Заповедные тропы Урала. Введение

Пояснительная записка
Программа “Заповедные тропы Урала. Введение.” имеет
естественнонаучную направленность, область познания – биология, экология.
Данная программа разработана с учетом требований, указанных в
следующих документах:
Федерального уровня:

Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022г. N 678-p) (далее — Концепция развития дополнительного
образования детей);

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование
для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол
от 30.11.2016 № 11) (далее — Федеральный приоритетный проект);

Федеральный Закон от
29.12.2012
г.
№ 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273);

Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 N 196
(ред. от 30.09.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Регионального уровня:

Постановление Правительства Свердловской области от
01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного
образования детей Свердловской области»;

Постановление Правительства Свердловской области от
06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 3s 162-Д «Об утверждении Концепции

развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 N 70—Д «Об утверждении методических
рекомендаций;

«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
Муниципального уровня:

Муниципальные правовые акты, Устав МБУ ДО - ГДЭЦ.
Актуальность программы
В настоящее время остро стоит проблема экологического образования.
Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не
только средства массовой информации и экологические курсы в учебных
заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. В этом
случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического
воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе
непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в
природном окружении. Экологическая тропа – маршрут, проходящий через
различные природные объекты территории, имеющие эстетическую,
природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают
устную или письменную информацию об этих объектах. Программа
“Заповедные тропы Урала” предусматривает изучение природы нашего края,
ее флоры и фауны на разработанных автором программы экологических
тропах в парках и лесопарках города Екатеринбурга, посещение и знакомство
с ООПТ(особо охраняемые природные территории. В пределах
муниципального образования г. Екатеринбург функционируют 49 ООПТ,
общей площадью 19 740,6 га или 17 % площади МО г. Екатеринбург,
относящиеся к 8 категориям: один природный парк; три зпаказника (1
ботанический, 2 гидрологических); два дендрологических сада (парки)
двенадцать памятников природы; 15 лесных парков, десять городских парков,
четыре памятника ландшафтной архитектуры ; два парка – выставки. Также
предусмотрена работа с зоологическими коллекциями.
Отличительные особенности.
Идеей создания программы послужила потребность учащихся в
изучении природы родного края и в получении знаний и навыков натуралиста,
то есть исследователя животных в их естественной среде обитания.
Эти знания являются основой формирования экологического
мировоззрения.
Эколого-биоценотическая направленность содержания программы
ориентирована на формирование целостного биоценотического подхода в
восприятии окружающего мира и природы в целом.
Исследовательская деятельность планируется на протяжении всего
курса обучения, она включает обучение методам сбора научной информации,

умению анализировать и классифицировать добытые факты, способствует
формированию критического и аналитического мышления.
Коммуникативная практика направлена на социальную адаптацию,
умению работать командой, готовности к взаимодействию с различными
социальными институтами.
Новизна программы состоит в увеличение количества часов
практической части курса, в которой предусмотрены работа с
коллекционными материалами, наблюдения на экскурсиях и практические
задания по определению представителей флоры и фауны, а также выполнении
самостоятельных исследовательских работ. Важным условием курса является
ведение полевого дневника и пополнение баз данных биоразнообразия города
Екатеринбурга.
Практическая значимость программы обусловлена тем, что в ходе ее
освоения, обучающиеся приобретают навыки наблюдения в живой природе,
умения полевого определения животных и растений, представления о природе
нашего края и о хрупкости экологического равновесия окружающей среды.
Детям младшего и среднего школьного возраста характерны большая
физическая активность и постоянная смена деятельности, а также стремление
показать себя среди сверстников. Поэтому практические занятия, где
стремление быть первым в попытках первому - обнаружить, определить, найти
закономерность - реализуется наиболее оптимально.
Адресат.
Программа адресована школьникам 7-17 лет, проявляющих интерес к
живой природе и окружающему миру, интересующихся животными, ведущих
активный образ жизни. Программа предусматривает у ребят развития
умения видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их
разрешения. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового
обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах 10-15
человек.
Режим занятий.
Обучение проводится 1раз в неделю, время одного занятия – 4 часа.
Объём образовательной программы 48 часов.
Срок освоения.
Срок освоения 3 месяца.
Уровневость.
Форма обучения.
Используются различные формы организации занятий (групповая,
фронтальная,
индивидуально-групповая,
индивидуальная). Занятие
комбинированные, включают теоретическую и практическую части обучения.
Программа реализуется на образовательных площадках Городского детского
экологического центра г. Екатеринбурга, в городских парках и в природной
среде пригородной зоны. Предполагается посещение особо охраняемых
природных территорий г. Екатеринбурга

