниками информации.
Личностные результаты:
−
повышение уровня экологической культуры учащихся средствами
формирования:
−
экологических ценностей (родная земля, заповедная природа,
планета Земля, экологическое сознание);
−
эстетических ценностей (красота природы, богатство красок,
доверчивость и беззащитность животных)

9

Учебно-тематический план
№ Раздел, тема
пп
1.
2.

3.

4.

5.

Введение. Знакомство с группой.
Материалы для рисования
Основы изображения домашних
животных. Техники работы
гуашью и маркерами.
Правополушарное рисование.
Основы изображения лесных
животных. Техники работы
акварелью и природными
материалами.
Основы изображения
экзотических животных и
насекомых.
Техники работы фломастерами,
конструирование из бумаги.
Основы изображения растений.
Нетрадиционные техники работы
гуашью и карандашами.

Всего

Теория Практика

Формы
аттестации /
контроля
Взаимопрезен
тация работ
Выставка
работ

2

1

1

12

6

6

22

11

11

Анализ работ

18

9

9

Взаимопрезен
тация работ

18

9

9

Викторина,
выставка
работ

72

36

36

10

Содержание учебного плана
1. Введение. Знакомство с группой. Материалы для рисования
Теория: Беседа об изобразительном и декоративно-прикладном
искусстве. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их
свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с
организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе. Техника
безопасности в работе с художественными материалами и инструментами.
Практика: Входной контроль. Рисование на тему «Летний вечер».
2. Основы изображения домашних животных. Техники работы
гуашью и маркерами. Правополушарное рисование.
Теория: Знакомство с основами изображения домашних животных.
Знакомство с понятием домашних животных, животные в хозяйстве. Осенние
явления в жизни растений и животных. Основы работы с художественными
материалами (гуашь, маркеры). Компоновка изображения на листе. Начальные
сведения о линии и уровне горизонта, основах композиции и цветовом
соотношении. Знакомство с техникой правополушарного рисования. Основы
изображения фона.
Практика: Создание картин гуашью и маркерами по образцу: «Кот и
ромашки», «Мой верный друг», «Пейзаж с овечками», «Первый снег и
котики», «Осень и горы»; Самостоятельные работы на тему: «Осенние
деревья»
3. Основы изображения лесных животных. Техники работы
акварелью и природными материалами.
Теория: Знакомство с основами изображения животных леса. Кто живет
в лесу? – знакомство с лесными животными. Зимние явления в жизни растений
и животных. Обретение навыка изображения животного. Пропорции
животных. Основы работы с художественными (акварель) и природными
материалами. Компановка на листе. Понятия «перспектива», «линия
горизонта». Формирование умения работы в коллективе, навыков в подборе
цветовой палитры и материала.
Практика: Создание картин по образцу: «Лисенок», «Зайчик в шарфе»,
Пейзаж «Домик в лесу», «Ёжик», пейзаж «Зимний лес и олени», «Белый
мишка», «Морской котик», «Снежные птички»; Самостоятельные работы на
тему: «Конструирование из природных материалов – создание новогодних
игрушек».
11

4. Основы изображения экзотических животных и насекомых.
Техники работы фломастерами, конструирование из бумаги.
Теория: Знакомство с основами изображения экзотических животных и
насекомых. Основы изображения мифических животных. Весенние явления в
жизни растений и животных. Конструирование из бумаги. Изучение техники
аппликации. Цветовой и тональный контрасты. Цветовая гармония.
Формирование навыков работы с ножницами, бумагой. Основы работы с
нестандартнымим, «подручными» материалами. Метод рисования «тычковой
кисти». Использование в работе трех цветов. Способы рисования снега.
Развитие чувства формы, объема и пропорции. Развитие мелкой моторики,
фантазии.
Практика: Создание картин по образцу: «Фламинго на море», работа в
стиле дудлинг «Улитка», картина фломастерами «Жучки», «Крокодилы в
Африке», картина гуашью «Радужный единорог», конструирование из бумаги
«Дракон». Самостоятельные работы на тему: «Весенний пейзаж-открытка»,
«Оттенки океана», «Звезды».
5. Основы изображения растений. Нетрадиционные техники работы
гуашью и карандашами.
Теория: Знакомство с основами изображения растений. Цветущие и
нецветущие растения и деревья. Вечнозеленые растения, комнатные растения.
Знакомство с понятием «Ботанический скетчинг». Летние явления в жизни
растений и животных. Техники смешивания красок. Техника создания фона
при помощи пищевой пленки. Знакомство с понятием «Пейзаж», «Морской
пейзаж». Способы изображения неба и воды. Знакомство с новой техникой
печатной живописи. Развитие мелкой моторики и чувства ритма и стиля.
Изучение материалов, используемых в технике печатной живописи.
Практика: Создание картин по образцу: «Ромашки и лаванда»,
пальчиковое рисование «Миндаль. Цветущая ветвь», пейзаж «Елочки»;
Изображение дерева в разных техниках. Самостоятельные работы на тему:
«Работа гуашью «Солнечная яблоня», «Ботанический скетчинг. Изображение
листьев», «Летний вечер»

12

Материально-техническое оснащение
№ Оборудование

Кол-во на 1
занятие
1 Учебные столы (4-х местные)
5
2 Стулья
10
3 Доска магнитная
1
4 Компьютер/ноутбук с доступом 1
в Интернет
5 Телевизор/Экран с проектором 1
6 Демонстрационный мольберт
1
7 Бумага белая для рисования,
15
картон цветной и белый
8 Кисти, краски (гуашь, акварель) 30
9 Фломастеры, карандаши
15
цветные, простые, ластики
10 Пластилин, стеки, доски для
15
лепки
11 Засушенные растения, шишки, 30
ракушки, кора деревьев и т.п

%использования
за курс*
90%
90%
90%
40%
40%
90%
80%
60%
40%
50%
30%

*процент занятий с использованием этого оборудования по отношению к
общему количеству занятий по программе за год.

13

Список литературы
Литература, использованная педагогом для составления программы:
1. Евдокимова М. М. Волшебные краски: Пособие для занятий с детьми по
рисованию; - М.: Школьная пресса, 2001. – 23 с.
2. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1976. – 192 с.
3. Кладова Н. В. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Природная палитра», Киров, КОГОБУ ДО «Дворец творчества –
Мемориал», 2019
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. М.: Министерство
образования и науки РФ, ФГАУ «ФИРО», 2015. – 20 с
5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
МБУ ДО – ГДЭЦ.
6. Прохорова
Н.Е.
Образовательная
программа
очно-заочной
художественной студии «Биологический рисунок». / / Материалы по
дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник
статей). Вып. III Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. Калуга:
КГПУ им. К.Э. Циолковского - 2007 C. 100-116.
Литература для педагога и обучающихся:
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:
Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр.
Искусство, 1983.
4. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е
изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
5. Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр
«Академия»,2003.
6. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,:
ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
7. Оригами. Бумажный конструктор для детей. – Новосибирск.: «Студия
дизайн ИНФОЛИО», 2011
14

8. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративноприкладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
9. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
10.Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,
2001.
11.Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и
мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский
дДром Оникс», 2000.
12.И. А. Дворкина, Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

15

Сведения об авторе
Чекрыгина Елена Олеговна,
высшее образование: Российский государственный педагогический
университет, 2017, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей – Городской детский экологический
центр,

16



Контакты

620075 г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 44 литер Т

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.