ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ – ГОРОДСКОЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕТНР
Принята на заседании
УТВЕРЖДЕНА
Педагогического совета
МБУ ДО - ГДЭЦ
от 14 июня 2023г.
Протокол № 5
Приказом директора МБУ ДО – ГДЭЦ
№ 81/1 от 14 июня 2023г.
____________ Е.Ю. Власова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Сложное-просто, как это сделать»
«
Направленность: естественнонаучная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год: 72 часа
Составители:
Юровских Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Карлушина Лариса Владимировна,
старший методист
Екатеринбург, 2024
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей является важной составной частью системы
образования РФ. Данная программа дополнительного образования естественнонаучной
направленности способствует повышению уровня экологической культуры подрастающего
поколения, что достаточно актуально в современных условиях. Осознание человеком своего
места и роли в окружающем нас мире, позволяет ему осуществить свой индивидуальный
вклад в развитие и сохранение многообразия жизни на Земле. Образование через всю жизнь
представляет собой не только горизонтальную систему координат (временную), но и
вертикальную (взрослый – ребенок, ребенок-взрослый, ребенок-ребенок) в нашем случае,
что обеспечивает тесное взаимодействие всех субъектов образовательного и воспитательного
процесса. Это способствует расширению аудитории экологически культурных личностей в
нашем обществе.
Данная программа обеспечивает условия для вовлечения детей в научную работу, в
деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием и конструированием
различных явлений окружающего мира, обеспечивает междисциплинарный подход в части
интеграции с различными областями знаний, содействует формированию у обучающихся
навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
актами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ № 273);
Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н
«Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 №ДГ-245/06, «Методические
рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного
учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания, «Разработка и
реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной
программы» (2023 год);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года
№533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
Приказ Министерства просвещения Российский Федерации от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развитии образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 06.05.2022 № 434-д «Об утверждении концептуальных подходов к развитию
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 01.11.2021 №934-д методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 04.03.2022 №219-д «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных обще образовательных программ в образовательных
организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д»;
Муниципальные правовые акты, Устав МБУ ДО – ГДЭЦ
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях
естественнонаучной направленности и спецификой работы МБУ ДО ГДЭЦ.
Даная программа имеет высокую актуальность по нескольким причинам:
1. Понимание окружающего мира: Возможность изучить и понять факты и явления
окружающей среды помогает детям строить основы знаний и развивать понимание мира, в
котором они живут. Это помогает им более осознанно и ответственно относиться к
окружающей среде.
2. Экологическое образование: Программа позволяет включить экологическое образование в
ранние годы развития детей. Они могут узнать о природных ресурсах, биологическом
разнообразии, климате, воде, энергии и других аспектах окружающей среды. Это
стимулирует экологическую грамотность и ответственность у детей, помогая им стать
будущими защитниками окружающей среды.
3. Развитие научного мышления: В процессе знакомства с фактами и явлениями
окружающего мира, дети развивают научное мышление, наблюдательность, способность
анализировать и делать выводы. Это способствует их критическому мышлению и
способности решать проблемы.
4. Социальное взаимодействие: Программа также способствует социальному
взаимодействию детей, поскольку они могут обсуждать и делиться своими знаниями и
наблюдениями с другими. Это создает возможность для сотрудничества, обмена идей и
развития коммуникационных навыков.
5. Активное участие в сохранении окружающей среды: Знакомство с фактами и явлениями
окружающего мира стимулирует детей к принятию активного участия в сохранении
окружающей среды. Это может включать простые практические действия, такие как
экономия воды и энергии, уход за растениями и животными, утилизация отходов и другие
экологически ответственные поведенческие модели.
Известно, что обучающимся младшего школьного возраста свойственна особая
любознательность к окружающему их миру. Программа знакомит с наиболее значимыми
фактами и явлениями окружающего мира, показывает взаимосвязи человека с объектами
живой и неживой природы, как это проявляется в нашей повседневной жизни, какое влияние
человек оказывает на те или иные явления и события в мире природы.
Благодаря обучению по данной программе, ребята обогащают свой запас знаний об
окружающем их мире через интерактивные методы обучения, выездные экскурсии и
лабораторные практикумы. Ввиду принципа разностороннего развития обучающихся,
условия на занятиях позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка, развивать память,
мышление, внимание, коммуникативные способности, навык самостоятельной работы и в
группах.
Программа является модульной и стартовой по уровню сложности, включает в себя
общие темы, которые предполагается проработать в течение определенного времени в
теоретической и практической форме.
На программу приглашаются мальчики и девочки в возрасте 8-11 лет. Ребята, кому
интересно познание разнообразия форм и проявлений окружающего их мира, особенностей
взаимодействия человека с природой на основании базовых знаний учащихся. Набор и
формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Отдельные занятия
разработаны с условием участия родителей для совместной деятельности или сопровождения
на выездных занятиях. Группа формируются в количестве до 15 человек.
Программа продолжительностью 1 год обучения 72 академических часа.
В
соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий – 2 академических часа. Формы организации
образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой
10-15 человек), малыми группами (4-6 человек) и индивидуально. Формы проведения
занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно-ролевая,
логическая), проектная и исследовательская деятельность и т. д.
Цель программы: формирование у младших школьников основ мировоззрения об
экологии и окружающем нас мире, получение опыта проектно-исследовательской
деятельности и практического применения в жизни полученных знаний и навыков.
