Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городской детский экологический центр
Принята на заседании
Педагогического совета
МБУ ДО – ГДЭЦ
Протокол №5 от 14.06.2023
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО – ГДЭЦ
__________ Власова Е.Ю.
Приказ № 81/1/од 14.06.2023
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Зоолог-исследователь. Старт»
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 144 часа
Автор-составитель:
Галишева Марина Сергеевна,
педагог дополнительного
образования,
высшая квалификационная
категория
КПН
Екатеринбург
2023
2
Пояснительная записка
Данная программа разработана с учетом требований, указанных в следующих
документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273);
Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
№ 629 «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н
«Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 №ДГ-245/06,
«Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания»
«Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной
общеобразовательной программы» (2023 год);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года №533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
3
Приказ Министерства просвещения Российский Федерации от 03.09.2019
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от от 06.05.2022 № 434-д «Об утверждении концептуальных
подходов к развитию дополнительного образования детей в Свердловской
области»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 01.11.2021 №934-д методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 04.03.2022 №219-д «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных обще образовательных
программ в образовательных организациях», утвержденные приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д»;
Муниципальные правовые акты, Устав МБУ ДО - ГДЭЦ
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях
естественнонаучной, направленности и спецификой работы учреждения.
Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны
детей и их родителей на программы естественнонаучного развития обучающихся,
4
материально-технические условия для реализации которых имеются только
на базе нашего Городского детского экологического центра. Программа ориентирована на становление у учащихся научного мировоззрения, освоение методов
научного познания. Это в дальнейшем поможет обучающемуся как при освоении
школьной программы, так и при оценке и реагировании на жизненные ситуации. В
основе решения этой проблемы лежит формирование системных биологических
знаний, освоение исследовательских умений и приобретение опыта наблюдения и
экспериментирования. Возможности дополнительного образования (наличие профильного специалиста, достаточная продолжительность занятий, неформальная
обстановка и игровые методы обучения), усиленные уникальными возможностями
Городского детского экологического центра, в том числе – использование ресурсов Харитоновского парка, «Сенсорного сада», зоологического музея, теплиц и
«Живого уголка», позволяют решить поставленные задачи наиболее эффективно.
Отличительные особенности программы Общий принцип построения
программы: от простого – к сложному, от фактов – к закономерностям. В течение
года происходит формирование познавательного интереса и накопление фактических данных о природе (ведущие принципы – наглядность и сезонность).
Одна из особенностей программы – орнитологический уклон, так как птицы
являются прекрасным объектом для изучения. Другая особенность программы –
практическая направленность (самостоятельные наблюдения, развитие исследовательских умений). Теоретические занятия в основном проводятся в лекционном
зале ГДЭЦ, практические занятия – в «Живом уголке» ГДЭЦ и на территории Харитоновского парка, используемого в качестве исследовательского тренажёра. Интеграция теоретических и практических навыков происходит во время выполнения
творческих заданий – при оформлении коллекций, выставок, листовок, газет, во
время выступлений на внутренних конференциях.
Адресат: Программа рассчитана на 1 год обучения детей от 7 до 12 лет. Для
детей этого возраста характерно появление продуктивных образов-представлений,
становление произвольного внимания, развитие механической памяти на не связанные логически единицы информации, предпочтение развивающих игр, доминирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, желание закрепления на практике получаемых теоретических знаний, недостаточное саморегулирование.
Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их
любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает реализацию
данных потребностей.
Группы формируются в составе 11-15 человек.
Зачисление в группу происходит на основе желания обучающегося и в соответствии с Правилами приема обучающихся в ОУ.
Формирование разновозрастных групп ведётся без учета начальных знаний
обучающихся.
5
Объем: на овладение материалом отводится 144 часа, из них – 48 на теорию
и 96 на практику.
Режим занятий. Занятия проходят 2 раз в неделю по 2 часа, осуществляются в коллективном и групповом режимах.
Срок освоения программы – один год.
Уровневость – базовый уровень. Обеспечивает формирование целостной
картины мира, основанной на принципах системности и научности.
Перечень форм обучения. Программа реализуется в рамках коллективных
и групповых форм занятий линейной и сложной структуры с использованием ресурсов ГДЭЦ – зоолаборатории, прилегающего к зданию парка, специального
оборудования и дидактических разработок.
Перечень видов занятий. Учитывая психолого-педагогические возрастные
особенности детей в период детства (до 12 лет) важное место отводится эвристической беседе, дидактическим играм, театрализованным представлениям и экскурсиям в природу. Основными методами обучения выступают: объяснительноиллюстративный, интерактивный, эвристический, исследовательский и игровой.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.
А) Промежуточный контроль знаний осуществляется чаще всего в игровой
форме (викторина, кроссворд, эвристическая игра и т.п.), в форме актов творчества (выставка, газета, лэпбук), а также в форме экскурсий и опросов по коллекционному материалу.
Б) Итоговый контроль реализуется в форме конкурсов и тематических
праздников.
В целом программа ориентирована на развитие интеллектуальноэмоциональной сферы личности и направлена на формирование системы научных
знаний и практических умений, ценностных ориентаций и поведения, обеспечивающих развитие естественнонаучной картины мира и ответственного отношения
к окружающей среде.
1. Цели и задачи программы
Цель – заложить основы для становления естественнонаучной картины мира
у обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
Образовательные:
формирование естественнонаучных знаний;
формирование представления об окружающей среде, о её
обитателях и их взаимоотношениях;
6
формирование представлений об экологических связях;
формирование целостного представления о мире живой природы.
Развивающие:
развитие способностей к наблюдению и анализу;
развитие исследовательской позиции;
развитие научного мышления и мировоззрения;
развитие исследовательских умений
Воспитательные:
воспитание ответственного отношения к природе;
воспитание коммуникативных умений;
воспитание коллективизма и навыков общения в разновозрастном
коллективе;
воспитание трудолюбия;
воспитание экологической ответственности.
7
2. Учебно-тематический план программы
«Зоолог-исследователь. Старт»
Наименование
темы
№
Кол-во
часов
В том числе
теория
практика
2
2
-
1 Основы природоведения
6
2
4
Сезонность в жизни животных
Общие сведения о климате
2.1
и сезонности в жизни жи2.2 вотных
Осень
6
2
4
24
6
18
2.3 Зима
24
8
16
2.4 Весна
24
8
16
2.5 Лето
12
4
8
4
2
2
3.2 Жизнь озера
16
8
8
3.3 Животные зооуголка
24
6
18
Итоговое занятие
2
-
2
144
48
96
Введение
Формы Контроля
Беседа
Игра
2
Естественные и искусственные условия жизни
Общая характеристика
3.1 животных
условий жизни животных
Опрос
Викторина
Кроссворд
Игра
Викторина
3
Итого
Опрос
Выставка
Кроссворд
Конкурс
8
Содержание программы
Введение.
Природа — уникальный источник вдохновения и познания.
Натуралисты (от лат. natura — природа) — исследователи и знатоки природы. Юннаты — юные натуралисты. История юннатского движения на Урале. Преемственность поколений. Традиции коллектива «Зоолог-исследователь».
Техника безопасности при работе с животными.
Практические занятия:
- Ток шоу "Знакомьтесь — это я!"
- Экскурсия по зооуголку и теплицам Городского детского экологического
центра.
1. Основы природоведения.
Природа — все существующее во Вселенной, весь мир в многообразии его
форм и проявлений. Сравнение природных и рукотворных объектов. Живая и неживая природа. Примеры и отличительные признаки. Взаимосвязь и взаимовлияние живой и неживой природы. Основные компоненты живой природы. Отличие
царства растений (флоры) от царства животных (фауны). Их взаимосвязь и взаимовлияние.