Виды занятий.
В программе предполагается интерактивная форма занятий, беседа с
применением наглядных пособий, проведение семинаров, практических
занятий, походы выходного дня и экскурсии, творческие задания, работа в
малых группах.
Формы подведения результатов.
Подведение результатов в программе будет проводиться в ходе
педагогического наблюдения при выполнение самостоятельных заданий и
исследовательских работ, решения задач поискового характера в челленджах,
участия в всероссийских и международных программах и проектах по учету и
мониторингу биологического разнообразия.
Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель.
Создание условий для формирования у детей и подростков
экологического мировоззрения в процессе познания окружающего мира, а
также раскрытие исследовательского потенциала через изучение
биологического разнообразия родного края
Задачи программы
Обучающие
- познакомить учащихся с особо охраняемыми природными
территориями города Екатеринбурга;
- дать представление о представителях флоры и фауны окрестностей
города Екатеринбурга
- дать возможность учащимся приобрести основы экологических
знаний;
- дать представление о методах экологического исследования
-сформировать представление об экологических взаимодействиях
организмов;
- сформировать знания о современных экологических проблемах и
современных подходах к охране природе;
- освоить навыки полевого определения растений и животных по
внешнему виду, по следам, в разных стадиях жизни организма;
Развивающие
- Повысить уровень интеллектуального развития учащихся;
- расширить кругозор и эрудицию учащихся;
- освоить методики биологических и экологических наблюдений и
исследований;
- развивать навыки применения теоретических знаний на практике,
умения находить и
выделять признаки и взаимосвязи между компонентами экологических
систем;
- сформировать познавательный интерес к естественнонаучному
направлению в краеведении;

-сформировать навыки самостоятельной работы с определителями,
картографическим
материалом,
опубликованными
и
фондовыми
документами, другими информационными
источниками (Интернет и т.п.);
Воспитательные
- формировать основы гражданственности, активной гражданской
позиции,
через изучение экологии и краеведения родного края;
-воспитывать основы экологической культуры и поведения;
-сформировать основы системного экологического мышления;
- воспитать чувство социальной ответственности;
-формировать общественную активность личностей учащихся и степень
их социализации
в обществе;

Содержание общеразвивающей программы.
Учебный тематический план
№
п/п
1
2
3

4
5

6

Всего

Часов
Форма
Теория Практика контроля

Знакомство с ООПТ города.
Харитоновский парк
Шарташский лесной парк.
Экологическая тропа
Лесной парк культуры и
отдыха имени Маяковского и
Дендрологический
парквыставка по ул. Первомайская,
87
Дендрологический
парквыставка по ул. Марта, 37а.
Дендрологический
парквыставка по ул. Первомайская,
87
Итоговое занятие. Сравнение
парков.

4

2

2

беседа

12

3

9

задание

12

3

9

задание

8

2

6

задание

8

2

6

задание

4

2

2

Беседа,
доклады.

Итого по программе

48

14

34

Тема.

Содержание учебного (тематического) плана.
Занятие проходят по единому плану. Выбрано 15 ООПТ по количеству
учащихся в группе, за каждым учеником закрепляется изучаемый обьект. В
течение года ведутся наблюдения и собирается материал по выбранному
обьекту, как в ходе экскурсий, личных посещений, так и учитывая материалы
базы данных видового разнообразия https://www.inaturalist.org//
Знакомство с ООПТ, история, краеведческое, географическое,
геоботаническое и фаунистическое описание из информационных источников.
Знакомство с памятниками природы, историческими и иные памятниками на
территории ООПТ.
Практическая часть
Экскурсия в ООПТ. Сбор материала. Описание биотопов, составление
флористических списков. Учет фауны. Составление фаунистических списков.
Выявление редких и краснокнижных видов. Работа с определителями, базами
данных биоразнообразия. Итогом работы является составление паспорта парка
в виде коллективного труда. Варианты исполнения - альбом на бумажном
носителе, презентация, фотоальбом, составление чек-листа. выявление в ходе
мониторинга экологических проблем и поиск путей их устранения. Во время