Задачи:
формирование целостной картины об экологии и окружающем мире;
расширение представлений о многообразии и взаимосвязях живой и (неживой)
природы, о сущности процессов развивающего взаимодействия;
формирование навыков опытнической, исследовательской и проектной деятельности;
развитие экологического мировоззрения, формировании экологически оправданного
поведения в природе;
осознание обучающимися ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем;
развитие способностей к художественно-образному и эмоционально-ценностному
восприятию окружающего мира;
развитие инициативности, самостоятельности, коммуникативных способностей
каждого ребенка.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) иметь целостный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии с природой;
2) уважительно относиться к природе и окружающему нас миру;
3) принимать самостоятельно решения и нести ответственность за свои поступки на основе
представлений об экологии и природопользовании;
4) сформировать экологические потребности и ценности;
5) развить чувства доброжелательности и отзывчивости, бережливости к природе и
окружающему миру;
6) научиться сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
бережливому и внимательному отношению к объектам природы.
Метапредметные результаты:
1) овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
3) научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
5) использовать знаково-символические средства представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач;
6) использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) демонстрировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определять общее цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений окружающего мира в соответствии с содержанием программы «Сложное-просто,
как это сделать»;
11) овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами окружающего мира.
Предметные результаты:
1) сформировать уважительного отношения к природе нашей страны и окружающего мира в
целом;
2) осознавать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
4) научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Характеристика обучающихся по программе
Возраст 8-11 лет самый спокойный и необычайно важный в жизни ребенка, требующий
внимательности и теплого отношения к эмоциональной жизни маленького человека.
1. Самые важные и значительные изменения в этом возрасте происходят в области
самосознания ребенка. Самосознание – это психологическая структура, состоящая из
различных частей: имя человека, его восприятие своих физических характеристик
(внешности, фигуры, здоровья), потребность в социальном признании, психологическое
время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности
(социальные роли, права и обязанности), половая идентификация.
Так вот, в возрасте 8-11 лет наиболее интенсивно развиваются:
- потребность в признании
- осознание времени,
- осознание прав и обязанностей.
Дети взрослеют — это нормальный процесс. Конечно же, вместе с этим будет меняться и
их взгляд на жизнь. Раньше общение малыша в детском саду сводилось к совместным
играм. Теперь же появились другие социальные возможности:
дружба;
совместное решение проблем;
соперничество;
желание быть самым лучшим;
появляются даже первые симпатии к противоположному полу;
выстраиваются новые отношения со взрослыми.
Все это дает возможность ребенку взглянуть на себя уже с точки зрения общества. Он
может переосмыслить свое поведение, когда увидит, что товарищи не принимают его в
игры. В этот момент появляются два желания:
быть как все, принадлежать к большинству;
быть лучшим, получать похвалы, награды.
Все это вполне можно совмещать, но этому придется научиться. Теперь школьник уже
совсем не хочет быть ребенком – он стремится к своему психологическому взрослению.
Это тоже хорошо. Учебная деятельность, развитие логики, мышления подталкивают его к
психологическому росту. Сейчас выделяются некоторые возрастные особенности, которые
могут дать ответ на вопрос «почему ребенок так себя ведет».
2.
Дети
вступают
в
фазу
конкретного
оперативного
мышления.
Мышление становится более гибким и обратимым. Ребенок обнаруживает, что может
вернуться к исходной точке даже после различных преобразований. Дети начинают
распознавать и связывать вместе « причины и следствия ».
3. На данном этапе, между 8-11 годами, дети продолжают развивать способность к
самокритике и самодисциплине.
4. самооценка ребенка начинает включать в себя и то, как он воспринимает себя среди
других, и как другие относятся к нему. Чем взрослее ребенок, тем важнее ему кажется его
новый статус школьника. В первом классе у детей только формируется гордость за свой
новый социальный статус. Дальше — больше. Он теперь четко осознает, где его место в
мире. Какие-то ступени (ясли, садик) он уже прошел и обладает опытом. А впереди еще
много лет школы, затем – институт, работа.
Особенности восприятия себя в этой системе таковы, что ребенок быстро
приспосабливается. Ему нравится быть частью общества, он понимает свое взросление.
Сейчас самое время для развития социальной составляющей личности.
5. В этом новом обществе нужно занять какую-то позицию, социальную роль. Такой
процесс уже проходил в садике, но тогда деятельность была не такой осмысленной, все
было на уровне инстинкта. Теперь, с утратой непосредственности, ребенок понимает, как
работают законы его нового общества. Необходимо:
найти друзей;
добиться расположения;
чувствовать себя комфортно, принадлежать к группе (без группы нет чувства
комфорта);
иметь возможность влиять на принятие общественных решений (вносить вклад).
Тут школьник уже осмысленно подходит к выбору тактики. Необходимо следовать
правилам, которые установлены в этом обществе – только так можно стать его частью.Он
впервые может объективно сравнивать то, что делает он с тем, что делают другие. И в
связи с этим, возрастает зависимость от оценок взрослых, и, в первую очередь, родителей
и педагога. Именно на этом фоне главной потребность ребенка 8-11 лет является
одобрение и признание. Они очень чувствительны к отвержению, ведь так хочется
соответствовать окружению. Главный страх младшего школьника – сделать что-то не так,
неправильно. Чтобы удовлетворить потребность в признании и сформировать позитивную
самооценку младшему школьнику очень важно хотя бы в чем-то быть лучшим,
чувствовать, что он делает что-то хорошо. Тогда у него возникает чувство
самостоятельности и уверенности в своих силах и возможностях.