Наука о животных — зоология. Многообразие царства животных. Животные
братья наши меньшие. Необходимость их защиты и охраны.
Практические занятия:
- Мини-тестирование "А знаешь ли ты...?"
- Игра "Аукцион"
- Игры — "Живое-неживое", "Птицы, рыбы, звери...", "Зоо-лото".
2. Сезонность в жизни животных.
2.1. Общие сведения о климате и сезонности природных явлений.
Климат (многолетний режим погоды) — основная характеристика любой
местности. Происхождение слова "климат" (от греч. klima — наклон (земной поверхности к солнечным лучам). Основные факторы, влияющие на климат: географическое положение местности, интенсивность солнечного излучения, близость к
морскому побережью, высота над уровнем моря, характер перемещения воздушных масс. Особенности Климата Урала. Сезон (время года) — часть года, характеризующаяся определенными явлениями природы. Ярко выраженная сезонность
нашего климата. Основные (зима, лето) и переходные (весна, осень) сезоны. Примеры географических областей с другими климатом и сезонностью.
Практические занятия:
- Игра "Путешествуем по карте".
- Видеофильм «Климатические зоны планеты».
9
2.2. Осень.
Осень — промежуточный сезон года между летом и зимой. Характерные
признаки — укорачивающийся световой день, постепенное похолодание (уменьшение солнечной радиации), регулярные осадки в виде дождя и снега. Осень —
время подготовки организмов к выживанию в суровых зимних условиях. Приспособление растений и животных к смене сезонов.
Растения. Листопад, веткопад, снижение биологической активности, наступление фазы покоя (деревья, кустарники, травы и их семена).
Насекомые. Различные способы зимовки — в виде яиц, личинок, куколок,
имаго. Осенние перелеты бабочек (репейница). Анабиоз — приспособление насекомых к неблагоприятным условиям внешней среды.
Земноводные и пресмыкающиеся. Подготовка к зиме. Способы и места зимовки. Оцепенение — приспособление хладнокровных организмов к неблагоприятным условиям.
Птицы. Разделение птиц по характеру пребывания на оседлых, и перелетных. Связь питания (насекомоядность, зерноядность, всеядность) с характером
пребывания. Способы накопления питательных веществ — ожирение (особенно
выражено у перелетных), запасание пищи (исключительно у оседлых — некоторые совы, врановые, синицы и поползни). Образование стай, формы стай, время
отлета и места зимовок у разных видов птиц (журавли, утки, гуси, кулики, скворцы).
Звери. Смена летнего меха на зимний. Различные способы запасания питательных веществ (ожирение, кладовые). Спячка — приспособительная особенность некоторых теплокровных животных (медведь, барсук, еж, суслики, летучие
мыши) к суровым условиям окружающей среды.
Практические занятия:
- Поход выходного дня "Наблюдение осенних явлений в природе"
- Лабораторная работа "Наблюдения за сменой меха у зайца-беляка в живом
уголке"
- Видеофильм "Осенние явления в природе"
- Инсценировки на тему осенней жизни животных "Жуки и бабочки", "Еж и
заяц", "Птичьи заботы", "Гусиный пастух"
- Игры "Орнитологический аукцион", "Птичья рыбалка"
- Викторина "Жизнь животных осенью"
- Творческая выставка работ в виде мозаичной газеты "Осенняя жизнь лесных обитателей"
2.3. Зима.
Зима — самый сложный для животных и растений сезон года, в нашей местности характеризующийся коротким световым днем, низкими температурами,
устойчивым снежным покровом.
10
Жизнь подо льдом. Формы существования и взаимодействие микроорганизмов, моллюсков, ракообразных, насекомых и рыб зимой. Оляпка, или водяной воробей — самая отважная зимующая птица. Звери — мирные обитатели (бобр, ондатра) и хищные посетители (выдра, норка) подводного царства.
Жизнь под снегом. Дождевой червь и его преследователь крот зимой. Полевки и мыши. Подснежные птичьи ночлеги (некоторые воробьиные и курообразные). Медвежья берлога. Рожденные зимой (об особенностях физиологии медвежат).
Жизнь на снегу. Насекомые на снегу (ледничник, совки, некоторые двукрылые). Снежная книга природы. Романтика следопытства. Заяц — один из самых
интересных и сложных авторов снежных посланий. Следы домашних животных.
Жизнь в кронах. Оседлые (живущие весь год) и зимующие у нас (появляющиеся с наступлением холодов) птицы. Объекты питания зимующих воробьиных
птиц (яйца, куколки, паутинные гнезда насекомых). Жизнь в режиме выживания.
Необходимость подкормки. Правила зимней подкормки птиц. Типы кормушек.
Взаимодействие животных — дополнительная возможность для выживания.
Зимние стаи, где птицам сытнее и безопаснее. Кедровки и белки. Клесты, белки и
мыши.
Практические занятия:
- Практическая работа "Следы животных зооуголка на снегу и бумаге"
- Экскурсия в парк с целью поиска и определения следов кошек, собак и
птиц
- Поход выходного дня "Фауна зимнего леса"
- Слайд-фильм "Эстетика зимнего леса"
- Игра "Фраза по кругу" (о правилах подкормки птиц)
-Игра «В мире птиц»
- Изготовление и установка подкормочного столика
- Постоянная подкормка птиц
- Практическая работа " Наблюдения за птицами на кормушке"
- Мини-инсценировки "Зимние стаи", "Белки и кедровки", "Клесты и мыши"
- Индивидуальное решение кроссворда "Животные зимой"
2.4. Весна.
Весна – промежуточный сезон года между зимой и летом. Характерные особенности весны – увеличение длины светового дня, повышение температуры, таяние снега. Определение приближения весны по изменению поведения животных
Растения. Окончание фазы покоя. Сокодвижение у деревьев. Цветение ивы.
Первоцветы (мать-и-мачеха, сон-трава, ветреница, гусиный лук, примула, фиалка).
Различные способы опыления раноцветущих растений. Связь растений и насеко-
11
мых.
Членистоногие. Появление первых насекомых (мухи, бабочки). Ранние бабочки: разнообразие (крапивница, многоцветница, павлиний глаз, адмирал, репейница, лимонница, траурница, пяденица-весенница, павлиноглазка, березовый шелкопряд) и местообитания. Жуки: жужелицы, усачи, хрущи. Клещи — внешний вид
и значение. Способы защиты от клещей.
Рыбы. Выход из оцепенения (линь, пескарь). Перемещения подо льдом. Весеннее икрометание (щука, окунь, ерш, лещ, пескарь).
Земноводные. Возвращение к жизни. Место, способы и сроки икрометания у
жаб, лягушек, тритонов и углозубов. Головастики и их питание.
Пресмыкающиеся. Сроки появления первых пресмыкающихся весной. Питание. Поиск пары и "семейная жизнь" пресмыкающихся. Откладка яиц, условия и
сроки инкубации.
Птицы. Возвращение птиц на родину. Весна — пора свадеб. Красивые ритуалы ухаживаний: танцы журавлей и чомг, тест на родительскую состоятельность
воробьев, виртуозные полёты Врановых. Голосовые реакции птиц. Видовая брачная песня самца. Функции песни. Разнообразие песен. Гнездостроительство. Привлечение птиц в города (изготовление и развешивание искусственных гнездовий,
создание кустарниковых зарослей в укромных уголках парков).
Звери. Пробуждение ото сна. Линька. Брачное поведение. Первые детеныши
(барсучата, бельчата, зайчата - настовики, волчата, лисята).