экскурсии учащиеся фотографируют на телефоны или фотоаппараты или
описывают найденные организмы или их следы или следы их
жизнедеятельности и последующие занятие проходит в составлении видового
списка и приготовления паспорта (в виде презентации, например).
Планируемые результаты.
Учащиеся будут
- знать флору и фауну, редких и охраняемых представителей флоры и
фауны.
-уметь производить корректный сбор первичного материала для
научных исследований (корректная фиксация и документирование
наблюдения), фотофиксацию изучаемого объекта.
-определять в полевых условиях типичных представителей животного и
растительного мира, определять ядовитые растения и животные местной
флоры и фауны.
-работать с базами данных биоразнообразия, уметь картировать и
заносить в базы данных найденные обьекты.
-уметь пользоваться атлас-определителями и определителями,
основанными на контактных признаках.
Учащиеся научатся пользоваться программами Power Point и Яндекс
Карты.
У них будут развиты
-интерес к познанию родного края и окружающего мира;
-основы экологического мышления и природоохранные навыки;
-умение видеть причинно-следственные связи, связанные с природными
явлениями.
Обучающиеся будут обладать следующими качествами
-чувство личной ответственности;
- чувство товарищества и умение работать командой;
-активной жизненной позицией.

Комплекс организационно-педагогических условий.
Материально-техническое обеспечение программы.
МБУ ДО - Городской детский экологический центр располагает
материально-технической базой, обеспечивающий проведение учебной
деятельности
обучающихся,
предусмотренных
учебным
планом.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам. Для осуществления образовательного процесса по
данной программе в МБУДО ГДЭЦ имеются специализированные кабинеты и
необходимое оборудование.
№ п.п
Наименование
Количество, Использование за курс, %
снаряжения
и шт.
оборудования
1
Компас
1
80
жидкостный
2
Бинокль
15
80
3
Фотоаппарат
1
80
6
Карты
15
80
топографические
9
Определители
5
80
Кадровое обеспечение.
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования 1 категории Шевченко Е.И., имеющим высшее биологическое
образование, прошедшим профессиональную переподготовку по
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
По завершении года обучения по программе каждый учащийся делает
исследовательский проект по выбранному ООПТ.

Список литературы
1 Зайцев О.Б., Поляков В.Е. Особо охраняемые природные территории города
Екатеринбурга, ООО «Издательский дом «Ажур», 2015
2.Рябицев В.К. «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири», Екатеринбург.
Издательство Уральского Университета.» 2001 год. 605 с.
3. Богданов В.Д., Большаков В.Н., Госькова О.А. Рыбы Среднего Урала:
Справочник-определитель. Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2006. 208 с.
4. Большаков В.Н., Бердюгин К.И., Васильева И.А., Кузнецова И.А.
Млекопитающие Свердловской области. Справочник-определитель /
Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 2000. 240 с.
5. Большаков В.Н., Бердюгин К.И., Кузнецова И.А. Млекопитающие Среднего
Урала: Справочникопределитель. Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2006а. 224
с.
6. Большаков В.Н., Орлов О.Л., Снитько В.П. Летучие мыши Урала /
Екатеринбург: Академкнига, 2005. 176 с
7.Красная Книга Свердловской области, Министерство природных ресурсов
Свердловской области ; гл. ред. В.Б.Иванов.ООО “Мир”2018
8.Рундквист, Н. А. Свердловская область : иллюстрированная краеведческая
энциклопедия / Н. А. Рундквист, О. В. Задорина. – Екатеринбург : Квист, 2009.
– 456 с. : карты, ил., фото.
9.Третьякова А.С. Флора Екатеринбурга. Екатеринбург, 2011. 192 с.
Интернет – ресурс
https://www.inaturalist.org//



Контакты

620075 г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 44 литер Т

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.