6. С возрастом 8-11 лет связано также и появление волевого компонента в личности
ребенка. Увеличивается произвольность поведения. Восприятие перестраивается с
эгоистичного на самокритичное. Теперь он отличает «нужно» от «хочу – не хочу». Ребенок
учится постепенно делать волевые усилия над собой. Это не так легко, как может
показаться взрослым. В этот период поддерживайте его, хвалите за правильно принятое
решение. Сейчас еще тяжело принимать такие решения. Если малыш будет знать о
поддержке (знать, что поступает правильно), то ему будет гораздо проще. Попросту
говоря, теперь он способен понять и принять “ надо”, идущее против его “хочу”. В жизнь
ребенка входят обязанности, а вместе с ними и ожидания о выполнении этих обязанностей.
И хотя в этом возрасте психика готова к появлению обязанностей, слишком большое их
количество может быть большим стресс-фактором для ребенка. Еще не обладая силой
подростка, его стремлением к отделению от родителей, они порой с трудом тянут
возложенную на них ответственность. Ведь для них важно не просто справиться, но
справиться так, чтобы быть своим в группе и получить одобрительный отзыв от значимого
взрослого.
7. Формирование нравственных качеств. Некоторые особенности поведения свойственны
возрасту, но быстро проходят. Главное тут не упустить момент. Еще с раннего детства
малыш понял, что такое «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя». Его ругали, учили,
напоминали. Теперь это школьник, он более или менее свободен в выборе действий.
Сейчас все зависит от того, в каком обществе он находится. Родители, школа должны
привить ему правильные моральные и нравственные качества. Иначе момент будет утерян.
В 7-10 лет дети поддаются влиянию авторитетов. Кто станет таким авторитетом, очень
важно для воспитания.
Вместе с формированием нравственных качеств приходит и желание быть лучше
других. Это попытка позиционировать себя в обществе других детей. Пока что основная
деятельность ребенка - учеба, общение. Получать хорошие оценки, признание учителей,
быть популярный в группе детей - вот чего хочется школьнику. Это желание не может
быть реализовано, если не прошла еще утрата непосредственности. После нее дети уже
хорошо знают, как добиться желаемого. Тут необходимы:
волевые качества (нужно делать то, что требуется, и тогда будет желанный эффект);
уметь следовать установленным нормам и правилам;
сосредоточиваться на своей деятельности;
получать «обратную связь» (переживания, эмоции, понимание своих потребностей).
Особенности данного психологического явления таковы, что оно становится мощным
мотиватором психического развития. Чтобы быть лучше других, приходится развивать
память, логическое мышление (находить выход из разных ситуаций), мыслить
нестандартно, обладать лидерскими качествами. Конечно, все это приходит не сразу. Ктото от природы лидер, а кому-то придется учиться брать на себя ответственность,
инициативу. Кто-то так и не сможет этому научиться. Борьба за «быть лучше других»
становится в 8-11 лет основным двигателем развития личности.
Вся эта деятельность по борьбе за свой авторитет направлена на получение желаемого:
похвалы, поощрения. Родители должны понимать, что для детей это очень важно. Важно,
чтобы оценили их труды, подбодрили, сказали, что так и нужно делать дальше. Словесное
поощрение не менее важно, чем какое-то другое. Конечно, тут не нужно концентрировать
внимание ребенка на материальных ценностях:
платить за хорошие отметки;
только за хорошую успеваемость обещать и покупать подарки;
делать послабления (пойти спать попозже, дольше играть на компьютере, раз получил
«пятерку»).
Так ребенок быстро перенимает неправильную модель. Он начинает хорошо учиться и
стараться только для того, чтобы было поощрение. Другие мотивы его уже не интересуют.
Привыкнув к этому с родителями, ему будет тяжело во взрослой жизни. Поощрения и
подарки могут быть, но главное — показать ребенку ценность самого достижения. Таковы
особенности возрастной психологии, когда ребенок смещает саму ценность своих хороших
поступков, только чтобы что-то получить в награду.
8. Деятельность становится предметной. Теперь, кроме игры проступает второе важное
направление - учеба и развитие. Особенности отношения ребенка 7-10 лет к учебной
деятельности складываются благодаря участию родителей и учителей.
Сейчас произошло смещение основного вида деятельности. Раньше это была игра,
теперь же - учеба, интересы. Постепенно меняются приоритеты, но игровая деятельность
еще долго будет оставаться важной для детей этого возраста. Возраст 6-7 лет рассчитан на
плавный переход от игровой формы работы к реальной. Так, уже в 9-10 лет, ребенок готов
сосредоточиться на учебе и развитии. Теперь его воля развита сильнее, он готов дольше
концентрировать внимание, увеличился объем памяти.
В этот период происходит постепенная психологическая перестройка ребенка.
Успеваемость или неуспеваемость в это время не является показательной. Бывает, что
отличник в начальной школе совершенно не может справляться с основной нагрузкой
средней школы. Тут все зависит от того, успели ли сформироваться основные качества
этого возраста:
желание похвалы;
усидчивость;
волевой интеллект;
эмпатия;
нацеленность на результат.
Сейчас важно постепенно прививать ребенку понятие об ответственности за свои решения,
действия. Для этого можно ввести некоторые дополнительные домашние обязанности,
секции и кружки. Главное – не перенапрягать младшего школьника. Слишком большая
нагрузка сейчас пойдет только во вред.
9. Дети принимают установленные педагогом правила, и понимают их преимущества.