Практические занятия:
- Ведение дневника наблюдений за весенними явлениями
- Поход выходного дня "Весеннее пробуждение природы"
- Экскурсии в Хартоновский парк с целью наблюдения за весенним поведением птиц
- Изготовление совместными усилиями детей и руководителя эталонных искусственных гнездовий на занятии
- Изготовление искусственных гнездовий для птиц усилиями детей и их родителей (домашнее задание)
- Конкурс искусственных гнездовий под лозунгом "Наша семья — птичьей"
- Игровая практика «Повадки клеща»
- Развешивание искусственных гнездовий
- Игра «Пексесо» (двойные картинки) "Перелетные птицы"
- Участие в празднике "День птиц".
- Инсценировка рассказа В. Бианки "Лесные домишки"
- Решение кроссворда "Весна"
- Проверочная работа "Зоодиктант" (иллюстрации, голоса и повадки животных)
12
- Игра "Заверши рассказ"
2.5. Лето.
Лето — самый теплый и благоприятный для жизни животных и растений сезон года в нашей местности, характеризующийся длинным световым днем, положительными температурами, сравнительно малым количеством осадков (в виде
дождя). Для летней фауны характерны увеличение видового разнообразия и численности населения.
Увеличение видового разнообразия. Рост и цветение новых видов растений.
Связь с появлением новых видов насекомых.
Продолжение размножения. Массовое размножение насекомых. Летние поколения (пестрокрыльница изменчивая, павлиний глаз, лимонница...). Продолжение икрометания у некоторых видов рыб (судак, карп, линь). Откладка яиц и живорождение у ящериц и змей (июль, август). Установление теплой погоды и массовое появление насекомых - сигнал к размножению поздно прилетающих певчих
птиц: пеночек, славок, соловьев, камышевок. Повторные кладки и причины их появления. Появление потомства у зверей (лось, бобр, ласка, летучие мыши, мыши и
полевки).
Забота о потомстве. Отсутствие таковой у хладнокровных животных. Редкие
исключения из правила (коллективные насекомые, уховертки, колюшки). Ярко
выраженная забота о потомстве у птиц и зверей, как высокоорганизованных животных. Птицы — насиживание яиц, выкармливание птенцов, элементы обучения.
Звери — выкармливание детенышей. Совместная жизнь молодых и взрослых особей – «школа жизни» (медведи, волки, лисы...). Продолжительность детства у разных видов животных (связь с уровнем организации).
Практические занятия:
- Экскурсия в один из городских парков "Гнездовая жизнь птиц"
- Наблюдения у гнезд воробья и синицы
- Круглый стол "Лесные корреспонденты сообщают..."
- Выпуск стенгазеты "Лесная газета"
- Игра "В мире птиц"
- Зачетная игра "Рассказ с ошибками"
- Викторина "Летние заботы животных Урала"
3. Естественные и искусственные условия жизни животных.
3.1. Общая характеристика условий жизни животных.
Условия жизни животных: температура, влажность, освещенность, загрязнение, режим питания, взаимодействие животных между собой и с растениями. Искусственные и естественные условия жизни, их сходство и различие. Дикие и домашние животные и возможность изменения привычных для них условий суще-
13
ствования.
3.2. Жизнь озера.
Вода — специфическая среда обитания животных. Приспособления животных к водному образу жизни. Значение температуры и освещенности.
Аэрация — необходимое условие жизни для многих водных обитателей.
Пространственная структура населения пруда (нейстон, планктон, нектон и бентос). Взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов. Природное равновесие и причины его нарушения (естественные катаклизмы, вмешательство человека).
Правила поведения на экскурсиях к водоемам. Способы сбора и изучения
водных обитателей. Знакомство с экскурсионным и лабораторным оборудованием.
Изучение обитателей пруда по плану: внешний вид; поведение; питание;
особенности размножения; связи с другими организмами.
Обитатели пруда: простейшие (амебы, инфузории, сувойки), кишечнополостные (гидры), моллюски (катушки, прудовики, горошины.), ракообразные
(дафнии, циклопы, бокоплавы), паук серебрянка, жуки (плавунцы, вертячка, водолюб), водяные клопы (водомерка, водяной скорпион и гладыш), личинки насекомых (ручейников, стрекоз, мух, комаров), рыбы (караси, гольяны).
Практические занятия.
- Экскурсия на пруд с целью выявления видового разнообразия его обитателей (ловля планктона, нейстона, нектона и бентоса)
- Игра «Кто лишний?»
- Лабораторная работа с использованием микроскопа "Внешний вид и строение мельчайших обитателей пруда"
- Лабораторная работа "Влияние различных химических веществ на простейшие организмы"
- Обсуждение рассказов В. Бианки "Где раки зимуют?", "Зеленый пруд",
"Метельки, или 1000 и 1 день"
- Индивидуальные и групповые наблюдения за пойманными объектами:
"Строительство воздушного купола пауком-серебрянкой", "Поведение личинки
стрекозы", "Разнообразие личинок стрекоз " "Разнообразие построек ручейников"
"Клоп-скорпион и его личинка" "Поведение и питание клопа-гладыша" и т.д.
- Оформление наблюдений
- Выставка работ "Обитатели пруда"
3.3. Животные зооуголка
Отличие искусственных условий жизни от естественных. Ограничение свободы передвижения. Особенности режима питания и состава пищи. Особенности
взаимоотношений человека и животных. признаки стресса у животных. Особенности взаимоотношений животных между собой. Различные способы содержания
животных. Этические вопросы содержания животных в условиях неволи. Правила
14
поведения в живом уголке.
Изучение животных зооуголка по плану: внешний вид, питание, содержание, местообитания в природе, особенности размножения, родственные связи (обзор представителей отряда).
Животные зооуголка:
Звери: заяц-беляк, кролик, морская свинка, нутрия, домовая мышь, монгольская песчанка, иглистая мышь, крыса, обыкновенный и ушастый ежи, лесной хорь,
фуро.
Птицы: волнистый попугай, канарейка, куры-бентамки, перепела.
Пресмыкающиеся: среднеазиатская, болотная, и красноухие черепахи, ящерицы: живородящая и веретеница, уж.
Земноводные: африканские шпорцевые и другие лягушки, жабы, углозуб,
тритоны. Рыбы живородящие и мечущие икру. Ракообразные. Моллюски.
Практические занятия:
- Наблюдение и уход за животными зооуголка
- Дрессировка крыс, кролика и зайца
- Фильм "История одомашнивания животных"
- Беседа по рассказу Р. Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе"
- Видеофильмы "Звери", "Пресмыкающиеся и земноводные", "Обитатели аквариумов"
- Экскурсия на базе зоопарка "Содержание животных в условиях зоопарка"
- Игра «Диксит-зоо»
- Устные игры: "Дрессировщики и животное", "Угадай животное"
- Дискуссия о содержании животных в условиях неволи (с использованием
материалов книг Дж. Даррелла, Б. Гржимека и М. Прайор)
- Викторина "Домашние животные"
- Решение кроссворда "Животные зооуголка"
Итоговое занятие.
Конкурс на звание "Лучший знаток животных" (проводится в виде ряда последовательных заданий от групповых к индивидуальным с последующим
награждением победителя и отличившихся знаниями ребят)
3. Планируемые результаты освоения программы.
3.1. Предметные (образовательные) результаты
Должны знать:
1. Отличительные признаки природных и рукотворных объектов.
2. Отличительные представителей живой и неживой природы.
4. Общие сведения о климате и сезонности природных явлений.
5. Основные характеристики сезонов года в нашей местности.
6. Видовые особенности 10-15 видов растений, 30-40 видов беспозвоночных,
15
8-10 видов рыб, 10-12 видов земноводных и пресмыкающихся, 30-40 видов птиц и
12-15 видов млекопитающих местной фауны.
7. Голосовые реакции 10-12 видов птиц.
8. Приспособления растений и животных к смене сезонов.
9. Особенности сезонной жизни животных.