Если в предыдущий период ребенок думал, что педагог установил правила «потому что он
больше, потому что он сильнее и знает, что делать», то теперь дети думают, что мы должны
подчиняться «потому что он знает, что для нас полезно ». Они готовы соблюдали правила,
но для них также очень важно, чтобы все соблюдали эти правила ( взрослые тоже.)
10. Меняются потребности ребенка и его стремления, а вместе с ними и меняются его
отношения с людьми. Аффективное и социальное развитие характеризуется все более
сильной привязанностью к группе сверстников, в то время как педагог берет на себя роль
центральной и значимой фигуры
11. Отношения со сверстниками также изменяются. Примерно с 8-9 лет дружба между
детьми постепенно освобождается от влияния родителей. Дети оценивают друга уже по
собственным критериям. Ребята перестают случайным образом выбирать товарищей по
игре. Группа мальчиков часто объединяются в микрогруппы со своими лидерами.. Также,
дети 8-11 лет начинают на практике видеть и осознавать, что другие люди имеют отличную
от их собственной точку зрения, вкусы, интересы. Принимая этот факт, дети значительно
улучшают качество общения, начинают лучше понимать и интерпретировать эмоции других
людей. Но существует еще некоторая взаимность в отношениях. По отношению к
сверстникам дети в возрасте 8-11 лет предпочитают тех, кто продемонстрировать
совместную работу и отвечают взаимностью на то, что они получают. Учитывая это,
обучение должно поощрять сотрудничество между детьми.
Сроки и этапы реализации программы
Программа «Сложное – просто, как это сделать» рассчитана на один год обучения, 72
часа, и основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме. Зачисление
обучающихся производится в начале учебного года после собеседования.
Формы и режим занятий по программе
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 1 раз в неделю
Продолжительность занятий – 2 академических часа. Формы организации образовательного
процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек),
малыми группами (4-6 человек) и индивидуально. Формы проведения занятий:
комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетноролевая, логическая),
проектная и исследовательская деятельность.
Способ оценки результатов освоения программы
Диагностика результатов обучения по программе проводится 2 раза за период
обучения: входная диагностика – в начале учебного года, итоговая диагностика - в конце
обучения по программе. Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале. Входная
диагностика:
1 балл • Практически не обладает соответствующими умениями и навыками. • Или/и имеет
трудности в использовании инструмента (при выполнении задания) • Или/и затрудняется в
применении простых приемов работы, доступных данному возрасту.
2 балла • Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени. •
Обладает навыками правильного использования инструментов/материалов начальной
степени. • Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном возрасте.
3 балла • Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени. •
Обладает навыками правильного и быстрого использования инструментов/материалов. •
Правильно использует простые и сложные приемы работы, доступные в данном возрасте.
(Приложение 1)
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Контроль знаний, умений и навыков по программе проводится согласно «Положению
об итоговой (входной) диагностике в рамках реализации дополнительных образовательных
программ» МБУ-ДО ГДЭЦ.
Формой
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы являются представление и защита готового проекта «Ясупер-эко-человек».
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Название раздела, темы
Раздел 1. Планета Земля
Сложное-просто об
окружающем мире
Место нашей планеты во
вселенной
Как устроена наша планета –
леса и горы
Экскурсия в Музей природы
Урала
Как устроена наша планета полезные ископаемые
Всего часов
Раздел 2. Сила природы
Явления природы и человек –
друг или враг
Экскурсия на метеостанцию
теория
Количество часов
практика
всего
Формы аттестации
(контроля)
1
1
2
Интеллектуальная игра
1
1
2
Игра - исследование
1
1
2
2
2
1
1
2
Познавательная
викторина
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение, дискуссия
4
6
10
1
1
2
2
2
Педагогическое
наблюдение, дискуссия
Педагогическое
наблюдение
Игра
Энергетика – дружба природы
и человека
Энергетика России
Экскурсия в Музей энергетики
1
1
2
1
1
2
2
2
Всего часов
Раздел 3. Вода – основа
жизни
Водные ресурсы нашей
планеты.
Основные химические
показатели качества воды
Всего часов
Раздел 4. В мире животных
Живая природа Урала и за его
пределами
3
7
10
1
1
2
Практическая работа
2
2
Лабораторная работа
1
3
4
1
1
2
Викторина
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
14
Посещение зоопарка
8
8
Выставка творческих работ
2
2
Педагогическое
наблюдение
Защита творческих
работ и проектов.
Промежуточная
диагностика
Педагогическое
наблюдение
1
1
2
2
2
18
Дискуссия
Творческая работа
2
2
2
16
1
1
2
Лабораторная работа
2
2
Педагогическое
наблюдение
1
3
4
2
2
4
19
В мире животных: животные,
птицы, рыбы, насекомые –
мирное или враждебное
сосуществование
Животные в искусстве
Природа Урала
Всего часов
Раздел 5. В мире растений
Определение плодородия
почвы
Особенности приспособления
растений к условиям
окружающей среды
Всего часов
Раздел 6. В мире людей
Социум: у людей и у
животных
Как человек приручил природу
1
1
2
20
Каким будет мир без человека
2
Всего часов
Раздел 7. Экология жизни
Как условия места проживания
влияют на мое благополучие
Бытовой мусор
Образ Урала в литературных
произведениях,
изобразительном искусстве и
кино
Как спасти природу? Или кто,
если не я
Наведем порядок вместе
Изготовление скворечника
Я - супер-эко-человек
Итоговое занятие
5
15
16
17
18
23
24
25
26
27
28
29
30
Всего часов
ИТОГО
2
3
8
2
2
Лабораторная работа
4
4
1
дискуссия
Педагогическое
наблюдение
0,5
1
Беседа, викторина
2
4
2
2
4
2
2
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Защита проекта,
выставка работ
14,5
52,5
18
72
1
0,5
2
3,5
19,5
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Содержание программы
Раздел 1. Планета Земля
Введение. Инструктаж по технике безопасности на территории ГДЭЦ.
Понятие об окружающем мире и экологии. Значимость природы для человека. Для
чего человек изучает окружающий его мир.
Земля во Вселенной. Луна и Солнце, их влияние на нашу планету. Земля и Луна.
Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли.
Как образовались леса и горы на нашей планете. Их разнообразие. Особенности
уральской природы: горы и леса.
Понятие о полезных ископаемых и их месторождении. Природные богатства Урала и
их использование.
Явления природы, их разнообразие и сезонность. Влияние результатов деятельности
человека на явления природы
Практика.
Игра «Экологическая тропинка».
Игра-исследование «Земля – Солнце - Луна».
Познавательная викторина - Как устроена наша планета.
Экскурсия в Музей природы Урала.
Экскурсия в оранжерею.
Экскурсия в живом уголке.
Раздел 2. Сила природы
Энергетика – дружба природы и человека. Что такое энергия, и, как человек заставил
ее работать на себя. Что такое электричество и откуда оно берется.
Структура установленной мощности и производства электроэнергии в России.
Использование природных ископаемых в этой отросли. Энергетика Свердловской области.
Практика.
Экскурсия на метеостанцию.
Игра «Энергосбережение на каждый день».
Викторина.
Экскурсия в Музей энергетики.
Раздел 3. Вода – основа жизни
Водные ресурсы нашей планеты. Вода – как основа жизни. Что такое вода и где она
содержится. Зачем человеку вода и откуда она берется в кране.
Практика.
Практическая работа «Где мой организм берет воду?».
Лабораторный практикум «Определение основных химических показателей качества
воды».
Раздел 4. В мире животных
Живая природа Урала и за его пределами. Природные зоны и их обитатели.
Животный и растительный мир Урала.
Амфибии и рептилии. Особенности и многообразие.
В мире животных: животные, птицы, рыбы, насекомые – мирное или враждебное
сосуществование. Ареал обитания. Понятие о пищевых цепочках.
Природа Урала: география, климат, достопримечательности.
Практика.
Экскурсия в теплицу и зооуголок.
Выставка творческих работ.
Защита творческих работ и проектов.
Посещение зоопарка.
Обсуждение рисунков понравившегося животного из зоопарка. Животные в русском
изобразительном искусстве.
Творческая работа.
Раздел 5. В мире растений
Полезные растения и вредители, их свойства и взаимодействие с человеком.
Понятие почвы, ее особенности. Взаимосвязь типа почвы и произрастающих на ней
растений.
Особенности приспособления растений к условиям окружающей среды.
Суть понятия приспосабливаемости. Разнообразие условий произрастания и способов
адаптации к ним.
Практика.
Экскурсия в оранжерею.
Лабораторная работа «Определение плодородия почвы».
Экскурсия в дендропарк.
Раздел 6. В мире людей
Общее и разница между человеком и животными. Какие бывают личностные
характеристики человека.
Понятие социум. Как возникли первые социумы у людей и у животных. Самые
социальные животные.
История одомашнивания животных.
Дискуссия о существовании жизни на земле без человека. Способность природы к
самоочищению и самовоспроизведению.
Практика.
Составление своего автопортрета, мои сильные и слабые стороны.
Практическая работа «Чувства и эмоции у животных. Хорошо ли я знаю своего
питомца?».
Экскурсия в живой уголок и огранжерею.
Кинолекторий.
Лекторий-практика «Можно ли сохранить здоровье в условиях современного
города».
Лабораторная работа «Изучение поглотительных свойств современных
энтеросорбентов».
Раздел 7. Экология жизни
Бытовой мусор. Дискуссия: Какой мой вклад для улучшения экологии вокруг меня?
Вторсырье и переработка. Как это работает. Как спасти природу? Сохранение биоразнообразия
и забота о окружающей среде. Глобальные проблемы экологии. Восстановление и охрана
природных экосистем.
Практика.
Мастер-класс «Вторая жизнь»
Экскурсия
Кинолекторий
Беседа, викторина
Изготовление скворечника
Разработка проекта «Я – супер-эко-человек»
Защита проекта «Я – супер-эко-человек».
Выставка работ.
Экскурсия в Дендропарк.
Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
2. Оборудование: Компьютер или ноутбук с выходом в Интернет. Телевизор или
проектор с экраном. Колонки. Глобус, географическая карта Земли.
3. Инструменты и расходные материалы: Наборы открыток фотографий с изображением
животных и растений различных географических зон, различных экологических групп.
Макеты или плакаты с изображением ландшафтов географических зон: пустыня, тропики,
хвойный (смешанный) лес, тундра, Арктика. Природные материалы и объекты: шишки,
семена, плоды, веточки хвойных и лиственных деревьев, гербаризированные листья,
цветковые растения и др. Дидактические игры: «Зоолото», «Ботаническое лото», «Чьи
детки на ветке?» и др. Художественные произведения, посвященные теме природы:
репродукции картин, книги, аудиозаписи музыкальных произведений. Аудиозаписи звуков
природы: «лесные птицы», «лесной ручей», «шум моря» и пр. Видеофильмы о природе.