10. Правила изготовления и установки искусственных гнездовий.
11. Внешний вид, формы существования и особенности взаимодействия жителей водоема зимой и летом.
12. Необходимые условия жизни животных.
13. Общие правила содержания животных в домашних условиях.
14. Особенности внешнего вида, питания, содержания и размножения животных зооуголка.
15. Правила поведения и технику безопасности во время экскурсий и походов.
16. Правила пользования экскурсионным и лабораторным оборудованием.
17. Правила проведения наблюдений за животными в природе и в зооуголке.
Должны уметь:
1. Продемонстрировать на примерах взаимосвязь и взаимовлияние живой и
неживой природы, растений и животных.
2. Различать объекты живой и неживой природы, представителей царств
растений и животных, искусственные и природные объекты.
3. Определять 10-15 видов растений, 30-40 видов беспозвоночных, 8-10 видов рыб, 10-12 видов земноводных и пресмыкающихся, 30-40 видов птиц и 12-15
видов млекопитающих местной фауны.
4. Определять по голосу 10-12 видов птиц.
5. Осуществлять уход за домашними животными.
6. Давать грамотные рекомендации по уходу за домашними животными.
7. Узнавать следы некоторых животных (некоторых птиц, мышей,
зайца, кошки, собаки)
8. Изготовлять и устанавливать при искусственные гнездовья (при помощи
взрослых).
9. Правильно вести себя во время экскурсий и походов.
10. Пользоваться экскурсионным и лабораторным оборудованием.
11. Проводить наблюдения и анализировать их результаты.
3.2. Метапредметные (развивающие) результаты
развитие наблюдательности, внимания
развитие аналитических способностей
развитие научного мышления и мировоззрения;
развитие исследовательской позиции
16
развитие навыка исследовательской деятельности;
развитие культуры общения и коммуникативных навыков.
3.3. Личностные (воспитательные) результаты:
навыки сотрудничества, поддержки, эмпатии;
навыки коллективного труда;
развитие регулятивных навыков;
освоение познавательной и личностной рефлексии;
умение включаться в коллективную работу;
формирование качеств личности – ответственности, трудолюбия, доброжелательности, толерантности, коммуникабельности.
17
4. Организационно-педагогические условия реализации
программы
4.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование
Учебные помещения
Лекционный зал
Помещение
для
живого
уголка/аквазоолаборатории
Дидактические тренажёры*
Аква-зоолаборатория /живой уголок
(40-50 видов животных)
Харитоновский парк (до 100 видов животных
и растений)
Окрестности Екатеринбурга (выходы в природу – до 200 видов растений и животных)
Канцелярские принадлежности
Тетради, ручки, карандаши, фломастеры
Полевой дневник
Наглядные пособия
Коллекции
насекомых
перьев
чучел птиц
следов жизнедеятельности животных
яиц
гнёзд
Наглядные пособия
Технические средства
Персональный компьютер /педагога
Персональный компьютер/учащихся
Телевизор
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Бинокли
Микроскопы
Эндоскоп (инструмент для проверки дупел)
Гнездоскоп (инструмент для проверки открытых
гнёзд)
Кол-во занятий, шт
Использование
за курс, %
1
1
30
30
1
30
1
30
1
10
15
15
50
30
20
10
78
25
45
35
5
5
20
10
5
10
1
4
1
1
1
15
15
1
1
30
30
30
10
10
30
5
10
10
18
Цифровая камера с 50 кратным увеличением
Перечень информационного обеспечения для занятий
Полевой определитель птиц
Рябицев В. К. Птицы тундры. - Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1986. - 192 с.
Красная книга Свердловской области. Животные,
растения, грибы. - Екатеринбург: Баско, 2008.
Определитель следов животных. Формозов А. Н.
Спутник следопыта. - М.: Изд-во МГУ, 2009, 320 с.
Михеев А. В. Определитель птичьих гнезд. - М.:
Просвещение, 1975. - 171 с.
Иванов А. И., Штегман Б. К. Краткий определитель
птиц СССР. - Л.: Наука, 2012. - 560 с.
Аудиальные дидактические средства
Записи голосов птиц: "Голоса птиц в природе", "Голоса птиц Западной Европы", "Птицы России — определитель по голосам"
Визуальные дидактические средства
Видеотека (видеофильмов)
Картотека цветных рисунков и фотографий животных(250 единиц)
Плакаты и таблицы
Мультимедийные дидактические средства
Определители животных ассоциации «Экосистема»
Определитель птиц «Птицы России», В.К. Рябицев,
О.А. Вепринцева
Игры «Следы животных», разработка Дарвиновского музея
Разработки игр на Смарт-доске «Спячка животных», «Животные Красной книги», «Синицы Урала», анаграмма «Грызуны»
Программно-методическое обеспечение (игры,
разработки)
Сценарии миниатюр "Богомол и палочник", "Птичьи гнёзда"
Дидактическая разработка "Зимние стаи"
Дидактические игры
1.«Зоолото»
2.Пексесо (парные картинки) — "Звери", "Птицы",
"Хищные птицы", "Насекомые"
1
50
15
30
15
10
5
10
5
10
2
3
10
12
1
10
1
5
10
1
1
5
5
1
5
4
5
2
2
1
2
10
19
3.Игра «Птичья рыбалка»
4.Игра-коммуникатор «DIXIT-зоо»
5.Настольная игра «В мире птиц»
6.Игра «Кто лишний?»
Кроссворды:
«Рептилии», «амфибии», «Перелётные птицы»,
«Животный мир России», «По следам лесных зверей и птиц»
10
5
*Дидактические тренажёры – дидактические средства, создающие условия
для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков.
4.2 Формы аттестации/контроля
Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие успешную реализацию
программы классифицированы по организационному принципу, предложенному
Ю.К.Бабанским.
а) Методы организации учебно-познавательной деятельности демонстративно насыщенная лекция, эвристическая беседа, опорные сигналы, лабораторная работа, наблюдения в природе и зоолаборатории, исследовательская
деятельность учащихся.
б) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности - создание
ситуации успеха, метод вербального и материального (книги) поощрения, постановка системы перспектив, включение в научные и творческие проекты взрослых.
в) Методы организации взаимодействия учащихся – работа в группах, психологический тренинг, взаимные задания, организация работы учащихся консультантов, взаимоподготовка в группах, участие в фестивалях, совместных творческих проектах, походах, экспедициях, создание ситуации совместных переживаний, обеспечение преемственности поколений юных зоологов.
г) Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности –
фронтальный опрос с элементами беседы, игровые методы, решение кроссвордов,
тестирование, викторины, опросы по коллекционному материалу, участие в конкурсах, олимпиадах, творческих выставках, учебно-исследовательских конференциях.
Промежуточный контроль знаний осуществляется чаще всего в игровой
форме (викторина, эвристическая игра и т.п.), в форме решения кроссвордов, а
также во время экскурсий и опросов по коллекционному материалу. Итоговый
контроль реализуется в форме игр, выставок, конференций. В коллективах детей
среднего школьного возраста с целью активизации познавательной деятельности
детей применяется система перманентного контроля, которая осуществляется путем организации соревнования с использованием жетонной системы оценки зна-
20
ний и деятельности каждого и с поощрением победителей в конце года или полугодия.
В календарно-тематическом планирование указаны формы аттестации и
промежуточного контроля к каждой из тем.
4.3. Оценочные материалы Оценка результативности обучающихся по образовательной программе в целом осуществляется по 12 бальной системе и имеет
три уровня
оценивания:
Высокий (10-12 баллов);
Средний (5-10 баллов);
Достаточный (1-4 балла)
Критерии выявления образовательных результатов обучающихся:
1 Владение теоретическими знаниями.
2 Применение знаний, умений, навыков в практике.
3 Креативность и творчество мышления.
4.Победы на конкурсах разных уровней
Каждый критерий оценивается от 1-3 баллов. Общий балл оценки
обученности составляет сумма баллов по всем критериям.
Максимальное количество баллов – 12
4.4. Характеристики уровней освоения программы
Высокий уровень: от 10 до 12 баллов:
- свободное оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными
на занятиях
- активное восприятие теоретической информации;
- высокая активность, быстрота включения в деятельность, инициативность;
- большая степень самостоятельности и качество выполнения заданий
- широта кругозора;
- творческое отношение к выполнению практического задания;
- развитость исследовательских способностей.
- высокая степень самостоятельности при выполнении заданий (ребёнок
редко нуждается в дополнительной помощи педагога;
- есть победы в интеллектуальных конкурсах
Средний уровень от 5 до 10 баллов:
- хорошее оперирование знаниями, умениями и навыками,
полученными на занятиях;
- средняя степень активности и инициативности;
- средняя степень самостоятельности при выполнении заданий (учащийся
часто нуждается в дополнительной помощи педагога);
- есть участие интеллектуальных конкурсах
21
Достаточный уровень: от 3 до 5 баллов:
- слабое оперирование знаниями, умениями, полученными на занятиях;
- низкая активность включения в деятельность, выполняет
работу только по отдельным заданиям;
- низкая степень самостоятельности при выполнении заданий (учащийся постоянно нуждается в дополнительной помощи педагога
- обучающийся проявляет интерес к деятельности, но его активность
наблюдается только на отдельных этапах работы
- есть намерения участвовать в интеллектуальных конкурсах
На основе данных критериев осуществляется дифференцированная работа с
обучающимися с использованием личностно-ориентированного подхода.
5. Литература
5.1. Литература, рекомендованная для обучающегося
1. Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. — М.: Мысль, 2012. — 463 с.
2. Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие, или Звери. — М.: Мысль,
1988. — 445 с.
3. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. —
М.: Мысль, 2012. — 462 с.
4. Бёме Л. Б. Жизнь птиц у нас дома. — М.: Лесн. пром-сть, 1015. — 152 с.
7. Бианки В. В. Лесная газета. — М.: Издательский дом Мещерякова, 2017. — 122
с.
8. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. — М.: Просвещение, 2001. —
240 с.
9. Благосклонов К. Н. Птицы в неволе. — М.: Учпедгиз, 1960.236 с.
11. Большаков В. Н. Звери Урала. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2016. —
136 с.
13. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. — М.: Терра, т. 2: Птицы. — 1996. — 324 с..
14. Второв П. П., Дроздов Н. Н. Определитель птиц фауны России: Пособие для
учителей. — М. Просвещение, 2000. — 256 с.
16. Голованова Э. Н. Мир птиц. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — 176 с.
20. Дерим-Оглу Е. Н. Рассказы о лесных птицах. М.: Московский рабочий, 1971.
— 256 с.
22. Жизнь животных: В 7 т. — М.: Просвещение, 1989.
23. Заянчковский И. Ф. Пернатые друзья и помощники. — Челябинск: Юж.-Урал.
кн. изд-во, 1986. — 128 с.
24. Ильичев В. Д., Бутьев В. Т., Константинов В. М. Птицы Москвы и Подмосковья. — М.: Наука, 2016. — 272 с.
28. Красная книга Свердловской области. Животные, растения, грибы. — Екате-
22
ринбург: Баско, 2008.
32. Мальчевский А. С. Орнитологические экскурсии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,
1981. — 296 с.
33. Михеев А. В. Определитель птичьих гнезд. — М.: Просвещение, 1975. — 171
с.
36. Рахманов А. И. Птицы — наши друзья. — М.: Росагропромиздат, 1989. — 224
с.
37. Руковский Н. Н. По следам лесных зверей. — М.: Дрофа, 1981. — 160 с.
38. Рябицев В.К. «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири», Екатеринбург.
Издательство Уральского Университета» 2008 год. 634 с.
39. Сосновский И. П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной
книги. — М.: Энергоатомиздат, 2012. — 368 с.
40. Феликс И. Птицы садов, парков и полей. — Прага: Артия, 2000. — 183 с.
41. Формозов А. Н. Спутник следопыта. — М.: Изд-во МГУ, 2009, 320 с.
5.2. Литература, используемая педагогом
1. Бабенко В. Г., Кузнецов А. А. Береги природу!: Птицы Красной книги СССР.М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
2. Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В
2-х т. — М.: Мир, 2015.
3. Биологический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия,
1989. — 864 с.
4. Ильичев В. Д., Карташев Н. Н., Шилов И. А. Общая орнитология. — М.: Высшая школа, 1982. — 464 с.
5. Кузнецов Б. А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Пособие
для учителей. — М.: Просвещение, 1975. — 208 с.
6. Кузнецов Б. А., Чернов А. З., Катонова Л. Н. Курс зоологии. — М.: Агропромиздат, 1989. — 398 с.
7. Мальчевский А. С., Голованова Э. Н., Пукинский Ю. Б. Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — 208с
8. Молис С. С., Молис С. А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные. — М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
9. Семаго Л. Л. Птицы России. — М.: Россия, 2012. — 175 с.
5.3 Электронные ресурсы
№
п/п
1.
Тема и название ресурса
Адрес доступа
Методические ресурсы
Единая коллекция образо- http://school-collection.edu.ru/catalog/
вательных ресурсов
23
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Образовательный портал
https://infourok.ru/
Материалы по экологии и природоведению
Школа юннатов. Традиции http://www.unnat.ru/
русского природоведения
Экологический Центр
http://ecosystema.ru/
«Экосистема»
Журнал «Юный натураhttp://unnaturalist.ru/
лист»
Красная книга России:
https://redbookrf.ru/
сайт
Красная книга Свердловhttps://mprso.midural.ru/article/show/id/1091
ской области
1001 викторина. Флора и
https://1001viktorina.ru/cat/c83
фауна
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования: высшее биологическое образование, прошедшим профессиональную переподготовку по специальности педагог дополнительного образования
Приложение 1
Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни
9
Окончание учебного года
36
70
4
144
16
20
15.09.2023
31.12.202308.01.2024
31.05.2024
Календарно-тематическое планирование по программе «Зоолог-исследователь. Старт»
№
п/п
2023
Дата
4.09-
Содержание программы
КолТема
во
практической
часов
части
Экскурсия по ГДЭЦ
Знакомство с ГДЭЦ
1/3
(оранжереи, аквазоВведение в программу
олаборатория).
Взаимосвязь и взаимовлияние живой и нежи1
«Живое-неживое»
вой природы
Тема
теоретической
части
1
5.09
2
11.09
Климат и сезонность
3
12.09
Осенние явления
Колво
часов
2/3
2
Форма
занятия
Место проведения
Форма
контроля
Коллективная,
Экскурсия
Кабинет, оранжерея,
зооуголок, ПК.
Опрос
Групповая,
Игра
Кабинет, ПК,
зооуголок
Игра
1/3
Климатические явления Харитоновского
парка
2/3
Коллективная,
экскурсия
Кабинет, ПК,
Коллекционный
материал
Опрос Фраза по
кругу»
1
Насекомые и звери
Харитоновского парка
2
Коллективная,
Экскурсия,
Кабинет, ПК
Знаковый
тест
25
4
18.09
Жизнь пруда
1/3
5
19.09
Жизнь пруда
1
6
25.09
Водные обитатели
7
26.09
Подготовка животных к
зиме.
1
8
01.10
Осенние перелёты птиц
1/3
02.10
Разнообразие перелётных птиц на Урале
09.10
Растения.
веткопад.
11
10.10
Насекомые. Различные
способы зимовки.