Книги, журналы, справочная литература. Пластилин, ножницы, клей, вата, бумага, картон
и др. Карандаши цветные и простые, бумага. Бытовые отходы.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н).
Формы реализации: Очная, без использования дистанционных технологий, без
использования сетевой формы.
Календарно-тематический план
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Сложное-просто, как это сделать»
на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1.
Дата
Теоретическая часть
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Сложное – просто об
окружающем мире
2.
2 неделя
3.
3 неделя
4.
4 неделя
5.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
6.
2 неделя
7.
3 неделя
8.
4 неделя
9.
НОЯБРЬ
1 неделя
10.
2 неделя
11.
3 неделя
12.
4 неделя
Кол-во
часов
1
Практическая часть
Кол-во
часов
1
Форма занятия
Место нашей планеты во
вселенной
1
Игра-исследование «Земля –
Солнце - Луна»
1
Как устроена наша планета
1
Беседа. Играисследование.
Творческая работа
Беседа,
викторина
Как устроена наша
планета – леса и горы
1
Игра «Экологическая
тропинка»
– познавательная викторина
0
Экскурсия в музей природы
2
Как устроена наша
планета- полезные
ископаемые
1
Экскурсия оранжерею
1
Явления природы и
человек – друг или враг
1
Экскурсия в зооуголке
1
0
Экскурсия на метеостанцию
2
Энергетика – дружба
природы и человека
Энергетика России
1
1
1
Игра «Энергосбережение на
каждый день»
Викторина
-
-
Экскурсия в музей энергетики
2
2
Вода и цивилизация.
Практическая работа «Где
мой организм берет воду?»
0
Водные ресурсы нашей
планеты. Вода – как основа
жизни
0
Лабораторный
практикум
1
2
Беседа. Игра.
Экскурсия в музей
природы
Экскурсия в
оранжерею, беседа
Место
проведения
ГДЭЦ:
учебный
кабинет
Учебный
кабинет. Парк.
Учебный
кабинет,
теплица
Музей
Формы
контроля
Наблюдение в
ходе игры.
Опрос,
творческая
работа
Опрос
Беседа
Учебный
кабинет,
теплица
Опрос
Беседа.
Практическая
работа.
Экскурсия
Учебный
кабинет.
Зооуголок.
Метеостанция.
Дискуссия
Дискуссия,
наблюдение
Беседа.
Творческое
задание
Экскурсия
Учебный
кабинет. Парк
Учебный
кабинет. Парк.
Опрос
Дискуссия
Практическая
работа.
Лаб. практикум
Учебный
кабинет.
Учебный
кабинет. Парк.
УГЛТУ
кафедра
Дискуссия
Анализ
рисунков.
Обсуждение
результатов пр.
работы
Анализ
результатов пр.
работы
Анализ
результатов
практикума.
«Определение
основных химических
показателей качества
воды»
13.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Живая природа Урала и за
его пределами
14.
2 неделя
15.
3 неделя
16.
4 неделя
17.
ЯНВАРЬ
1 неделя
18.
2 неделя
19.
3 неделя
20.
4 неделя
21.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
22.
2 неделя
23.
3 неделя
В мире людей. Какие
бывают личностные
характеристики человека.
1
24.
4 неделя
Социум: у людей и у
1
ФХТЗБ
2
Экскурсия в теплицу и
зооуголок
Учебный
кабинет.
Зооуголок.
Теплица
Зоопарк.
Анализ
результатов
викторины.
0
Экскурсия в зоопарк
2
Наблюдение
Выставка творческих работ
1
Защита творческих работ и
проектов
1
Дискуссия
Учебный
кабинет.
1
Дискуссия,
викторина
Учебный
кабинет,
зооуголок
Обмен
информацией и
впечатлениями
Итоги
викторины
В мире животных:
Животные, птицы, рыбы,
насекомые – мирное или
враждебное
сосуществование
1
Экскурсия в зооуголок
Творческая работа по теме
«Очарование
зоопарком.
Животные в искусстве»
Рисование на тему «Природа
Урала. Очарование
Новогодней сказки»
Экскурсия в зоопарк
Бабочки и другие насекомые
Экскурсия в оранжирею
2
Беседа,
наблюдение
2
Рисование под
музыку
Музей
изобратительн
ого искусста
ГДЭЦ
Выставка работ
2
Беседа.
Наблюдение
Беседа.
Наблюдение.
Зоопарк
Беседа.
Наблюдение в
ходе игры.
0
"Определение
плодородия почвы"
2
Беседа.
Наблюдение
0
Особенности приспособления
растений к условиям
окружающей среды.
Экскурсия в дендропарк
Мой автопортрет, мои
сильные и слабые стороны
2
Беседа.
Наблюдение
Учебный
кабинет.
Оранжирея
УЛГТУ
лаборатория
почв.
Дендропарк.
1
Беседа,
самонаблюдениеса
моанализ.
Учебный
кабинет.
Чувства и эмоции у
1
Беседа. Игра.
Учебный
0
В мире растений: полезные
растения и вредители
1
Дискуссия.
Викторина.
1
Дискуссия
Опрос
Опрос.
Анализ
результатов
практической
работы.
Беседа.
Наблюдение в
ходе экскурсии
и игры.
Дискуссия.
животных
25.
МАРТ
1 неделя
26.
2 неделя
27.
животных. Хорошо ли я знаю
своего питомца?