12
16.10
13
17.10
9
10
Листопад,
Насекомые. Подготовка
к зиме
Земноводные и пре-
1/3
1
Отлов
пруда
обитателей
Лабораторное изучение обитателей пруда
Выпуск газеты
Осенняя смена меха
Определение птиц в
Харитоновском парке.
Птицы Урала
«Безлистные побеги в
Харитоновском парке»
1
«Домики для насекомых».
1
2
2/3
1/3
1/3
2/3
Харитоновский
парк, коллекционный материал
Экспресс-тест
Лабораторная
работа
.Харитоновский
парк, коллекционный материал
Кроссворд
Харитоновский
парк, коллекционный материал
Стенгазета
Творческая
стерская
ма-
2
Коллективная,
Лабораторная
работа
Зоолаборатория.
Игра
2/3
Коллективная,
Дидактическая
игра, тренинг
Кабинет,
Коллекционный
материал, бинокли.
Беседа
2
Коллективная,
Лекция,
Лабораторная
работа
Кабинет,
Коллекционный
материал, бинокли.
Кроссворд
2/3
Коллективная,
Игра,
Кабинет,
зоолаборатория
Кроссворд
Коллективногрупповая
Кабинет,
камни, песок, глина, вода.
Коллективная,
Игра
Индивидуально-
Кабинет,
зоолаборатория
Кабинет,
2
«Кто как ходит?»
2/3
Практика
2
«Узнай
Групповая,
Экскурсия
Опрос
Беседа
Кроссворд
26
смыкающиеся Различные способы зимовки
змею»
групповая
Исследовательская работа
Коллекция
запахов, натуральные
продукты
Кабинет, микроскоп,
коллекция
перьев
Опрос
Кабинет, микроскоп,
коллекция
перьев
Экспресс-тест
Кабинет,
видеопроектор.
Игра
Музей ИЭРиЖ
Викторина
Кабинет,
Видеопроектор,
зоолаборатория
Знаковый тест
14
23.10
Птицы.
Разделение
птиц по характеру пребывания на оседлых, и
перелётных.
15
24.10
Полет – приспособление к передвижению по
воздуху.
1
Практика по изготовлению крыла «Икар».
2
16
30.10
Образование стай, формы стай, время отлета и
места зимовок
1/3
«Южные континенты
– второй дом наших
птиц».
2/3
17
31.10
Животные Урала в музее Института экологии
растений и животных
1
Знакомство с коллекцией музея
2
18
06.11
Звери. Смена летнего
меха на зимний.
1/3
Лабораторная работа
«Сравни мех зверей»
2/3
19
07.11
Зооуголок, как пример
искусственной среды.
1
«Знатоки домашних
животных
2
Групповая
Кабинет,
Видеопроектор,
зоолаборатория.
Викторина
20
13.12
Животное – живой организм. Признаки живого: питание, дыхание,
рост, размножение, клеточное строение
1/3
Наблюдение за животными аквазоолаборатории ГДЭЦ.
2/3
Групповая
Кабинет,
Видеопроектор,
зоолаборатория
Игра
21
14.11
Беспозвоночные
уголка
2
Групповая
22
20.11
Пресмыкающиеся зооуголка
2/3
Групповая
23
21.11
Птицы в неволе
2
Групповая,
зоо-
1/3
«Узнай о перелётности по клюву»
2/3
Индивидуальногрупповая
Лабораторная
работа
Коллективная,
Творческая работа
1
1/3
1
Наблюдение за животными аквазоолаборатории ГДЭЦ.
Наблюдение за животными аквазоолаборатории ГДЭЦ.
Наблюдение за животными аквазоолаборатории ГДЭЦ.
Групповая, экскурсия в парк
Групповая, экскурсия
в
ИЭРиЖ
Индивидуальногрупповая,
Лабораторная
работа,
Кабинет,
Видеопроектор,
зоолаборатория
Кабинет,
Видеопроектор,
зоолаборатория
Кабинет,
Видеопроектор,
зоолаборатория
Опрос
Тест
Игра
27
24
27.11
Звери зооуголка
25
28.11
Заключительное занятие «Животное в природе и дома».
26
Декабрь,
1-я неделя
Исследования
и
наблюдения в природе
27
Декабрь,
2-я неделя
Разнообразие наук о
живом
28
Декабрь,
2-я неделя
Наука о животных зоология.
29
Декабрь,
3-я неделя
Зима – сложный период в жизни животных и
растений
30
Декабрь,
3-я неделя
Жизнь подо льдом
31
Декабрь,
4-я неделя
(занятия объединены)
32
1/3
Наблюдение за животными аквазоолаборатории ГДЭЦ.
2/3
1
«Зоолото», «Чьи это
детки?»
2
Коллективная,
Дидактическая
игра
Экскурсия по ГДЭЦ
(оранжереи, зооуголок).
1
Коллективная,
Экскурсия
1
Игра «Птицы рыбы
звери: науки»
2
Групповая,
Игра
-
Практика:
«Найди
приспособленное
к
условиям Ср. Урала
животное
1
Коллективная,
групповая
1
Практика по поиску
зимних явлений
2
Групповая
Коллективногрупповая,
экскурсия
Коллективногрупповая,
Беседа,
Экскурсия
Кабинет,
Видеопроектор,
зоолаборатория
. Кабинет,
Видеопроектор,
зоолаборатория
Кабинет, оранжерея,
зооуголок
Кабинет,
зооуголок,
парк
Кроссворд
Викторина
Игра-знакомство
«Снежный ком»
Игра
Кабинет,
зооуголок
Опрос «Фраза по
кругу»
Кабинет,
зооуголок,
парк
Наличие рисунка:
«Зимнее явление
природы»
Кабинет,
парк
Наличие продукта:
«Рассказвпечатление»
1/3
Практика «Заглянем в
лунку»
2/3
Жизнь в кронах
1
Экскурсия в лесопарк
«Фауна зимнего леса»
3
Коллективная,
экскурсия
Лесопарк
Наличие продукта
«Перечень птиц»
Декабрь,
5-я неделя
Жизнь на снегу.
Заключительное занятие.
1
Костюмированный
праздник
«Зимние
обитатели леса»
2
Коллективная
Кабинет
Праздничная викторина
Январь, 1-я
неделя
Праздничные дни.
1
Экскурсия в парк с
«Найди следы»
Практическая работа
"Следы
животных
зооуголка на снегу и
бумаге"
2
Коллективная,
Дидактическая
игра
Кабинет,
зооуголок,
парк
Творческое задание: «Кто последний прошёл
по полянке?»
1/3
Коллективная,
Дидактическая
Кабинет,
зооуголок,
Игра
33
Январь,
2-я неделя
Жизнь на снегу
34
Январь,
2-я неделя
Жизнь
зимой.
зайца-беляка
2/3
Игра: «Путь зайца»
28
игра
35
Январь,
3-я неделя
Жизнь под снегом
1
Практическая работа
«Построй нору для
ежа»
2
Коллективная,
парк
Кабинет,
зооуголок,
парк
Викторина
«Животные
мой»
зи-
3. Естественные и искусственные условия жизни животных.
3.1. Общая характеристика условий жизни животных 4 ч (2 ч. теории-2 ч практики)
36
Январь,
3-я неделя
Общая характеристика
условий жизни животных
37
Январь,
4-я неделя
Дикие и домашние животные
38
Январь,
4-я неделя
Животные в природе:
Подкормка насекомоядных птиц.
3940
Январь,
Февраль, 1-я
неделя
(занятия объединены)
Животные в
природе.
Наблюдения за птицами на кормушке
41
Февраль,
2-я неделя
Зимние обитатели парка. Птицы
42
Февраль,
2-я неделя
Зимние обитатели парка. Звери
43
Февраль,
3-я неделя
Животные зооуголка
Характеристика искусственных
условий
жизни
44
Февраль,
3-я неделя
Животные зооуголка.