Актуализация
знаний
кабинет.
Зоолаборатори
я
Учебный
кабинет.
Зооуголок.
Учебный
кабинет.
Анализ
результатов
наблюдения
Анализ
информации и
знаний. Беседа.
Дискуссия,
анализ
практических
примеров
Анализ
полученных
данных.
Как человек приручил
природу или благими
намерениями…
Каким будет мир без
человека. Способность
природы к самоочищению.
1
Экскурсия в зоолабораторию
1
Беседа.
Наблюдение.
1
Кинолекторий
1
Практическая
работа.
3 неделя
Лекторий-практика
«Можно
ли
сохранить здоровье
в
условиях
современного
города»
1
Лабораторная работа
«Изучение
поглотительных свойств
современных
энтеросорбентов»
1
Лекция и
лабораторная
работа.
УГЛТУ
кафедра
ФХТЗБ
28.
4 неделя
Бытовой мусор: какой мой
вклад для улучшения
экологии вокруг меня
1
Мастер-класс «Вторая жизнь»
1
Учебный
кабинет.
Беседа. Защита
проектов.
29.
АПРЕЛЬ
1 неделя
-
Экскурсия в Экодом
2
Беседа.
Изготовление артобъекта из
вторсырья.
Экскурсия в
Экодом.
Экодом.
30.
2 неделя
1
Просмотр кино-картины
1
Беседа.
Экологическая
акция.
Свердловская
киностудия
31.
3 неделя
Образ Урала в
литературных
произведениях,
изобразительном искусстве
и кино
Как спасти природу? Или
кто, если не я.
Наблюдение в
ходе экскурсии.
Беседа.
Анализ
результатов
акции.
0
Беседа
Учебный
кабинет.
32.
4 неделя
Кто, если не я
0
Наведем порядок вместе
2
Парк
33.
МАЙ
1 неделя
2 неделя
Кто, если не я
Изготовление скворечника
2
Разработка проекта «Я –
супер-эко-человек»
1
Уборка парковой
территории
Изготовление
скворечника
Практическая
работа.
34.
Я - супер-эко-человек
Мои эко-шаги навстречу
будущему
2
1
Территория
ГДЭЦ
Кабинет.
Беседа.
Разработка
личностного
плана
Сравнение до и
после
Выставка
поделок
Анализ
результатов
практической
35.
3 неделя
36.
4 неделя
Всего
-
-
Итоговый контроль. Защита
проекта «Я – супер-экочеловек»
2
Выставка
творческих работ
Учебный
кабинет,
территория
ГДЭЦ
Весеннее очарование
2
Посещение
дендропарка
Дендропарк
72 учебных часа
Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Окончание учебного года
36
36
2
72
1 сентября
31 мая
работы.
Поощрение
участников.
Выставка
творческих
работ.
Опрос
Список литературы для педагогов:
1.
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий
мир». - М.: Издательский центр «Академия», 2013г. - 336с.
2.
Клепинина З.А. Развитие Экологической грамотности учащихся// Начальная школа. 2011. - №1. - с.53-56.
3.
Клепинина З.А. Формирование информационной грамотности у младших школьников
средствами УМК «Окружающий мир»// Начальная школа. - 2013. - №1. - с.72-76.
4.
Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. Пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496 с.
5.
Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у
старших дошкольников: Автореф. канд. дисс. Екатеринбург: 1999.
6.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.
1998. № 2. С. 47. № 4. С. 22-35.
7.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение,
1993. 128 с.
8.
Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание – сила. 1990. № 3. С. 8-13.
9.
Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы
психологии. 1993. № 3. С. 13-23.
10. Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и
сформированности экологических отношений у школьников. Екатеринбург: Уральский
педагогический институт, 1993. 38 с.
11. Моложавенко В.С. Тайна красоты: Книга о цветах. М.: Педагогика-Пресс. 1993. 384 с.
12. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М.: Новая школа, 1993.
Список литературы для детей и родителей:
1. Детская энциклопедия: Земля. – М.: Педагогика, 1971.
2. Каленникова, Т.Г. Природа и ты. Вопросы и задания по экологии. Книга для учащихся.
авт. – сост. Т.Г. Каленникова. – Минск: «Народная Асвета». 1989. – 126 с.
3. Корабельников, В. А. Краски природы. Книга для учащихся начальных классов.:/авт. –
сост. В.А. Корабельников. – М.: Просвещение. 1989. – 158 с.
4. Плешаков, А. А. Атлас – определитель «От земли до неба» / А. А. Плешаков. - М.:
Просвещение, 2005
5. Удивительные животные. Энциклопедия для детей. Научно - популярное издание Я
ПОЗНАЮ МИР. - «Издательство Астрель», 1999.
Электронные образовательные ресурсы:
№
Тема и название
Адрес доступа
п/
ресурса
п
Методические ресурсы
1.
Единая коллекция
http://schoolcollection.edu
образовательных
.ru/catalog/
ресурсов
2.
Образовательный
https://infourok.ru/
портал
3.
Фестиваль
«1
www.festival.1september
сентября». Я иду на
.ru
урок
начальной
школы
Примерная информация
Методические
занятий
разработки
Методические
разработки
занятий
Материалы к занятиям
4.
Уроки.ру
www.uroki.ru
5.
Энциклопедия
Кирилла
Мефодия
Внеурока.ру
https://megabook.ru/
6.
и
www.vneuroka.ru
Материалы по экологии и природоведению
7.