Кролики и грызуны
45
Февраль,
4-я неделя
46
Февраль,
4-я неделя
Животные зооуголка.
Хищные и насекомоядные
Животные зооуголка.
Птицы
2
1/3
Практическое занятие
Коллективная,
«Создай среду для
2
групповая
животного»
Практическая работа
Коллективная,
«Выявление признагрупповая
ков одомашнивания»
3.2. Животные в природе 9ч. (3+6)
«Изготовление
мушки»
кор-
2/3
Коллективная,
Творческая работа
Экскурсия в лесопарк
Экскурсия в парк
Коллективная,
1
«Выявление обитате3
наблюдение
лей окрестностей города»
Экскурсия в парк
Индивидуально1
«Выявление
диких
2
групповая,
обитателей города»
наблюдение
Экскурсия в парк
Индивидуально2/3
«Выявление
диких
1/3
групповая,
обитателей города»
наблюдение
3.3. Животные зооуголка 20 ч. (7+13)
ИндивидуальноПрактическая работа
групповая,
1
«Создай среду для
2
творческая рабоживотного»
та
Практика: «ВыявлеКоллективно-1/3
ние типов активности
2/3
групповая
у животных»;
Коллективно-1
Дрессировка хорька;
2
групповая
1/3
Уход за птицами и
правила осмотра
2/3
Коллективно-групповая
Кабинет,
зооуголок
Наличие продукта
«среда для животного»
Кабинет,
зооуголок,
парк
Опрос
Кабинет,
зооуголок,
парк
Наличие продукта:
«Самодельная
экспресскормушка»
Лесопарк
Наличие продукта
«Дневник наблюдений на кормушке»
Кабинет,
парк
Наличие продукта:
«Стенгазета»
Кабинет,
парк
Тест
Кабинет,
зооуголок.
Наличие продукта:
«Макет среды для
животного»
Кабинет,
зооуголок.
Отчет
Кабинет,
зооуголок.
Игра «Дрессировка»
Кабинет,
зооуголок.
Опрос
29
47
Февраль- март
1-я неделя
Животные зооуголка.
Пресмыкающиеся
1
Оборудование террариума
2
Коллективно-групповая
48
Февраль- март
1-я неделя
Животные зооуголка.
земноводные
2/3
Дискуссия о содержании животных в
условиях неволи
1/3
Коллективно-групповая
49
Март
2-я неделя
Рыбы. Ракообразные.
Моллюски.
1
Уход за аквариумами
2
Коллективно-групповая
50
Март,
2-я неделя
Животные зооуголка.
Насекомые.
2/3
Уход за насекомыми
зооуголка
1/3
Коллективно-групповая
5152
Март, 3-я неделя (занятия
объединены)
Содержание животных
в условиях зоопарка"
1
Экскурсия в зоопарк
3
Коллективная
53
Март,
4-я неделя
Характерные
ности весны
1
Экскурсия
«Весенние
природы»
2
Коллективно-групповая
Март,
4-я неделя
Март-апрель,
1-я неделя (занятия объединены)
Возвращение перелетных птиц
1/3
Праздник «День птиц»
1
57
Апрель,
2-я неделя
Привлечение
города.
1
58
Апрель,
2-я неделя
Весна. «Весенняя демонстративная песня
птиц»
59
Апрель,
3-я неделя
Гнездостроительство,
Расположение гнезд
60
Апрель,
3-я неделя
Разнообразие птиц
61
Апрель,
4-я неделя
Сокодвижение у растений,
62
Апрель,
4-я неделя
Первоцветы
54
5556
особен-
птиц в
2/3
1
1/3
в парк
явления
Кабинет,
зооуголок.
Зоодиктант
Кабинет,
зооуголок.
Игра «угадай животное»
Кабинет,
зооуголок.
Кабинет,
зооуголок.
Анаграммы
«Обитатели аквариума»
Кроссворд "Животные зооуголка"
Кабинет,
парк
Викторина " Животные зоопарка"
Кабинет,
парк
Наличие продукта:
«Перечень весенних явлений»
2/3
Коллективно-групповая
Кабинет,
парк
Кроссворд
Экскурсия
3
Коллективная,
Лабораторная
работа
Библиотека имени
Белинского
Викторина
Изготовление искусственного гнездовья
2
Коллективная,
Опытисследование
Кабинет,
парк
Кроссворд «Перелетные птицы»
1/3
Групповая,
Конкурс-
Кабинет,
парк
Интерактивная
игра «Узнай птицу по голосу
2
Групповая
Кабинет,
парк
Отчет о наблюдениях
2/3
Групповая
Кабинет,
парк
Стенгазета
Кабинет,
парк
Кабинет,
парк
Наблюдения в парке
Экскурсии в парк
«Весеннее
пение
птиц»;
Практика «Наблюдения за гнездами дроздов»
Наблюдения в парке
1
Практика «Пробуждение растений»
2
Коллективно-групповая
1/3
Картирование первоцветов парка
2/3
Коллективно-групповая
Наличие продукта: «Поэтическое
название растений»
Наличие продукта: «Карта перво-
30
цветов»
Апрель,
5-я неделя
Весенние взаимодействия животных.
1
Апрель,
5-я неделя
Май, 1-я неделя, укороченная
Правила наблюдения у
гнезд
-
Рыбы, земноводные и
рептилии
1/3
6667
Май,
2-я неделя
Синхронный учет воробьев.
1
68
Май,
3-я неделя
Лето – благоприятный
период жизни животных Разнообразие Членистоногие
1
69
Май,
3-я неделя
Забота о потомстве
-
70
Май,
4-я неделя
Видовое разнообразие
птиц
1
71
Май,
4-я неделя
Наблюдения у гнезд
-
Май,
5-я неделя
Конкурс на звание
"Лучший знаток животных Среднего Урала»
63
64
65
Практика «Голосовая
и визуальная провокация»
Строительство
гнещзда
Практическая работа
«Отлов
обитателей
пруда»
Освоение
метода
синхронного
учета
воробьев,
практика
определения видов
Игровая
практика
«Повадки клеща»
Коллекционирование
Наблюдения у гнезд
Круглый стол "Лесные корреспонденты
сообщают..."
Исследование
«Частота
кормления
птенцов дрозда»
Коллективно—
групповая,
эксперимент
Кабинет,
парк
Игра
Коллективно—
групповая,
наблюдения
Кабинет,
парк
Наличие продукта: «Перечень и
описание видов»
3
КоллективноГрупповая
Кабинет,
парк
Наличие результатов учета и картирования
2
Коллективная
Кабинет,
Парк
Беседа
1
Групповая, индивидуальная
Кабинет,
Парк
2
Коллективно
Групповая
Кабинет,
Парк
1
Индивидуальногрупповое
Парк
Отчет
Коллективная,
Игра- конкурс
Кабинет,
зооуголок,
парк
Викторина
2
1
2/3
Наличие продукта
«Заполненная
гнездовая карточка»
Выпуск стенгазеты "Лесная газета"
Итоговое занятие 3ч (0+3).
72
1
Конкурс на звание
"Лучший знаток животных
2
Приложение 2
Примеры форм контроля
Входящий контроль. Тест: «Прояви знания и сообразительность»
Методика оценки: Максимальная оценка 12 баллов,
за полный ответ - 1 балл, за неполный ответ – 0,5 балла
1) Живыми можно считать:
a. Птицу
b. Перо
c. Огонь
d. Гриб
2) Какие птицы обитают на Среднем Урале:
a. Кряква
b. Индюк
c. Зеленушка
d. Глухая кукушка
3) Что общего у чайки, крачки и утки
4) Птицы улетают на юг, так как больше всего боятся (1 ответ)
a. Холода
b. Голода
c. Одиночества
5) На среднем Урале в спячку впадают:
a. Медведь
b. Крот
c. Белка
d. Мышь
6) Назови 5 птиц, которые друг другу не родственники (или максимально
далекие родственники)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
7) Что значит выражение: «Есть много способов пахнуть скунсом»
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
8) Приведите аналог поговорке южноамериканских индейцев «Лягушка не
выпивает пруд, в котором живет»_________________________________
9) Приведи пример самого загадочного события, связанного с животными,
которое произошло в твоей жизни________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
32
10)
Разгадай шараду: Первый слог – то, что на земле валяется, второй
слог – то, что в Волгу вливается, а целым словом птица называется (сорока)
11)
Как оригинально можно назвать громкое карканье вороны_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
12)
Создай классификацию животных (то есть, раздели на 2 группы по
определенному признаку. Можно проделать это несколько раз, если взять
различные признаки): корова, белка, тюлень, дрозд, курица, оса, пчела
Промежуточный контроль.
Викторина Зимующие насекомоядные птицы
Методика оценки: Максимальная оценка 12 баллов,
за каждый правильный ответ – по 1 баллу,
за полный ответ на вопрос – 2 балла
6
1
2
3
7
8
10
5
9
4
К О О П Е
Р А Ц И
Я
1. Мелкая синица с белым пятном на затылке, которую на западе называют Black tit –
чёрная синица
2. Птица, которая может перемещаться по стволу дерева как вверх, так и вниз
головой
3. Самая маленькая птица наших лесов
4. Мелкая насекомоядная птица с серповидным клювом
5. Птица, питающаяся зимой как насекомыми, так и семенами хвойных деревьев.
33
6. Птица с голубой шапочкой на голове
7. Синица с хохолком.
8. Синица, которая чаще других встречается в городе
9. Буроголовая …
10. Второе название обитающей на Среднем Урале гаички.
Вопрос: Объясни, зачем зимующие насекомоядные птицы, которые фигурируют в кроссворде, осенью и зимой объединяются в стайки?
Итоговый контроль: конкурс на лучшего знатока животных Среднего Урала
Рассказ с ошибками «Прогулка наблюдательного Ивана»
Методика оценки: максимальное число баллов – 12, позиция, отмеченная * не
оценивается.
Жил был парень в одной деревне и звали его Иван. Пошел он как-то в лес погулять и много интересного там увидел.
Сначала он обратил внимание на хохлатую синицу, которая суетилась около
своего гнезда. Гнездо ее – аккуратная корзинка – расположено было на боковой
ветке сосны невысоко над землей (1). Не стал Иван беспокоить синицу, пошел
дальше и сразу чуть не наступил на гнездо королька (2). Маленькая желтоголовая пичуга притворилась раненной чтобы отвести Ивана от гнезда (3).
Пошел Иван дальше и увидел колонию певчих дроздов, которые сразу
подняли страшный гвалт (4). В этом случае Иван предпочел побыстрее удалиться. А то, неровен час – обрызгают пометом (5). Эти птицы такие – ни перед чем
не остановятся, когда гнездо защищают (6). Недалеко от колонии певчих дроздов Иван услышал красивую песню дрозда белобровика. Пошел на звуки и увидел, как птица с белой бровью над глазом и пестринами на груди нырнула в
дупло (7).
Вышел Иван из леса, смотрит – среди поля стоит огромная береза, а на конце
одной из ее веток висит белая варежка. Сначала Иван удивился, но потом понял
– не рукавица это, а гнездо. Чье же оно? Начал искать глазами. "А-а-а, вот и хозяин – черноголовый чекан неподалеку беспокоится (8). Ну и умница этот чекан" – подумал Иван - "Специально такое гнездо сделал, чтобы деток своих баюкать"(9).
Пошел Иван дальше и вышел на берег реки. Стал камушки с песка поднимать
и в реку бросать. Поднял очередной камень, смотрит - а это яйцо. Вспомнил тут
Иван, как в детстве учительница им рассказывала про водяного воробья или
оляпку. В воду она ныряет и под водой бегает. Это, наверное, ее яйцо (10). Вот
глупая птица! Бросила яйца прямо на песке – подходи и бери (11). Удивился
Иван и пошел обратно домой.
34
Путь его снова лежал через лес. В одном из деревьев увидел он дупло, края
которого были старательно глиной обмазаны. "Странный у нас в лесу дятел
объявился: сначала гнездо раздолбит, а потом его глиной замазывает. Никакой
логики (12). Птица она и есть птица – с человеком по уму ее не сравнить" (13) –
с такими мыслями Иван покинул лес и направился к своей избе.
Разбор ошибок
1. Синицы, в том числе и хохлатая, – дуплогнездники.
2. Королек гнездится высоко на елях, в 10-20 метрах над землей, в связи с
чем наступить на его гнездо невозможно.
3. Отводят от гнезда наземногнездящиеся птицы. Для королька такое поведение не характерно.
4, 5. Певчие дрозды гнездятся на большом расстоянии пара от пары и в
период гнездования ведут себя очень тихо. Основная стратегия защиты этого
вида – затаивание. Колониальность характерна для дроздов рябинников, они же
очень шумно реагируют на появление потенциального врага и иногда обрызгивают его пометом.
6. Певчий дрозд в момент опасности тихо отлетает подальше от гнезда и
никак его не защищает, что является причиной сокращения численности этого
вида, в то время как дрозд рябинник ведет себя прямо противоположным образом, в результате чего активно расселяется по новым территориям и вообще
процветает.
7. Дрозд белобровик, как и все дрозды, делает чашевидное гнездо и никогда не селится в дуплах.
8. Гнездо похожее на варежку принадлежит птице ремезу – близкому родственнику синиц. Чекан строит чашевидное гнездо на земле.
9. Гнездо ремеза раскачивается на конце березовой ветки, что делает его
труднодоступным для хищников.
10. Яйца, которые обнаружил Иван, принадлежат какому-то кулику.
Оляпка строит шаровидное гнездо из травы и водорослей с боковым входом.
11. Яйца кулика имеют прекрасную камуфляжную окраску, в результате
чего заметить их очень сложно.
12. Дупло это действительно когда-то было выдолблено дятлом, но в данный момент используется поползнем, который уменьшил отверстие летка (под
свои размеры), обмазав его глиной.
13*. Это смотря с кем сравнивать.
35
Приложение 3
План воспитательной работы по программе
«Зоолог-исследователь. Старт».
№
Месяц
п/п
1
сентябрь
Тип/тема мероприятия
Беседа «Лебеди на пруду Харитоновского парка»
2
октябрь
Рассказ по кругу «Педагогические истории»
Беседа «Личностное пространство»
3
ноябрь
4
декабрь
Конкурс «Пожелание к Новому
году»
5
январь
6
февраль
Беседа «Синичьи стаи – школа
коммуникаций»
Беседа «Защитник отечества»
7
8
март
апрель
9
май
Изготовление открыток к 8 марта
Конкурс искусственных гнездовий для зверей и птиц
Игра «Веселые старты»
Содержание мероприятия
Преемственность поколений в юннатском движении. Традиции и правила
юннатов: вдумчивое отношение к
природе и помощь животным
Раскрытие сути труда педагогических действий
Воспитание бережного отношения к
личному пространству другого человека
Изготовление коллективных и индивидуальных поздравлений. Воспитание коммуникативных навыков
Взаимодействие и помощь, как способ выживания
Воспитание ответственности и идентичности
Воспитание любви к мамам
Воспитание заботы об обитателях Ср
Урала
Профилактика вредных привычек и
пропаганда здорового образа жизни
36