Школа
юннатов.
http://www.unnat.ru/
Традиции русского
природоведения
8.
Экологический
http://ecosystema.ru/
Центр
«Экосистема»
9.
Журнал
«Юный
http://unnaturalist.ru/
натуралист»
10.
Красная
книга
http://biodat.ru/db/rb/
России
11.
Красная
книга
https://redbookrf.ru/
России:
12.
Красная
книга
https://mprso.midural.ru/
Свердловской
article/show/id/1091
области
13.
Коллекция
http://iинтересных фактов
fact.narod.ru/ecologia.ht
ml
14.
Коллекция
https://www.infoniac.ru/n
интересных фактов
ews/environment/
по экологии
15.
1001
викторина.
https://1001viktorina.ru/c
Флора и фауна
at/c83
Материалы о животных
16.
Союз охраны птиц
http://www.rbcu.ru/
России
17.
Программа «Мы –
твои друзья»
Материалы о растениях
18.
Детям о растениях
https://www.petschool.ru/
https://steshka.ru/detyamo-rasteniyax
Поурочные
планы:
методическая
копилка,
информационные технологии
в школе
Учебные
материалы
и
словари
Окружающий мир: задания,
тесты,
наглядные
и
занимательные материалы
Календарь природы Рассказы
о растениях и животных
Определители растений и
животных
Рефераты
Иллюстративный материал
Анонсы номеров журнала
Конкурсы Клуб почемучек
Издание 2000 года
С изменениями 2020 года
Издание 2018 года
Интересные
факты
экологические
Интересные
факты
экологические
Тематические
викторины
он-лайн
Систематическая фотогалерея
птиц Методические пособия
по «Птицам года» Литература
по птицам Красные книги
Инструкции по учетам птиц
Конкурсы
Образовательная программа о
домашних питомцах для
младших школьников.
Строение
растений.
Комнатные растения. Как
Детям о растениях правильно
ухаживать? Лекарственные
растения Стихи и загадки.
Карточки.
Раскраски
Развивающие задания по теме
Материалы для практических и творческих работ
19.
Центр «АДАЛИН»
http://adalin.mospsy.ru/l_
03_00/l0227.shtml
20.
Информационное
http://www.infoniac.ru/n
агенство
ews/Podelki«ИНФОНИАК»
izprirodnogomaterialasvoimirukami.html
21.
Поделки для детей
https://podelkidlyadetei.ru
/category/po-vremenigoda/
Поделки
из
природного
материала
Поделки со схемами, фото,
инструкциями
Поделки по временам года,
по праздникам, по разным
возрастам
Приложение 1
Диагностическая карта
В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов.
В конце года все баллы суммируются. Высокий/(продвинутый) уровень освоения
программы – от 8 до 9 баллов. Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 4 до 6
баллов. Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 1 до 3 баллов.
Группа №__________________________________________
№
Фамилия Имя
Входная
диагностика
Промежуточная
диагностика
Итоговая
диагностика
Приложение 2
Показатели
Оценочные средства
Степень
выраженности
Критерии
оцениваемого
качества
Методы
диагностики
Теоретическая
подготовка
1.1 Теоретические знания
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
1.2
Владение
специальной
терминологией
Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии
Минимальный
уровень
(ребенок
овладел менее чем 0,5
объема
знаний,
предусмотренных
программой) Средний
уровень
(объем
усвоенных
знаний
составляет
0,5)
Максимальный
уровень
(ребенок
освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренный
программой)
Минимальный
уровень
(ребенок
избегает
употребления
специальной
терминологии)
Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальную
и
бытовую
терминологию)
Максимальный
уровень (специальные
термины употребляет
осознанно
в
соответствии с их
содержанием)
Наблюдение
Тестирование
Контрольный
опрос
Собеседование
Практическая
подготовка
2.1 Практические умения
и
навыки,
предусмотренные
программой
Соответствие
практических
умений
и
навыков
программным
требованиям.
Минимальный
уровень
(ребенок
овладел менее чем 0,5
объема умений и
навыков,
предусмотренных
Контрольное
задание
2.2
Владение
специальным
оборудованием
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования
и оснащения.
2.3 Творческие навыки
(Креативность)
Креативность в
выполнении
заданий
программой) Средний
уровень
(объем
усвоенных умений и
навыков составляет
0,5) Максимальный
уровень
(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренный
программой)
Минимальный
уровень
(ребенок
испытывает
определенные
трудности при работе
с
оборудованием)
Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальный
уровень (работает с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает особых
трудностей)
Начальный
(элементарный)
уровень
развития
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь
простейшие задания
педагога)
Репродуктивный
уровень (выполняет
задания на основе
образца) Творческий
уровень (выполняет
задания с элементами
творчества)
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Воспитательный
компонент
3.1. Личностныекачества
Соответствие
принятым
в
обществе
правилам,
Максимальный
уровень:
сформированность
духовно-
Педагогическое
наблюдение
Участие
в
различных
традициям.
нравственных,
этических,
гражданскопатриотических
качеств,
уважительное
отношение
к
родителям,
сверстникам, истории
страны
и
малой
родины, культурным
традициям
народа,
правилам, принятым в
обществе, стремление
к саморазвитию и
самопознанию,
продуктивное
сотрудничество
с
окружающими
при
решении различных
творческих
задач.
Средний
уровень:
недостаточная
сформированность
вышеперечисленных
качеств.
Низкий
уровень: полное или
частичное отсутствие
вышеперечисленных
качеств.
акциях
проектах
и